Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Последний день Хануки: о каких чудесах вспоминал главный раввин Татарстана в самый длинный еврейский праздник

Последний день Хануки: о каких чудесах вспоминал главный раввин Татарстана в самый длинный еврейский праздник
Сегодня с заходом солнца начинается последний день самого длинного еврейского праздника.
О том, что значит для каждого члена татарстанской общины Ханука, или, как его называют, День обновления храма и Праздник огней, и о каких чудесах уходящего года вспоминал главный раввин республики Ицхак Горелик – в материале «Татар-информа».

Праздник обновления храма, освящения жертвенника, отдохновения, 25-го числа месяца кислева, Праздник огней, Светлый праздник Хануки, кто-то называет этот день даже еврейским новым годом… Так как все-таки правильно называть этот самый длинный праздник еврейского народа?

– Официально его так и называют – Ханука. Все остальные названия: Праздник Света, Обновление – связаны с историей праздника. Праздник Света потому, что мы зажигаем свечи и светильники. Но ближе все-таки обновление. Даже на новоселье на иврите говорят: «Ханукат а-байт» – как начало чего-то нового.

Хануке уже 2182 года. О каких событиях он напоминает?

– Это действительно очень древний праздник. Ему 2182 года. Если вернуться в ту историю, то было время, когда греки стремились завоевать весь мир. Завоевали они и Израиль. Сначала еврейский народ не очень сильно притесняли – разрешали посещать храмы, сохранить язык, традиции. Но при этом настаивали на том, чтобы народы перенимали их культуру и обычаи. Но это не так просто. В нашей жизни основное место занимают душа, вера в Бога.

С приходом к власти императора Антиоха все стало гораздо хуже. Греки поняли, что пока у нас есть наша вера, эллинизировать евреев не получится, потому под страхом смерти запретили изучать Тору, разговаривать на еврейском языке, соблюдать субботу, делать обрезание.

Люди разные. Кто-то испугался смерти и отказался от веры предков, но осталось и много тех, кто сохранил верность Богу. Они ушли в подполье, покинули города, поселились в пещерах.

В Иерусалиме был храм – главный духовный центр еврейского народа. Его осквернили: вынесли утварь, поставили идолов, разбили сосуды с ритуальным маслом для менор, остановили служение. Дошло до того, что еврейский народ восстал против захватчиков. Возглавили его Иехуда Маккавей с братьями. Предание гласит, что тогда он произнес фразу «Кто за Бога – за мной!» – и люди пошли за ними.

Это было настоящее чудо: греки, прославленные воины, которым покорился почти весь мир, не устояли против горстки восставших. Спустя некоторое время Иерусалим был освобожден, оскверненный храм – очищен от идолов, но для первого богослужения не нашлось достаточного количества специального масла. Нашелся лишь один, чудом уцелевший небольшой горшочек, запечатанный печатью первосвященника. Его не могло хватить надолго, но огонь горел восемь дней – ровно столько, сколько было нужно, чтобы, согласно ритуалу, приготовить новое кошерное масло. Через это первое богослужение храм прошел очищение, обновление.

В память об этом чуде мы и сегодня празднуем Хануку восемь дней, каждый день добавляя новую свечу в менору.



А чему учит Ханука? И чем особенен огонь меноры? И почему, пока он горит, нельзя заниматься даже домашними делами?

– Тогда – 2182 года назад огонь светильников меноры развеял тьму. Захватчики, осквернив храм, пытались погрузить народ во тьму, потушить свет души, свет веры в Бога. Братья Маккавей своей победой и обновлением храма снова зажгли этот свет.

Ханука учит тому, что Бог всегда с теми, кто верит в него. Даже если победа кажется невозможной, всегда есть место для чуда. Нужно только верить. Ведь война продолжается и сейчас. Только не гремят клинки и не раздаются выстрелы: поле битвы – сам человек, в душе которого духовность противостоит соблазнам, а добродетель – греховности.


Свет веры, конечно, в первую очередь должен гореть внутри каждого из нас. В наших домах. Но это такой праздник, когда мы обязательно собираемся и общиной. Вместе зажигаем свечи. И каждый раз делаем это по-разному. В этом году на шестой день Хануки у нас был большой концерт в БКЗ. Выступал ансамбль «Симха». А перед концертом мы зажигали ханукальные свечи. И это очень важный, объединяющий момент.

Кроме того, мы собираемся такими кружками. Вот вчера на Хануку собирались женщины. В четверг – мужчины. Собираются вместе молодежь, дети. Ханука – это такой праздник: для всех и для каждого.

В Хануку мы не просто зажигаем свечи с закатом. Менора ставится у порога на улице или на окно. Это символ веры, ее свет, способный развеять любой мрак. Этот свет нельзя использовать для бытовых нужд: читать с его помощью даже Тору или заниматься какими-то делами. Его нужно слушать. И слушать друг друга. Полчаса – это примерно то время, что проходит от заката солнца до появления первых звезд, мы можем подумать о многом важном, что было за сотни и тысячи лет до нас, о том, что происходит с нами и вокруг нас сегодня. Очень большое значение Ханука имеет для воспитания детей. Те полчаса, пока горят свечи, мы рассказываем им об истории нашего народа. Да и просто в наше время выкроить полчаса, чтобы просто собраться всей семьей и поговорить, нечасто получается. Ханука такую возможность дает.

Дрейдл или савивон – игра, которую еще называют ханукальным волчком. В нее играют именно в эти восемь дней. Что это такое и в чем сакральный смысл игры?

– У нас есть два великих праздника – Ханука и Пурим. Оба они связаны с чудом и со спасением еврейского народа. Но они символизируют два разных вида чудес. Чудо Хануки – явное. Это борьба, где не могло быть победы, но она состоялась. Это огонь, который не должен был гореть восемь дней, но вопреки всему – горел. Пурим – чудо спасения еврейского народа благодаря Эсфири. И это была целая цепочка событий, растянувшаяся на 12–14 лет и обернувшаяся чудом освобождения.

Чудо – это когда человек чувствует Бога в душе. Когда он видит и понимает Его участие и в чудесном спасении от, казалось бы, неминуемой гибели под колесами машины, и в ежедневных делах, где шаг за шагом получается добиваться успеха.

Дрейдл пришел из времен тирании императора Антиоха, когда евреям было запрещено даже учить собственный язык. На четырех гранях Ханукального волчка написаны первые буквы иудейского выражения: «Чудо великое было Здесь», если игра идет в Израиле, или «Чудо великое было Там», если в другой стране.



В эти дни принято вспоминать о чудесах давнего прошлого и дней сегодняшних. О каких чудесах 2017 года вспоминаете вы как главный раввин Татарстана и чем он запомнится еврейской общине Татарстана?

– Сама возможность открыто праздновать Хануку – уже чудо для всех евреев, живущих сегодня в России. Много лет мы были в подполье, а сейчас можем не стесняться наших традиций и обычаев. Это дает очень яркий эффект.

Самое же большое чудо этого года произошло незадолго да Хануки – я говорю об открытии Тора-центра. Почему я считаю это чудом? Ну вроде открыли центр изучения Торы, и что?… Но если вспомнить: более 2 тысяч лет назад греки запрещали евреям молиться, изучать Тору, проводить ритуалы и праздники. Почему? Потому что поняли, что изучение Торы, основ, источников веры – это плохо для завоевателей. Человек с верой в душе не будет подчиняться. Для того чтобы его покорить, его нужно оторвать от корней.

И здесь, в этой стране, десятки лет запрещали изучать Тору, под запретом были наши праздники и ритуалы, традиции. Прошло не так много времени, и человек снова получил возможность веровать. Все – мусульмане, православные, евреи. При синагоге, открытие которой тоже было чудом, начал работать Тора-центр. На его открытие пришел Президент Татарстана. Он сказал: «Я уверен, что люди, которые будут учить здесь Тору, не будут способны на плохие дела».

Возможно, мы не замечаем того, что именно происходит. Но для нас, еврейской общины, это – настоящее чудо!

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев