От Москвы до Загреба рейсом «Аэрофлота» лететь часа три. Аэропорт имени первого президента Хорватии Франьо Туджмана новенький. Шикарный терминал, площадью 65 тыс. кв. м. открылся в 2017 году, строительство обошлось в 313 млн евро.
Здесь вам точно ноги не отдавят. Просторно и пусто – всего несколько рейсов в день. Впервые за четверть века путешествий по Европе без очереди прошел регистрацию, был единственным клиентом на досмотре и на паспортном контроле, и в «дьютифри».
Лишь затем, не торопясь, стали подходить другие пассажиры московского рейса. Даже информационные табло там по габаритам ближе к экрану игрового ноутбука, чем к привычным табло! Зима, минус два в Загребе, снег не тает. Туристический поток снизился до минимума. Летом, разумеется, картина совершенно другая.
Загреб основан около 900 лет назад. В 13 веке сюда дошли люди Батыя, оставившие после себя руины. Но сейчас здесь есть весьма красивый средневековый исторический центр с интересной архитектурой и типично центрально-европейскими мощёными улочками, напоминающими Вену, Будапешт или Прагу. Немножко портят исторический вид краснолицые бомжи, торгующие всякой мелочевкой, но ведут себя они предельно тактично.
Загреб делится на три части: древний Верхний город (Gornji Grad), где среди старинных улочек расположены главные достопримечательности и музеи; Нижний город (Donji Grad) с магазинами, ресторанами, кафе, театрами и парками; Новый город - современный район, построенный после Второй мировой войны. Туда ходить не стоит – ничего интересного.
Загреб славится большим количеством музеев и хороших ресторанов с отличной хорватской и европейской кухней. Поэтому за год его посещают примерно 700 тыс. туристов, в основном из Австрии, Италии и Германии. Россиян все меньше и меньше, после того, как с 2014 года хорваты ввели для нас визы. Но город стоит посетить, это сердце Хорватии, живет здесь порядка 800 тыс. человек при общем населении страны в 4 154 200 чел. (данные на 2017 г. – Ред.).
По центру передвигаться проще всего на своих двоих. Но это смотря откуда предстоит добираться. Если отель будет далек от центра, то рекомендую трамвай. Автобусов здесь в разы меньше. Именно трамваи синего цвета обслуживают исторический центр города.
В Загребе действует единая зональная система. Билеты можно купить в газетных киосках, специальных билетных кассах или у водителя. Интересно, что трамваи работают 24 часа. Так что гулять можно до утра. Привыкшим перемещаться на авто скажем, что бензин в Загребе стоит примерно 9,5 кун, 1 куна – это 10,14 рубля.
Загребская кухня имеет свои особенности. Это преимущественно ветчина, сухой творог, сухой говяжий язык и сыр. Традиционные блюда: жареная индейка, mlinci (макароны с соусом с гусем или уткой), buncek (копчёный свиной хвост с квашеной капустой), стейк из телятины, češnjovke (чесночные колбасы) или krvavice (кровяные колбасы), gablec, гуляш (здесь прослеживается влияние венгерской кухни), krpice sa zeljem (макаронные хлопья с капустой), prisiljeno zelje (тушеная капуста), žganci s lukom i špekom (полента с луком и беконом). На приличный обед может не хватить и 100 кун.
Первым делом рекомендую добраться до средневекового Верхнего город с милыми булыжными улицами и старинными домами. Именно здесь располагаются самые интересные достопримечательности Загреба, большинство музеев и памятников культуры.
Самый центр – это площадь Каптол, известная своими многочисленными зданиями раннего 17-го века, францисканским монастырем 13-го века, собором и колонной со скульптурой Девы Марии, окружённой четырьмя ангелами, Кафедральным собором и памятником бану (наместнику – Ред. ) Елачичу, который в середине 19 века вместе с российскими войсками подавлял революцию в Венгрии.
Бан баном, погоны у Елачича были генеральские, а в Кафедральный собор зайти стоит. Он был построен на месте более древней церкви, разрушенной отрядами Батыя. Самой известной особенностью здания являются два красивых готических шпиля. Нынешний собор был построен во второй половине 13 века, хотя до настоящего времени он был несколько раз изменён и перестроен. Землетрясение 1880 года разрушило большие участки собора, включая купол и колокольню, хотя реконструкция сохранила первоначальный средневековый облик. Рекомендуем посетить соборную сокровищницу, где хранятся прекрасные произведения религиозного искусства, одежда и реликвии.
Рядом с Кафедральным собором расположена башня Лотрщак, она была построена для охраны южных ворот городской стены Градца. Сооружение относится к 13 веку, и долгое время было одной из самых узнаваемых достопримечательностей Загреба. Легенда гласит, что на этой массивной квадратной романской башне когда-то был установлен колокол, который звонил каждый вечер, предупреждая о закрытии ворот. Жители, которые не успевали вернуться, вынуждены были ночевать за стенами. На башню можно подняться.
Про музеи говорить отдельно не буду, их здесь немало и на любой вкус: Художественный, Археологический, насчитывающий более 400 тыс. экспонатов, Галерея современного искусства – она расположена в великолепном дворце в Нижнем городе,
Галерея старых мастеров содержит коллекцию из почти 600 предметов: работы Беллини, Веронезе, Тьеполо, Бартоломео Капорали, Прудона, Карпо, Брейгеля, Ван Дейка и хорватских художников Медулика и Бэнковича. Дело вкуса.
Проще всего в Загребе будет клиентам «Сбербанка», в городе есть сеть отделений главного российского кредитного учреждения. Если зайдете туда, то вас, прежде всего, удивит одна цифра. Ипотечный кредит здесь составляет, верьте на слово, изучайте фото, 3,05% годовых! Средняя зарплата жителей столицы Хорватии, по словам бывшего игрока УНИКСа Марко Банича, 5 тыс. кун. Приличное местное вино литровой емкости можно купить за 20 кун, билет на игру «Цедевита» – УНИКС стоил 40 кун.
Считайте, думайте. Но посмотреть Загреб рекомендую. Дороже Казани, но дешевле Москвы. Да и южнославянский язык пускай и забавен для нашего уха (херовка, например, это сосиска), но близок. И лучше посетить столицу Хорватии не зимой, а весной или ранней осенью, летом слишком жарко.
Нет комментариев-