Сказки, записки путешественников и поэмы
Как и у многих народов мира - у татар также встречаются легенды и предания о древних великанах, которые якобы населяли землю до человека. Это нашло отражение в татарских сказках и в литературе, например, в сюжете одной татарской сказки сын великана принес домой найденного «игрушечного» человека с лошадью. А когда показал находку отцу, то отец попросил его вернуть человека на место, и не причинять вреда, так как люди будут населять землю после великанов.
Сюжет этой сказки очень распространен среди народов Поволжья, и похожие сказки про великанов есть у марийцев, удмуртов, чувашей и мордвы. В легендах про марийского великана Онара, также находят маленького человечка, и прямо с лошадью приносят его в своё жилище, только сын показывает человека не отцу, а матери. А потом Онар также возвращает человека на место невредимого.
В татарской (тюркской) мифологии, как правило, великанов называли «Алып». Это впервые упоминается в Орхоно-Енисейских надписях VII–XI вв. Аналогично в качестве великана слово «Алып» было указано в «Словаре тюркских наречий» Махмуда Кашгари (XI в.) и поэме «Сказание о Йусуфе» Кул Гали (XIII в.). Немного позднее, в Казанском ханстве у великанов также было второе название - «Олбуд».
Первое письменное свидетельство о «великане» оставил известный путешественник Ибн Фадлан, который посетил в 922 году Волжскую Булгарию в качестве секретаря посольства багдадского халифа аль-Муктадира. В своих мемуарах он сослался на историю, которую рассказал булгарский правитель Алмуш про огромного великана, который своим богатырским видом наводил страх на окружающих людей.
Как звали великанов у марийцев, чувашей и удмуртов
Почти через двести лет после этого в Древнем Булгаре побывал арабский путешественник аль-Гарнати (1135-1136гг.). Он также оставил воспоминания о преданиях булгарского народа про великана и богатыря Алыпа. Якобы он в древности жил среди булгар, был невероятной силы, а рост имел более семи локтей (примерно три метра). Этот великан-богатырь происходил из племени адитов (упоминаются в Коране), и это племя было уничтожено Всевышним за отказ принять ислам. Скорее всего, это более поздняя интерпретация древних легенд, где указывалось, что племя великанов боги уничтожили за их невероятную гордыню.
По татарским легендам великаны населяли в древности землю, но их было довольно мало. Алып мог за день пройти огромное расстояние, он спокойно перешагивал реки, как ручьи, деревья ему были по колено (по пояс). Если он вытряхивал землю из лаптей – появлялись горы, если ложился спать: земля так проваливалась под ним, что появлялись озера. Великан был необычайно силен: он мог переносить с место на место огромные камни, мог вырывать деревья с корнями из земли. Но обычно в народных сказках великаны были достаточно простодушные, глупые и не очень злые.
Интересно, что «похожие» великаны были и у всех соседних народов Поволжья. Так, у народа мари был Онар, у удмуртов – Алангасар, у чувашей – Улып. При этом по описанию они были очень похожи на Алыпа, например, они могли за день пройти от Ветлуги до Вятки, а потом высыпать землю из лаптей, потом на этом месте появлялись горы Онара (Онар курык), холмы Алангасара (Алангасар гурезь), курганы Улыпа (Улӑп тӑпри). Случайны ли такие совпадения, обитали ли на нашей земле в стародавние времена люди такого невероятного размера, или все это только народное творчество.
Как наказали великанов
Следует указать, что в Марий Эл, в Удмуртии и в Кировской области до нашего времени существуют холмы, которые названы в честь древних великанов. Например, холм Онара в Моркинском районе Марий Эл – около деревни Шоруньжа, холмы Онара также есть в Горномарийском (с. Кузнецово), Звениговском, Сернурском (д. Шукшиер) и Куженерском районах.
Горы Алангасара (Алангасар гурезь) существуют в Алнашском районе Удмуртии (Верхний Утчан), также в Дебёсском районе – гора Байгурезь, в Кильмезском районе Кировской области (у д. Паска).
Но такие горы, сами по себе, не доказывают существование великанов. Хотя фольклор разных народов не создавался на пустом месте, и когда сознание человека встречается с чем-то необычным, то это надолго сохраняется в народной памяти в виде тех же сказок или легенд. Вполне вероятно, что в древности на территории Поволжья существовало племя необычайно высоких людей. Даже рост в 2-2,5 метра вполне мог показаться необычайно огромным для низкорослых людей древних веков. А если путешественники указывали 3 и более метра, то это вполне могли быть настоящие богатыри.
Наиболее подробно о великанах рассказывается в марийских преданиях: Онары жили в этих краях очень давно, а потом по каким-то причинам ушли далеко на север. По одной версии – они спасались от ужасной жары и палящего солнца (якобы это была божественная кара за невероятную гордыню). По другой версии: они превратились в огромные камни и скалы, такая легенда есть у народа манси про каменные останцы Маньпупунёр в республике Коми.
Волоты и кости динозавров
Неким доказательством существования в древности огромных людей являются ископаемые кости, которые иногда находили в долинах рек, когда полая вода подмывала берега. Один из таких случаев, когда при подмыве берегов нашли кости огромной величины, описан в книге Мельникова-Печерского «В лесах».
Кости великанов нашли на Ветлуге, а жившие там в позапрошлом веке русские старообрядцы утверждали, что в древности в этих краях жили огромные люди, их древнеславянское название – Волот (Волоты) – то есть великаны. Кости огромной величины находили на берегах Вятки, около города Котельнич. В основном там выкапывали кости динозавров (парейазавров), но были кости, которые походили на человечьи, только больших размеров. Кстати, находки огромных костей ископаемых животных в прошлых веках укрепляли веру людей в древних драконов и чудовищ.
Видения из рощи
Собственную версию «появления» великанов предложил марийский фольклорист В.А. Акцорин. Он тщательно собирал и анализировал марийские мифы и легенды, в том числе, сказание про Онара – марийского великана. Дело в том, что на территории обитания финно-угорских племен (север России) совсем недавно, по геологическим меркам, проходило несколько больших и малых оледенений. После ухода ледника образуются обширные пространства тундры и лесотундры, которые начинают зарастать лесом. Туда сразу устремляются племена охотников в поисках животных и дичи, и получается, что в условиях лесотундры человек ростом выше всех деревьев. А поскольку почва после ледника топкая и болотистая, то человек встанет на неё или ляжет – мох проваливается и появляется лунка с водой – почти озерцо. Акцорин утверждал, что предания о тундровых кочевьях вполне могли перерасти в Онаров, где человек выше любого дерева, а наступив ногой на землю, можно продавить её так, что получится озеро. В пользу этой версии указывают марийские мифы, где говорится о вечном дне в древности человечества – то есть остатки «воспоминаний» о полярном дне и незакатном солнце. Именно за полярный день человек может передвигаться по тундре на сотни и тысячи верст, и тут не надо быть Онаром, чтобы пройти огромное расстояние.
Ну, и напоследок, история из современной жизни. Мы уже рассказывали про марийские священные рощи – кюсото (юмото), после совершения молений их как бы «закрывают». Делает это карт (марийский жрец), обходя рощу по периметру и произнося определенные заклятия. Это делается, чтобы в рощу не зашли посторонние люди, и чтобы её не осквернили. Так вот, собрано несколько десятков реальных случаев, когда человек по незнанию (может быть, заблудился или просто гулял) заходил в такую рощу, и там встречал человека или людей огромного роста в национальной марийской одежде. Как правило, это видение просто отпугивает человека от рощи, не нанося ему вреда. Но такие истории также приводят к появлению легенд о великанах.
Фото предоставлено автором: Хафизов А.А.
Фото на постере: скрин видео youtube.com