Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Правители Казани: сеиды

Правители Казани: сеиды
Корреспондент ИА «Татар-информ» продолжает знакомить читателей с фрагментами своей книги о правителях Казанского ханства, которая в полном виде скоро выйдет в Таткнигоиздате.

СЕИДЫ 

Сеиды – главы казанского духовенства из числа потомков пророка Мухаммеда, обладали в ханстве большой властью, были практически самыми влиятельными людьми после хана. Именно сеиды возглавляли наиболее значительные делегации на дипломатических переговорах с Москвой. Поэтому можно предположить, что сеиды фактически выполняли функции руководителей внешнеполитического аппарата Казанского ханства, а иногда возглавляли и военные операции. 

КНЯЗЬ СЕИД-АСАН. Он был упомянут в числе ордынской свиты, отправившейся 1 октября 1445 г. в Москву вместе с освобожденным из плена великим князем Василием Васильевичем, войско которого было разбито под Суздалем Махмудом и Якубом. 

Тевекел-Сеид и Касым-Сеид бежали в Орду ногайского/сибирского хана Ивака после взятия русскими Казани летом 1487 г. Оба упоминаются в русско-ногайской дипломатической переписке в качестве ярых противников великого князя Ивана III. 

БУРАШ-СЕИД (Бораш-Сеит, Бурнас – казанский посол в Москве летом 1482, возможно, одно и то же лицо). Первое упоминание о нем – май 1491 г., когда Бураш-Сеид вместе с Абаш-Уланом был послан во главе казанского отряда на Большую Орду по приказу Ивана III. Второй и последний раз его имя встречается в русских летописях под 1507 г. Летом этого года в качестве чрезвычайного посла хана Мухаммед-Амина Бурнаш-Сеид прибыл в Москву, где заключил договор о «мире, братстве и дружбе». Отбыл в Казань 8 сентября 1507 г.

ШАХ-ХУССЕЙН-СЕИД (Шаусейн-сеит). Наиболее заметная фигура из числа казанских сеидов. Впервые упоминается зимой 1511-1512 гг. в качестве главы казанского посольства, обсуждавшего в Москве вопросы взаимных отношений. Вернулся в Казань с русским послом И.Г. Морозовым. Вновь Шах-Хуссейн-Сеид прибыл в Москву в марте 1512 г., где самолично подписал шертную грамоту от имени Мухаммед-Амина на верность «вечному миру» с русским государством. И вновь Шах-Хуссейн-Сеид в Москве в июне 1516 г. – с известием о тяжелой болезни Мухаммед-Амина. Вернулся в Казань со специальным русским посольством, которое привело население Казани к присяге. Обратно приехал в Москву с русскими послами, имея на руках челобитную казанской знати с просьбой прислать Абдул-Латифа в качестве нового казанского хана.

Однако после воцарения в Казани промосковского ставленника Шах-Али в 1519 г. Шах-Хуссейн-Сеид подался в Крым. В начале января 1524 г. Василий III в грамоте крымскому хану Сеадет-Гирею требует от него выдачи казанского посла «Шаусейн-сеита», который присягал великому князю от имени ханства на верность Шах-Али, в чем изменил. 

Последнюю информацию о Шах-Хуссейн-Сеиде мы находим в донесении новгород-северского воеводы, получившего эти сведения из Крыма: «А про Шаусейн Сеитя Миша и Сабак /русские послы в Турции/ сказывают, в Крыме говорят, что ему /Шах-Хуссейн-Сеиду/ в Казань назад не бывать: да слышали, сказывают, слухом, а дополна не ведают, – будто Сеит в Крыме женился». 

УСЕИН-СЕИД. Впервые упомянут в грамоте Сеадет-Гирея Василию III в декабре 1526 г. Крымский хан упрекает великого князя, почему, мол, не отпустил Усеин-Сеида в Казань. С грамотой Сафа-Гирея о мире Усеин-Сеид приезжает в Москву 10 марта 1538 г., отпущен в Казань 8 апреля 1538 г. Вновь приехал в Белокаменную 17 августа 1539 г., в Казань поехал 12 сентября 1539. По Никоновской летописи, Усеин не сеид, а князь. 

БЕЮРГАН-СЕИД (Боиган-сеит, Биюрган сеит, Абеюрган-сети). Информировал Ивана IV 17 января 1546 г. об изгнании Сафа-Гирея из Казани. В начале июня 1546 г. Беюрган-Сеид лично встречал назначенного ханом в Казань Шах-Али в Васильсурске. После возвращения Сафа-Гирея в Казань летом того же года Беюрган-Сеид другие противники Сафа-Гирея бежали в ногайскую орду Юсуфа. Любопытно, что по данным князя Юсуфа, Сафа-Гирей, овладев Казанью, убил «сейтя» в числе других своих врагов. Летом 1549 г., желая привлечь на свою сторону влиятельных казанских эмигрантов, Иван IV шлет Беюрган-Сеиду и другим беглецам опасные (охранные) грамоты для проезда в Москву. Зная о сложном материальном положении казанцев, живущих у Юсуфа (в Казани их дворы были разграблены Сафа-Гиреем), великий князь шлет Беюрган-Сеиду и другим казанцам свое жалование, сукно. В декабре 1549 г. в Москве узнали о судьбе Беюрган-Сеида. 

И Беюгансейтю было в ногаех жити нечем, и он з слугами своими в Бухарскую сторону пошел» – писал ногайский мурза Абдул-Бакши Ивану IV. 

МАНСУР-СЕИД (Мансырсеит). Прибыл в Казань из Астрахани в конце 1545 г., через несколько дней после приезда бежал из города вместе с Сафа-Гиреем, свергнутым с престола недовольными казанцами – «…Сафа-Гирей царь с сеитем Мансырь сеитем побежал в Астарахан, да у астараханского царя и у царевича силу взяв, пришел Казан облег». Беглецы направились в Астрахань, больше о нем упоминаний нет. 

МАГМЕД-СЕИД (Мааметсеит). Сын Мансур-Сеида, 14 августа 1551 г. встречал Шах-Али на устье Казанки. Интересно, что перед решающим штурмом Казани 2 октября 1552 г. хан Ядкар приказал «новому сеиту казанскому» «молбы творите». То есть, получается, что этим сеидом был уже не Магмед-Сеид, но это по версии автора «Казанской истории», возможно функции последнего главы казанского духовенства в этот момент выполнял Кул-Шариф. 

ЗЕН-СЕИД в марте 1553 г. руководил набегом на Горную сторону, в результате которого был пленен московский воевода Б.И. Салтыков. 

УСЕИН-СЕИД в феврале 1554 г. после челобития «дал правду» русским воеводам.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев