Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Правители Казани: ханша Суюм-бика

Правители Казани: ханша Суюм-бика
Корреспондент ИА «Татар-информ» продолжает знакомить читателей с фрагментами своей книги о правителях Казанского ханства, которая в полном виде скоро выйдет в Таткнигоиздате.

СУЮМ-БИКА (Сумбека, Сумбек, Сююнбук, Сююнбек, Сюнбек, Суюм-бика, Сююндук, Сююнбен). 

Дочь влиятельного ногайского князя Юсуфа, самый легендарный женский персонаж в истории Казанского ханства. Летом 1533 г. с ведома великого князя она была выдана замуж за казанского хана Джан-Али. Было Суюм-бике тогда примерно 12-15 лет. Есть основания полагать, что этот союз не принес ей счастья, что не редкость в династийных браках. В донесении русского посла в ногаях за сентябрь 1535 г. есть, в частности, такие строки: «А к Юсюфу Государь, ис Казани дочь присылала Яналеева Царица. Сказывают, Государь, Яналей Царь ее не любит. И Юсюф, Государь, сказывают, послал х Казанским Князем, чтобы Яналия Царя с Казани сослали, а дочерь его ему отдали», – Посольские книги по связям России с Ногайской Ордой: 1489-1549. Махачкала, 1995, с.150.

После убийства Джан-Али Суюм-Бика стала женой Сафа-Гирея. И с новым мужем, по словам Ивана IV, Суюм-Бика жила без теплоты: «/Сафа-Гирей/ Яналея Царя убил, а дочерь твою /письмо адресовано Юсуфу/ взял, и многую ей соромоту учинил как писати непригоже». После смерти Сафа-Гирея в марте 1549 г. стала регентшей при своем малолетнем сыне от Сафа-Гирея Утемыш-Гирее. Но в отличие от Гаухоршад, Суюм-Бика была номинальной правительницей в самый драматичный, заключительный период истории ханства.

Реальной властью в Казани в годы ее правления обладал фаворит Суюм-Бике крымский улан Кучак-оглан («Кощак улан») (см. красочную историю их отношений в «Казанской истории»). 9 августа 1551 г. Суюм-Бика вместе с Утемыш-Гиреем была выдана казанцами русским воеводам и 12 августа была отправлена в Москву, куда приехала 5 сентября 1551 г.

В начале февраля 1552 г. Иван IV написал Юсуфу о судьбе его дочери. «А Сафагиреев сын Утемеш Кирей Царь за отца своего грубость ныне у нас на Москве. А мати ево Сююнбен Царица к намже приехала, а Шигалей Царь у себя ее держати не захотел. И мы тебя для дочерь твою и Сююнбек Царицу пожаловали великим своим жалованием платьем и ествою издоволили, и сына ее за Шигалеем Царем учинити».

Выдав Суюм-Бику за Шах-Али Иван Грозный приказал своему верному вассалу контролировать переписку новой жены с отцом и братьями, ногайскими мурзами: «А каковы грамоты Сююнбек Царица к Юсуфу Князю и к матери пошлет, и ты бы брат наш с тех грамот списки к нам прислал».

Вполне ожидаемо, что непростая судьба Суюм-бике после ее выдачи казанцами стала едва ли не главной темой русско-ногайских отношений. 

Примечательно, что отец Суюм-Бике Юсуф был в неведении о дальнейшей судьбе дочери, до него даже доходили слухи, что якобы Шах-Али отрезал жене нос и жестоко казнил ее, поэтому Иван IV посоветовал Шах-Али в январе 1554 г. показать живую и невредимую Суюм-Бике специальному послу Юсуфа. Отец и братья Суюм-Бике требовали у царя вернуть им свою дочь и сестру, удерживая в заложниках русских послов. На что Иван Грозный ответил резко, выдвинув свою версию деятельности Суюм-Бике в Казани: «И как Сафакирей царь умер, и дочь твоя /Юсуфа/ содиначася и Крымци и с Казанцы многие нам грубости делали; и мы за те грубости сами х Казани ходили...».

Или так, уже в письме князю Юнусу, брату Суюм-Бике: «И тебе самому ведомо, дочь его /Юсуфа/ Сююнбек сколко нам в Казани грубости учинила, и как нам ее бог в руки дал, и мы лихое позабыли отца для вашего дружбы и вас для». 1554 год стал последней датой упоминания имени Суюм-Бике, видимо, вскоре она умерла. (см. новейшее исследование о ногаях. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М; 2002).

В следующем очерке речь пойдет о сеидах, главах духовенства Казанского ханства.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев