Сегодня новый постпред выстраивает отношения Татарстана с братской республикой. О том, как идет развитие этого сотрудничества, постоянный представитель Татарстана в Башкортостане рассказал в интервью ИА «Татар-информ».
100 встреч за 3 месяца на посту постпреда и более 300 знакомств
Сколько времени вы провели в Башкортостане в качестве постоянного представителя Татарстана?
– Я приехал в Уфу 19 июня. Уже около четырех месяцев я нахожусь здесь, не считая выезда в командировки.
С какими ожиданиями ехали в республику и насколько ваши представления о регионе изменились после приезда сюда?
– Вообще, если честно, я ехал сюда без каких-либо ожиданий. Потому что это всегда плохо, когда определяешь для себя какие-то завышенные представления. Часто это приводит к разочарованию, так как ожидания, они всегда выше. Поэтому их не было, но были задачи. Во-первых, нужно было познакомиться с людьми, потому что я приехал в первый раз и никого не знал здесь. Когда я приехал, я знал только двоих человек. За первые три месяца я провел в общей сложности более ста встреч. Были организованы две бизнес-миссии в Республику Татарстан для представителей Республики Башкортостан с посещением Агентства инвестиционного развития, IT-парка и других структур.
Да, это заметно по вашей активности в Фейсбуке.
– Да, я там регулярно публикую. Это на самом деле помогает, благодаря Фейсбуку много людей меня узнали и я много уже с кем познакомился. Тот же центр поддержки предпринимательства, они на меня вышли через Фейсбук.
Есть ли здесь недоработка прежнего постпреда?
– Видишь, задачи разные у всех были. У меня одни задачи, а там были свои. По крайней мере, плохого про него никто ничего не сказал. Радует, что он, проработав шесть лет, в любом случае продвигал Татарстан.
За эти месяцы я познакомился в общей сложности уже больше чем с 300 людьми только здесь, в регионе. И вот с этого в принципе работа начиналась. Я общаюсь с одним, со вторым, знакомлюсь, потом выстраиваю какие-то коммуникации.
В начале октября к нам обратились представители уфимской мэрии с просьбой ознакомить их с работой ТОСЭР в Набережных Челнах и ОЭЗ «Алабуга». Мы предложили устроить для них бизнес-миссию в Татарстан в конце октября.
Как прошла очередная бизнес-миссия?
– В группе было более двадцати человек из четырех городов Башкортостана. Были представители администрации Уфы и Кумертау, бизнесмены из Ишимбая и руководство филиала Башкирского государственного университета в Стерлитамаке. Мы посетили ТОСЭР Набережные Челны, для нас там провели экскурсию, презентацию резидентов, затем было посещение ОЭЗ «Алабуга». Второй день прошел в Казани: в ИТ-парке встретились с резидентами, провели переговоры, схожая программа была в ПО «Зарница». Гостям из Башкортостана показали детский научно-образовательный центр «Зарница», в том числе оборудование, на котором обучаются дети. Группа посетила Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан.
По итогам поездки была достигнута договоренность между БашГУ и бизнес-инкубатором ИТ-парка о сотрудничестве и содействии в развитии местного акселератора. Плюс планируется запуск образовательного проекта по программированию на базе университета для детей и взрослых, который у нас в ИТ-парке уже успешно развивается.
Также один из производителей Башкортостана заинтересовался ТОСЭР. При условии, что его продукция будет востребована резидентами, он готов часть производства перенести туда. Сейчас он отправил информацию о своей продукции для ознакомления. Это должно быть интересно, потому что он выпускает качественное полимерное сырье для производства комплектующих, используемых в производстве холодильников и автомобилей.
После визита представителей Башкортостана в Татарстан 13 ноября директор по развитию «Зарницы» приезжал на переговоры в Кумертау, Стерлитамак и Уфу. В мэрии Уфы с участием начальника отдела по инновациям и образованию обсуждался вопрос поставки оборудования для учебных, образовательных учреждений. В Стерлитамаке встречались с руководством филиала БашГУ и представителями завода СТАН. Главной целью визита были переговоры о создании учебного центра на базе университета с использованием тренажеров производства ПО «Зарница». Еще одно направление для сотрудничества – поставка робототехнического оборудования для местного учебного центра, который создается на базе вуза. Потом мы были в Кумертау, встречались там с представителями городской администрации и бизнеса, провели переговоры на предмет сотрудничества.
Как оцениваете интерес со стороны местных предпринимателей к Татарстану?
– Интерес есть, просто они не знали, куда стучаться. Сейчас инициатива больше исходит с моей стороны. С обратной стороны ее мало, но постепенно ситуация начинает меняться. У меня есть определенные задачи, я узнаю людей, рассказываю о потенциале и возможностях Татарстана. Они получают информацию, дают обратную связь, и после этого уже организуются бизнес-миссии, встречи и так далее. Я думаю, в таком формате если будем работать, тогда будет развитие.
Еще момент такой, что есть некоторое непонимание. Почему представитель Татарстана приехал сюда и занимается не только продвижением своей продукции, но и пытается найти взаимовыгодные точки сотрудничества? У людей этот стереотип мышления рушится. Парадигма того, как должно быть, у большинства людей одинакова. Тем более есть некое такое отношение к Татарстану специфичное все равно.
Есть какой-то элемент нездоровой конкуренции?
– Я бы не сказал, что это нездоровая конкуренция. Вообще говорят, что мы конкуренты и у людей мысли именно в этом все – у вас чего-то больше, чего-то лучше. Поэтому, когда я приехал и включился в работу, люди, которые и так были с опаской настроены, стали еще более настороженно относиться. Думают – чего-то он задумал. Я уже когда в личном общении рассказываю людям, показываю на деле, они расслабляются, понимают, что на самом деле я занимаюсь развитием взаимовыгодных связей. Всем предлагаю слово «конкуренция» поменять на слово «партнерство». Думаю, когда много раз об этом расскажешь, тогда у людей начнет меняться представление.
Ранее уже рассказывал об этом прессе: и для телеканала "Россия-24" Башкортостан давал интервью, и для радио "Маяк". В принципе движение и понимание есть, я всегда за диалог и за то, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, когда люди встречаются, общаются, когда они что-то видят, тогда начинает появляться какое-то желание сотрудничества.
Я познакомился с представителем Башкортостана в Челябинске. Он говорит: Ранэль, давайте мы еще поработаем с Челябинском. Башкортостан – Татарстан – Челябинск, то есть такой некий макрорегион. Из Самары и Перми тоже есть люди, которые заинтересованы в сотрудничестве. Поэтому нет смыла замыкаться в одном регионе. Чем больше различных точек, тем больше можно найти каких-то взаимовыгодных союзов.
Сейчас основное – слово "конкуренция" меняем на слово "партнерство". Дальше моя задача здесь – организовать эффективную работу представительства для взаимовыгодного партнерства. Через это сформировать лояльное отношение к Республике Татарстан. Когда обе стороны получают выгоду, тогда этот союз будет более долгосрочным. Мы вот в этом направлении работаем. Думаю, все эти действия рано или поздно приведут и к финансовым результатам. Учитывая, что я раньше был в бизнесе, у меня все-таки нацеленность на то, чтобы Татарстан и Башкортостан получили как можно больший доход от сотрудничества.
30 млрд товарооборота и крупный бизнес
Как сегодня развивается сотрудничество в сфере экономики, промышленности, финансов и других отраслей?
– В структуре межрегионального товарооборота больше представлен крупный бизнес. Нам здесь нужно увеличить долю малого бизнеса.
Наш торговый оборот между республиками в прошлом году составил 30 миллиардов. За год ожидается рост примерно еще на 3 миллиарда. В структуре поставок из Башкортостана более 80 процентов – это крупный бизнес. В основном это продукция нефтепереработки, автобусы и другая техника. А из Татарстана крупный бизнес составляет примерно 70 процентов – это так же продукция нефтепереработки, автомобили, автошины и др.
То есть одна из ваших основных задач – увеличить объемы поставок для малого бизнеса?
– Да, крупный бизнес, он сам по себе растет. Башкортостан тоже заинтересован в увеличении доли малого бизнеса в структуре товарооборота. В малом бизнесе свои особенности – они же не могут сразу взять и статистику увеличить на миллиард. Но зато они могут увеличить процент в структуре, плюс начнутся какие-то совместные проекты. К тому же если в крупном бизнесе 10 предприятий сотрудничает, то тут на такой объем надо 1000 предприятий. Соответственно развитие будет идти только за счет увеличения количества предприятий. А это начнется так: один сотрудничает – ему нравится, второй пойдет, третий, четвертый, пятый… Когда предприниматели увидят в этом перспективу, я думаю, это станет неким сигналом для бизнеса. Появятся новые проекты и в IT-сфере, и в сельском хозяйстве, и в других.
Какие сферы для сотрудничества между двумя республиками сейчас особенно перспективны?
– Для себя я определил ряд направлений сотрудничества. Во-первых, сфера образования – повышение компетенций для бизнеса, профориентация для детей и студентов. Второе направление – это развитие IT-технологий. Мы уже провели несколько переговоров и встреч, по предварительной договоренности будем сотрудничать в создании площадки в Башкортостане для IT-разработчиков. Со своей стороны, мы этот вопрос уже согласовали с руководителем казанского ИТ-парка Антоном Грачевым.
Используя наш опыт, компетенции, инфраструктуру и возможности Республики Башкортостан, мы сможем создать такую площадку на взаимовыгодной основе. Для Татарстана это хорошо, это масштабирование. Потому что у нас два ИТ-парка, и они загружены практически на 100 процентов. В Башкортостане очень сильные IT-разработчики. Они смогут более эффективно раскрыть свой потенциал, если объединяются на одной площадке,.
Есть интеллектуальный потенциал, но нет инфраструктуры.
– Да, все это есть, площадки нет. Если c нуля начинать эту работу, я понимаю, что это будет очень-очень долго. Когда уже есть опыт у соседа, его проще использовать. Мы готовы этим опытом поделиться на определенных условиях, а республике надо просто предоставить место. Потому что инфраструктура – это в структуре самая большая статья расходов. Я знаю, что есть разные места, где можно это все организовать, сейчас этот вопрос на стадии переговоров. И третье направление – сельское хозяйство.
Сейчас мы с Министерством сельского хозяйства РБ активно контактируем, регулярно общаемся с замминистра Лялей Давлетбаевой. Недавно они пригласили наших специалистов на образовательный форум, я с этим вопросом обратился в Министерство образования и науки РТ. В итоге 25 - 26 октября два наших представителя, два директора аграрных колледжей приехали для участия в этом форуме. Представитель ПО «Зарница» на выставке принял участие со своей продукцией, которую они выпускают для обучения в сфере АПК.
Есть какие-то вещи, которые мешают развитию двустороннего сотрудничества?
– Барьер, наверное, он во всей стране есть, Татарстан и Башкортостан здесь не исключение. В этом случае немного более усугублено это все, есть стереотипность мышления – люди у себя в голове строят какие-то заборы, границы. С точки зрения логики было бы лучше объединить два наших потенциала в каких-то точках, в которых они бы дали эффект синергии для новых продуктов. А с ними уже выходить на рынки других регионов России и зарубежья. Выход на рынки Казахстана, Туркменистана, других стран, других регионов – это реально, но пока в этом направлении работа активно не ведется. Поэтому одной из моих основных задач является поиск бизнеса и представителей власти, которые готовы объединиться для решения этих задач совместно.
Кроме бизнеса, есть еще и общественные вопросы. Много татар живет в Башкортостане, за эти четыре месяца есть результаты сотрудничества с местными национальными общественными объединениями?
– Ну, во-первых, я с этого, наверное, и начал свою работу, потому что как раз бизнесмены сами ко мне не ходили, а общественники сразу пришли, как только узнали, что я приехал. Здесь я сначала получил информацию о том, кто есть кто, какие ключевые организации, поговорил, встретился с руководителем аппарата главы Республики Башкортостан Владимиром Нагорным. Он оказался открытым к диалогу человеком и конструктивным собеседником.
Говоря о вопросах взаимодействия, он сказал, что хорошо было бы скоординировать действия татарских общественных организаций в республике. Это важно, потому что долгое время они сами по себе проводили мероприятия, как правило, не согласовывая их с властями, а ставили просто перед фактом. После нашего разговора я встретился с руководителями ключевых татарских общественных организаций для обсуждения этого вопроса.
Мы собрались все вместе и договорились, что организуем некий координационный совет при представительстве, в который войдут руководители всех организаций. В настоящее время мы ежемесячно в этом формате собираемся, обсуждаем предстоящие мероприятия и заранее согласовываем их проведение с руководством региона. В свою очередь, представители власти оказывают полноценное содействие и помощь.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня работа татарских общественных организаций ведется в более конструктивном ключе и более эффективно.
В данном случае вы выступаете в роли медиатора или посредника между общественниками?
– В большей степени я являюсь координатором, который занимает нейтральную позицию. Я всегда открыт для общения. Также, когда ко мне обращаются представители общественных организаций для оказания помощи и решения вопросов с различными министерствами и ведомствами Татарстана, я оперативно оказываю в этом нужное содействие.
Вице-премьер РТ и председатель национального совета «Милли Шура» Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев в октябре приезжал в Уфу и встречался с представителями татарских общественных объединений. Как прошла эта встреча, о чем говорили?
– Для начала познакомились. Представители общественных организаций сказали о том, что хотели бы большего внимания со стороны Татарстана. Василь Гаязович объяснил, что мы всегда готовы помочь и всегда это делали, особенно для соседней республики. За предыдущие годы в республику было поставлено большое количество книг на татарском языке стоимостью более 12 млн рублей. Постоянно оказывается помощь при проведении различных общественно-культурных мероприятий. Он отметил, что в первую очередь инициативу и работу должны вести организации на местах, а не только уповать на поддержку со стороны Татарстана.
Василь Гаязович сказал о том, что, когда человек постоянно обращается с просьбами, первое желание любого человека – это отказать. А если обращение в другом формате, когда показана конкретная работа, но до результата не хватает какого-то ресурса, тогда мы готовы подключиться. В таком случае со стороны Татарстана всегда будет оказана поддержка и содействие.
В разговоре были высказаны слова благодарности председателю Исполкома Всемирного конгресса татар Ринату Закирову за то, что он все время поддерживал татар, живущих в Республике Башкортостан. В целом разговор получился конструктивным и содержательным.
Как вы считаете, новая форма организации работы Всемирного конгресса татар, создание Национального совета уже приносит плоды в развитии связей с татарами, живущими за пределами Татарстана?
– Мне сложно об этом судить, так как я занимаюсь не только взаимодействием с общественными организациями. В большей степени стоит задача развития торгово-экономического сотрудничества между двумя республикам. Тем не менее, я не заметил каких-то резких изменений. Все как работало, так и продолжает поступательно развиваться. Я так же продолжаю общаться и сотрудничать с исполкомом Всемирного конгресса татар, с Региональной национально-культурной автономией татар Республики Башкортостан.
За время своего визита в Башкортостан руководитель "Милли Шура" Василь Шайхразиев сказал, что всегда готов оперативно решать вопросы татар республики совместно с сотрудниками представительства Татарстана в Уфе. Я думаю, если решение о создании Национального совета ВКТ было принято наверху, оно было принято не спонтанно, а осознанно, взвешенно и на основе анализа той работы, которая была проделана в регионах.
Нет комментариев-