Все верили, что Луиза придет на школьный выпускной на своих ногах. Она пришла, только одна нога была железная
Туманное, сумрачное утро ноября 2012 года. Десятиклассница Луиза Закирова идет в школу к 8 утра через трамвайные пути, которые положили пару месяцев назад. Она до сих пор не понимает, как произошло событие, в корне изменившее ее жизнь. Луизу сбил трамвай, а ее первой мыслью было: «Кажется, я еще не скоро попаду в школу».
«У меня родители медики, и я всегда знаю, что если ты ударилась или упала, то надо проверить: все ли конечности шевелятся. И вот я пробую: руки шевелятся, одна нога шевелится, а вторая… Как-то не так. Решила потрогать рукой и поняла: ну всё, переехало ногу. Я всё сразу поняла», — вспоминает Луиза спустя годы.
Дочка диагноста из РКБ и преподавательницы медвуза, она отнеслась к ситуации с холодным расчетом: голова в порядке? — в порядке. Детородные органы в порядке? — в порядке. Есть нога или нет — это не проблема, люди живут и без них. Так началась новая жизнь Луизы.
Ее доставили в Республиканскую клиническую больницу с открытым переломом бедра, а ногу пришлось ампутировать на уровне тазобедренного сустава. После той ситуации девушка перенесла около десяти операций, но даже воспоминание об этом периоде является поводом для шутки: «Оперировали меня только так».
«Я иногда думаю: как я могла в тот момент не грустить? Был такой сложный период, но мне было спокойно внутри. Благодаря этой поддержке вокруг, приходили ко мне и друзья, и директор школы. Навещали даже незнакомые люди, передавали подарки», — рассказывает девушка.
История Луизы потрясла тогда весь город, был открыт сбор средств на лечение и протезирование. Одним из тех, кто помог семье Закировых в непростой момент, оказался мэр Казани Ильсур Метшин. Спустя год девушка вместе с родителями встретилась с градоначальником, чтобы поблагодарить за поддержку.
«Рисков было полно. Было непонятно, выживу я или нет. Это была большая травма, я потеряла очень много крови. Было много грязи на ранах. Если бы все не сработали, как сработали, то могли бы быть последствия, и меня бы тут не было», — объясняет Луиза.
Меньше чем через год, в августе 2013-го, она уже стояла на протезе, а в сентябре пошла вместе с одноклассниками в 11-й класс. Правда, последствия большого количества операций под общим наркозом дали о себе знать. Луиза чувствовала, что сомневается в собственных знаниях, и с калькулятором проверяла, сколько будет 2+2. Но она не из тех, кто сдается, поэтому за 11-й класс упорно наверстывала программу прошлого года, изучала новое вместе с одноклассниками и готовилась к ЕГЭ.
«Мне все говорили, когда я еще лежала в больнице: „На выпускном ты должна станцевать вальс“. Мне это говорили сразу после ампутации. И действительно, наступил выпускной. Мне сшили красивое платье, такой торжественный момент, что-то невероятное. Одноклассник пригласил на первый танец, мы танцевали, было весело. Все радовались, что я пришла на двух ногах, хоть одна из них и железная», — с улыбкой вспоминает девушка.
Благодаря помощи города Луизе поставили высокотехнологичный протез. Он позволяет ходить, ездить на велосипеде, роликах и коньках, кататься на сноуборде. На нем нельзя только бегать, но, несмотря на это, Луиза нашла спортивное занятие по душе.
Спорт пришел в жизнь Луизы после ампутации ноги, чего она никак не могла и представить
История Луизы из разряда «никогда не говори „никогда“». В школе, еще до травмы, она была далека от спорта, горела мечтой поступить на психолога. «Я была готова написать миллионы рефератов, сделать всё что угодно, лишь бы не идти на физкультуру. Для учителей физкультуры у меня вечно болела голова или я забывала форму. Лишь бы только не заходить в спортзал», — с улыбкой вспоминает она.
После ампутации Луиза четыре месяца лежала на больничной койке, мышцы атрофировались. Девушка восстанавливалась вместе с реабилитологом в Германии, а потом занятия лечебной физкультурой продолжились в Казани. Все специалисты отметили, что у нее откликающиеся мышцы — тут же дают реакцию, быстро становятся сильнее.
Уже во время учебы в Институте психологии и образования КФУ Луиза сделала шаг вперед, чтобы выйти из зоны комфорта. Она нашла фитнес-тренера с медицинским образованием, начала тренироваться, и до сих пор у нее не возникло желания забросить фитнес. Спорта стало еще больше после предложения заняться волейболом сидя.
«Во время протезирования я познакомилась со многими девочками с ампутациями, но они разбросаны по всей России. С одной из них у меня хорошие контакты, а она играет в сборной России по волейболу сидя. Так что про этот вид спорта я знала давно. Я восхищалась девчонками, которые этим занимаются, но сама не искала никаких паралимпийских активностей. Я в принципе спортзалом удовлетворяла все свои физические потребности», — сказала девушка.
В конце последнего курса университета Луизу в соцсетях нашла Юлия Сафиканова, которая выиграла всероссийский конкурс грантов «Хочу делать добро» и создала секцию волейбола сидя. Будучи студенткой Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, Сафиканова съездила в Москву на мастер-класс от тренеров сборной России по волейболу сидя. Там Юлия узнала о Луизе, которая протезировалась у того же специалиста, что и игрок женской сборной страны.
«Я отказалась от предложения, не было времени в загруженном графике. Диплом, поиск работы, сами понимаете, — объяснила Луиза. — Но в начале осени мне снова пишет Юля, спросила, готова ли я прийти на тренировку. Я посоветовалась с родными, спросила: „Такое вот предложение, что думаете? Там какой-то инвалидный спорт“. Они все удивились: „А тебе оно надо?“».
Луиза до сих пор не понимает, почему все-таки согласилась прийти на тренировку, тем самым изменив свою жизнь. Она ожидала увидеть унылых людей, от которых веет тоской и которые пытаются хоть чем-то заняться после полученных травм. Но все оказалось иначе: на тренировке Луиза увидела, что спортивные незнакомки полны азарта и желания побеждать.
«После тренировки я спросила у Юли: «Вы хотите, чтобы сюда приходили молодые люди? Чтобы все было привлекательно и классно? Давайте все переделывать. Когда я вас первый раз увидела, я подумала, что это секция для инвалидов, которые сидят в спортивном зале и рассказывают, как они вышивают крестиком. Вы спорт, вы крутые? Вы едете на чемпионат России? Так почему никто об этом не знает?!» — рассказала Луиза.
Если бы ей сказали тогда, что она сама через два месяца поедет на чемпионат России по волейболу сидя, то вряд ли бы поверила. Но так и будет.
Луиза борется за то, чтобы сборную Татарстана по волейболу сидя спонсировали и поддерживали
Осенью прошлого года команда Юлии Сафикановой, она же единственная сборная Татарстана по волейболу сидя, поехала в Московскую область, где проходил чемпионат России.
«Нас там все хорошо встретили как новенькую команду. Сборная России очень тепло встретила. Это нас тронуло. Будто мы их всю жизнь знаем, хотя мы просто занимаемся одним видом спорта. При том мы „зеленые“, а они уже профи в своем деле», — отметила Луиза.
Команда из Татарстана заняла четвертое место, уступив спортсменкам из Якутии. «Да, это, конечно, не призовая тройка. Для нас это был результат, а мероприятие оказалось важным для того, чтобы понять, кто мы и чего хотим», — считает девушка.
Они продолжили тренироваться в Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. То, что команда имеет возможность тренироваться в зале академии со всей необходимой доступной средой, Луиза называет большой удачей. Весь инвентарь был закуплен на средства гранта, который прежде выиграла основатель секции волейбола сидя. Поездки на официальные соревнования финансирует Минспорта Татарстана. В структуру ведомства входит общественная организация «Физкультурно-спортивное общество инвалидов РТ», которая спонсирует выезды сборной на всероссийские турниры. На дополнительные игры спортсменки ездят за свои деньги, которые имеют предел. Это ограничивает развитие команды.
В октябре этого года чемпионат России по волейболу сидя проходил в Астрахани. Женская сборная Татарстана ехала с желанием взять реванш и выбиться в тройку лидеров. Но соперники оказались сильнее, а Татарстан занял лишь пятое место.
«Был непростой момент для нашей команды в эмоциональном плане. В течение года тренировок процесс был вялотекущим. Это связано с тем, что у нас нет финансовых ресурсов, нет возможности арендовать зал на столько, на сколько нам нужно, а это минимум 4 раза в неделю, одна тренировка 2 часа. За этот год мы, конечно, развивались, но делали это очень медленно. Приезжаем мы в этом году на чемпионат России, видим наших соперников из Якутии, с которыми боролись на равных за третье место год назад. И вот смотрим мы на якутов, а у них уровень вырос в разы», — рассказывает Луиза.
Во многих регионах, по ее словам, существует по несколько женских и мужских команд по волейболу сидя, которым помогает и государство, и спонсоры. Так, например, в Якутии шесть женских и восемь мужских команд. На чемпионат России в этом году Республика Саха привезла сразу две команды.
«Мы уехали с пищей для размышлений. Надо либо что-то менять, либо привыкать быть аутсайдерами. Конечно, желания быть аутсайдерами нет, настрой у нас боевой, — признается Луиза. — Мы едем на соревнования как команда из Татарстана, из Казани. Мы представляем честь своей республики. Кто мы такие, чтобы позорить честь республики? Это федеральный уровень, чемпионат России. В рамках страны выше некуда».
Сейчас девушки, из которых четверо — инвалиды, находятся в поиске финансирования. Чтобы взобраться на призовой пьедестал, нужны деньги: на аренду зала, на инвентарь, на поездки на соревнования.
«У нас играют девушки на инвалидных колясках. Особенно в зимнее время им сложно выбираться из дома. Нам нужно социальное такси, машина или автобус со специальными подъемниками, чтобы наших девочек возили на тренировки», — объяснила Луиза.
Спортсменки вновь обратились в Минспорт РТ, чтобы ведомство пересмотрело их как команду. «Мы должны и можем выйти на новый уровень, и это возможно только при поддержке властей», — сказала девушка.
Луиза верит, что татарстанским компаниям будет интересно инвестировать в развитие сборной Татарстана по волейболу сидя.
«Мы уже полтора года существуем за счет волонтерской, благотворительной помощи. Теперь мы хотим выходить на серьезный уровень, а это требует серьезных вложений. Мы со своей стороны готовы выкладываться, но сейчас нам надо, чтобы в нас кто-то поверил. А потом мы дадим отдачу», — обещает Закирова.
Волейбол сидя — это ниша, которую в Татарстане и Казани никто не занял. Пока нет ни другой секции, ни других команд. Луиза считает, что в их команду можно и нужно вложиться, потому что перспективы заоблачные.
«Государство может сделать всё от себя зависящее, но этого недостаточно, чтобы быть крутой командой. Наша следующая цель — выходить на заработную плату, быть профессиональными паралимпийскими спортсменами. Это означает, что мы будем заниматься ежедневно, по две тренировки в день. Мы хотим выйти на уровень сборной. Если кто-то из наших игроков попадет в сборную России — это будет огромная победа. Человек из Татарстана будет представлять республику на Паралимпийских играх. Это высший пилотаж», — вслух мечтает девушка.
Луиза привыкла к поворотам судьбы на 360 градусов и знает, что после черной полосы обязательно наступит белая. Так и для секции волейбола сидя в Казани, которая с 2018 года существует исключительно благодаря помощи благотворителей, должны наступить лучшие времена.
Нет комментариев-