Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Потерпите еще чуть-чуть», или Закрытие XIV Казанского кинофестиваля: трехчасовое шоу Камиля Ларина, сын Оливера Стоуна в тюбетейке и призовой фонд в 1 млн

«Потерпите еще чуть-чуть», или Закрытие XIV Казанского кинофестиваля: трехчасовое шоу Камиля Ларина, сын Оливера Стоуна в тюбетейке и призовой фонд в 1 млн
В концертном зале «Эрмитаж» состоялась церемония закрытия XIV Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

Церемония была назначена на 18 часов. Уже по предварительным данным зал «Эрмитажа», рассчитанный на чуть более чем 500 человек, был забит под завязку – участниками, жюри и прессой. Из-за ограниченного количества мест билеты на закрытие не поступали в продажу. По словам руководителя пресс-службы фестиваля Руслана Шигабетдинова, накануне днем в соцсетях оргкомитет принял десятки писем и обращений казанцев – люди хотели приобрести билеты «за любые деньги», но не смогли.

Замерзшая ковровая дорожка и блистательное трио конферансье

Традиционная церемония, предваряющая открытие и закрытие Казанского кинофестиваля, – проходка по красной ковровой дорожке – в этот раз обошлась почти без ярких моментов или сколько-нибудь заметных происшествий. К 17 часам ко входу в концертный зал поприветствовать гостей пришло не больше сотни человек. Возможно, из-за прохладной погоды или отсутствия на дорожке звездных делегаций желающих воочию увидеть действо было настолько мало, что оргкомитету даже не пришлось выставлять «живые ограждения» из полицейских.

По дорожке прошли вначале татарстанские кинематографисты, затем – участники фестиваля, члены жюри, и в конце – почетные гости. Последних, к слову, было заметно меньше, чем на церемонии открытия. Особо отметились лишь двое: сын голливудского режиссера Оливера Стоуна и актриса, режиссер и педагог Наталья Бондарчук. Американский актер Шон Стоун, появившись в татарском национальном головном уборе, долго позировал для прессы, чем приковал к себе всеобщее внимание. 

А Наталья Бондарчук пришла буквально в восторг от предложения организаторов угоститься чак-чаком на входе в зал и еще минут десять фотографировалась с поклонниками и раздавала автографы всем желающим. На этом список вип-персон «ковровой дорожки» можно завершить. Большинство гостей предпочло отказаться от вечерних нарядов, смокингов и дорогих украшений, поэтому со стороны «дорожка» смотрелась довольно блекло.

Зато уже в фойе «Эрмитажа» почти голливудская атмосфера была создана в полной мере: участников фестиваля встречала живая музыка и блистательное трио конферансье во главе с российским актером театра и кино, основателем комического театра «Квартет И» Камилем Лариным. В прошлые годы его неоднократно пытались пригласить на Казанский кинофестиваль в роли ведущего, но «то денег не хватало, то времени», шутливо признавался сам актер.

Для удобства иностранных гостей церемония проходила в трехязычном формате: Камиль Ларин, хотя и довольно свободно владеет татарским, взялся только за русскоязычную озвучку, на английском всю церемонию «транслировал» известный казанский ведущий Александр Санчес. С татароязычной частью публики общалась ведущая актриса Татарского театра им. Г. Камала Гузель Сибгатуллина, для артистки в отличие от коллег это был один из немногих опытов ведения подобных церемоний, потому в первые минуты она сильно волновалась, но очень быстро взяла себя в руки. Харизматичному трио в итоге удалось сделать как всегда сильно затянутую церемонию закрытия значительно живее и легче.

«Жюри не могло определиться 14 часов»

Наградные блоки (всего было вручено 27 наград и спецпризов) на церемонии традиционно разбивались творческими номерами Госансамбля песни и танца, видеороликами и выступлениями представителей татарстанской эстрады. В этот вечер обошлось без хедлайнеров. Хотя Камиль Ларин прочел несколько авторских стихотворений и даже разыграл среди зрителей собственный сборник. Он, кстати, достался (совершенно случайно) исполнительному директору фестиваля Миляуше Айтугановой, блиставшей на церемонии в шикарном алом платье.

«Вчера жюри заседало 14 часов и я удивлялась, почему так долго, теперь я понимаю почему, – сказала Айтуганова, поднявшись на сцену для оглашения победителей очередного цикла номинаций. – Они очень принципиально подошли к выбору и, конечно, если бы не было во главе жюри Майи-Гозель Аймедовой (туркменской актрисы, народной артистки СССР), то, наверное, эти мальчики там бы точно передрались, и сегодня вы бы видели членов жюри с синяками под глазами. Споры были очень серьезные, но Майя-Гозель Аймедова своей мудрой, женской чуткой рукой направляла, поэтому мы все здесь живы, и все в зале».

К началу третьего часа церемонии зал покинула почти половина гостей

Главные номинации, по традиции, были объявлены ближе к концу церемонии. Визуально к началу третьего часа зал покинуло около 40 процентов гостей. Если участники, сидящие в партере, продержались почти до конца (награждение длилось более трех часов), то гости со второго яруса (в основном представители татарстанской культурной общественности, генконсульств стран-участниц фестиваля в Казани) еще до финальных объявлений покинули зал практически все.

Прав был программный директор КМФМК, академик Российской академии киноискусства «Ника» Сергей Лаврентьев, когда говорил, что фестивалю жизненно необходимо в ближайшее время и самым бескомпромиссным образом сократить количество номинаций, иначе есть риск «захлебнуться». Ведь церемония состояла всего лишь из десятка творческих номеров «перебивок», все остальное время – объявление победителей, дипломантов и лауреатов с краткими речами. На закрытие не пришли ни Президент РТ Рустам Минниханов, ни Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, ни Госсоветник РТ Минтимер Шаймиев.

«Сейчас уже хочется спросить: ну что, как ваше настроение? Я не вижу ваших рук! Дайте мне энергию! Самое интересное ведь все еще впереди, потерпите, сейчас еще чуть-чуть, буквально три страницы», – пытался раззадорить опустевший зал Камиль Ларин к концу третьего часа церемонии.

Из 13 наград «основного блока» три – остались в России

Конкурсная программа 14-го по счету кинофорума собрала свыше 800 заявок из 56 стран мира. Она традиционно включила четыре основных блока номинаций (полнометражное и короткометражное, игровое и документальное кино). Среди создателей игровых полнометражек жюри были определены лучшие операторы, режиссеры, актеры и актрисы. В программу вошла номинация «Россия молодая» (конкурс работ молодых российских режиссеров) и «Национальный конкурс», куда могли заявиться только татарстанские режиссеры.

Гран-при Казанского международного фестиваля мусульманского кино (номинация «Лучший игровой полнометражный фильм») в этом году завоевала драма казахстанского режиссера Адильхана Ержанова «Ласковое безразличие мира». Картина совместного производства Казахстана и Франции дебютировала в мае 2018 года на Каннском кинофестивале и уже успела покорить жюри десятка мировых кинофорумов. На Казанском кинофестивале фильм Ержанова завершил «фестивальный вояж» и уже 20 сентября выйдет в прокат в Казахстане и ряде европейских стран.

Награды «Лучший короткометражный игровой фильм» решением жюри XIV Казанского кинофестиваля были удостоены два фильма: картина иранского режиссера Ахмада Заери «Олива Саада» и итальянская лента «Бисмилла» Алессандро Гранде. Награду «Лучший полнометражный документальный фильм» взяла картина «Бирманский учебник истории» Петра Лома совместного производства Нидерландов, Мьянмы и Норвегии. Лучшим доком в коротком метре признана работа представителя Башкортостана Кирстен Гайнет под названием «О чем грустит наш дом».

В итоге из тринадцати наград «основного блока» три – остались в России, причем по одной – в Татарстане и соседнем Башкортостане. Одним из рекордсменов по числу главных наград стал Иран – в Казани иранские режиссеры завоевали три номинации. Татарстанская полнометражная картина «Мулла» стала единственной татарстанской картиной в конкурной программе основного блока. Ее режиссеры Рамиль Фазлиев и Амир Галиаскаров были признаны на этом фестивале лучшими режиссерами полнометражного игрового фильма, что уже можно считать успехом всего татарстанского кинематографа.

Я помню, как на первом фестивале по красной дорожке Татарстан представлять шли всего три человека: режиссер фильма Ильдар Ягафаров (сейчас – Председатель Союза кинематографистов РТ) и Фарид Бикчантаев со своим сыном, это был фильм «Куктау», –вспомнила директор Казанского кремля Зиля Валеева, в год основания фестиваля занимавшая пост министра культуры РТ. – Сегодня, когда я слышу цифры «15», «12», и по два приза получают ребята, которые работают в республике, конечно, я чувствую себя счастливой, потому что ради этого и стоило затевать большой праздник кино».

Кому – диплом, кому полмиллиона

Участники 14-го форума на сцене «Эрмитажа» в этот вечер получали не только заветные статуэтки. Общий бюджет призового фонда Казанского кинофестиваля составил 1 млн 300 тысяч рублей. Съемочная группа «Муллы» получила спецприз Президента РТ «За гуманизм в киноискусстве» и денежное вознаграждение в 500 тысяч рублей. Еще 500 тысяч разделили победители номинации «Национальный конкурс» (200 тысяч получила Галина Долматовская за полнометражную ленту «Чистополь. Из жизни малого города» и по 100 тысяч – создатели документального, короткометражного и детского «национального» фильма). Отдельный приз от группы стратегического видения «Россия – исламский мир» в 300 тысяч рублей был присужден казахстанскому режиссеру Серику Аппымову за фильм «Звонок отцу».

Следующий по счету XV Казанский международный фестиваль мусульманского кино вопреки традиции пройдет в Казани с 22 по 28 апреля в даты проведения XI Международного экономического саммита «Россия — Исламский мир: KazanSummit». Решение о переносе кинофорума было принято по личной просьбе Президента РТ Рустама Минниханова. Заявочная кампания кинофестиваля стартует уже 1 октября.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев