Спектакль в двух действиях «Исэнмесез?!», или «Живы ли Вы?!», который создали режиссер Фарид Бикчантаев и драматург Мансур Гилязов, повествует о жизни большой семьи Исламовых, которые собрались в родной деревне для того, чтобы отпраздновать народный татарский праздник Сабантуй. Подобные празднества всегда служат поводом повидаться с родственниками и поделиться проблемами, обсудить последние новости, поговорить по душам и, наконец, просто отдохнуть и получить порцию позитивных эмоций. Однако это лишь верхушка айсберга, спектакль скорее поведает о семейных проблемах, и, возможно, многие смогут узнать себя и свои неурядицы в героях произведения Мансура Гилязова.
«ЖИВЫ ЛИ ВЫ, ТАТАРСКИЙ НАРОД?!»
Главными действующими лицами спектакля являются семья Исламовых, которая состоит из трех братьев — Тамерлана, Муслиха и Фаниса и двух сестер — Нурии и Ханифы, а также их многочисленных родственников и односельчан. Одного из родственников стоит выделить особо — это Муслим, муж одной из сестер Исламовых Ханифы. Он болен онкологией, и из-за его заболевания начинают происходить основные события в произведении. В начале спектакля Тамерлан готов прогнать его из семьи с позором из-за аварии, виновником которой стал Муслим, когда пьяным сел за руль. В аварии погибли отец и мать семьи Исламовых. Позже Исламов уже собирает деньги на лечение в Германии больному раком Муслиму.
Название спектакля «Исэнмесез?», или в переводе на русский язык «Живы ли вы?», взято не случайно, и не зря в конце слова стоит вопросительный знак. Режиссер и драматург использовали его как напоминание о важности смысла слов.
«Смысл слов мы потеряли, значение слов, некую глубину некоторых слов», — говорит Фарид Бикчантаев.
Важная проблема: теряем смысл и суть слов татарского языка
В Татарстане перестали вникать в суть этого слова и забыли, с чем именно связано приветствие. В спектакле объясняют историю «Исэнмесез» с точки зрения исторических фактов. Когда Иван Грозный захватил Казань, многие татары погибли. Оставшиеся в живых, боясь смерти, попрятались в лесах, болотах, пещерах, на островах. И после страшных событий, встречая друг друга, татары с радостью и восклицанием говорили: «Живы ли вы?» Далее вопрос преобразовался в приветствие, которым татарский народ пользуется по сей день. Драматург Мансур Гилязов ставит в конце фразы вопросительный знак и обращает ее уже к татарскому народу: «Вы живы?!»
«Мне нравится — уже достаточно избитая фраза, которой мы пользуемся в быту, используем фразу „Исэнмесез“ как русское „Здрасьте“. Татарча, урысча и не поймешь. Мы потеряли сейчас язык во всех этих избитых фразах, и к языку мы относимся так, между прочим», — заявил режиссер.
Родственников мирить – дело непростое
В начале спектакля все идет на спокойных и местами веселых нотах, до появления на сцене одного из главных героев и возмутителей спокойствия – Тамерлана, одного из трех братьев. Роль Тамерлана исполняет Ильдар Хайруллин, народный артист РТ и заслуженный артист РФ.
Тамерлан Исламов всю жизнь проработал врачом-травматологом, которого отправили на пенсию против его воли. Он не желает мириться с судьбой пенсионера и предпринимает решения, крайне опрометчивые на первый взгляд, но в то же время нужные для встряски родственников. Поступки Тамерлана действуют на семейных как пощечина или ушат холодной воды, но приносят свои плоды, и в финале нас ждет душещипательная развязка.
Праздник плуга — важность Сабантуя для предков
Лето. Декорации спектакля погружают нас на деревенские задворки, или «ындыр» (гумно), где будет происходить основное действо на протяжении всего спектакля. Мы видим четырех пожилых мужчин, которые сидят посреди сцены, обсуждают насущные проблемы и следят за тем, как с помощью крана устанавливают деревянный столб посреди сцены, который является неотъемлемой частью праздника Сабантуй. Высоченный раскачивающийся столб несет в себе символ праздника и приверженности традициям.
Фото/Марат Ишкильдин
Так как праздник Сабантуй возник во времена, когда предки татар были кочевниками, то столбы служили тренажером для юношей, которым в дальнейшем предстояло взбираться на высокие дозорные башни будучи воинами.
Как столб Сабантуя установить и правильно барана выбрать
На сцене появляется один из братьев – Муслих, который остался жить в деревне в отличие от своих братьев и принимает всех во время праздника. Роль Муслиха досталась Минвали Габдуллину, заслуженному артисту РТ.
Он командует крановщиком, чтобы тот ровнее установил столб. Старики между собой перекидываются репликами, что раньше, когда они были молоды, столбы устанавливали вручную и помощью техники не пользовались. Это первое напоминание зрителю о традициях предков.
Далее Муслих объясняет своему сыну и племянникам, как правильно выбрать барана к Сабантую, который может стать призом для победителя в борьбе корэш или на скачках. Тут зритель получит рекомендации, которые, по словам Муслиха, должен знать каждый татарин: «Где бы он ни жил, хоть в Москве, хоть в Париже, ты должен знать этот порядок!»
Испортить праздничное настроение: рецепт от главного героя
Позже нам показывают подготовку к празднеству и хорошее настроение всех собравшихся на Сабантуй родственников. Однако веселые возгласы и гулянье прерывает появление Тамерлана в дешевой больничной одежде.
«Тамерлана упекли в психбольницу, потому что он бросился на главврача из-за того, что его отправляют на пенсию. Чтобы спрятать от заключения в тюрьме, его отправляют в заведение для душевнобольных», — говорит Бикчантаев.
Тамерлан Исламов, главный герой спектакля, вначале кажется нам антагонистом и злодеем, который ненавидит мужа своей сестры Муслима, роль которого замечательно отыгрывает Фанис Сафин — заслуженный артист РТ. Исламов издевается над ним и оскорбляет при всех родственниках.
В течение спектакля Тамерлан совершает поступки, которые могут показаться ошибочными на первый взгляд. Когда слышит об аварии, он пытается вернуться в больницу, прооперировать пострадавших, но его встречает медсестра и просит покинуть реанимацию. Так для зрителя рождается образ главного героя, его бесшабашность и горячий нрав, которые позже проявятся, когда он в одиночку попытается защитить столб Сабантуя от похитителей и получает взбучку. Однако самым бесшабашным поступком останется сбор денег для операции Муслиму, которую должны провести в Германии.
Все жертвы и поступки главного героя оправданы тем, что Тамерлан единственный из всей большой семьи взялся за объединение семьи радикальным способом. Он в буквальном смысле взял огонь на себя и решил помочь родственнику, которого люто ненавидит, потому что милость выше справедливости, и Тамерлан очень четко дает нам это понять на протяжении всего спектакля.
«В пьесе Мансура Гилязова герою Муслиму, который болен раком, Тамерлан все-таки делает операцию, но не спасает его, а почти убивает. Мы из спектакля это убрали. По задумке, все дело скорее в желании помочь больному любым способом, и он хоть как-то пытается», — говорит режиссер спектакля.
«Живы ли вы?!» заставит задуматься и сопереживать
Зрителям продемонстрируют на примерах вред алкоголизма, подкаблучничество в семьях, безразличие людей к проблемам близких родственников и желание остаться при своих, а там будь что будет.
Сильное произведение тандема режиссера Фарида Бикчантаева и драматурга Мансура Гилязова не оставит вас равнодушными до конца спектакля. Количество событий на квадратный метр сцены сможет потрясти зрителя, но только в первой части, вторая же расставит все на свои места и даст полную картину происходящего. В конце концов, такова наша жизнь.
«Зритель не потеряется, потому что жизнь сама по себе богата на события, на которые человек перестал обращать внимание. На аварию мы не обращаем внимания, порой на проблемы близких тоже. Здесь много всего, много правды», — добавил Фарид Бикчантаев.
Нет комментариев-