Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

После бунта в Казахстане вырастут цены на хлеб? Эксперт – о неочевидных итогах январских событий

После бунта в Казахстане вырастут цены на хлеб? Эксперт – о неочевидных итогах январских событий
События в Казахстане могут иметь долгоиграющие последствия не только для самой республики, но и для всего постсоветского пространства. Прежде всего, январский бунт отразится на экономических процессах. Казахстан тесно интегрирован в российскую энергетическую систему и имеет налаженные связи с рядом регионов, а ломка старых институтов может нарушить эти контакты. Уфимский предприниматель и эксперт по транспорту Олег Арефьев рассказал «Снегу», как беспорядки в Казахстане отразятся на экономике Поволжья.

Кто, если не Назарбаев?

Одним из главных итогов казахстанских протестов стало фактическое бегство Нурсултана Назарбаева. Мы не знаем, действительно ли первый президент республики покинул страну, но из публичного пространства он точно оказался вычеркнут, поэтому его физическое местоположение уже не так важно. По мнению Олега Арефьева, именно факт завершения эпохи Назарбаева может стать главным триггером крушения экономических связей Казахстана с остальным миром и прежде всего с Россией.

— Вы пишете, что многие инвестиционные проекты в Казахстане держались на договоренностях с кланом Назарбаева. Какая судьба ждет эти проекты после отстранения Назарбаева и его людей от власти?

— Большинство инвестиционных проектов в Казахстане сопровождались «Казах инвестом». Как ни странно, структура, основной задачей которой было создать тепличные условия для инвесторов, в реальности работала очень неплохо. В первую очередь потому, что ее руководитель имел прямой контакт с Назарбаевым, и основная масса вопросов решалась, хоть и в ручном режиме, но очень оперативно. Ну и все понимали, что гарантиями по обязательствам «Казах инвеста» является слово самого Назарбаева, что он лично подтверждал в переговорах. Поэтому с ним работали с удовольствием и ему доверяли. Правила игры были понятными, и они соблюдались.

После начала притока инвестиций и начала строительства заводов на частные деньги вдруг выяснилось, что съесть, выпить и износить весь ширпотреб, который на них производится, в самом Казахстане просто некому. После этого был создан KazakhExport. Официально это было государственное экспортное страховое агентство. Его очень серьезно накачали государственными деньгами, и они начали осваивать рынки России и Китая. И опять же неожиданно – с точки зрения взаимоотношения с аналогичными российскими структурами – эта организация неплохо и реально заработала.


Фото: Султан Исхаков


Что будет сейчас? Учитывая, что работу этих структур курировал лично Назарбаев, в том числе принимал решения об их финансировании, и оно шло без проблем, сейчас очень многое зависит от политики новой команды. Если эти механизмы останутся в ручном управлении, то они имеют шанс выжить. Но есть ряд подозрений, что сейчас они существенно просядут, а как минимум с Китаем очень сложно работать по мотивам былых успехов.

А дальше все просто: сперва начнет проваливаться экспорт, предприятия, будучи не способными восполнить этот провал на других рынках, начнут закрываться – не сейчас и не сразу, но без тех реальных мер поддержки это неизбежно. Как итог сильно просядет продуктовый рынок и вырастут цены, а это никогда не способствовало достижению стабильности, плюс начнет расти безработица. На фоне этого удержать толпу, уже почувствовавшую вкус крови, будет очень сложно.


Фото: архив ИА "Татар-информ"


Кто завязан на Казахстан

Но последствия январских событий в Казахстане могут почувствовать и непосредственно жители регионов Поволжья. Одним из неочевидных итогов бунта может стать… подорожание хлеба в регионах ПФО. Дело в том, что Казахстан является крупным поставщиком муки в Башкирию, Татарстан, Оренбургскую и Челябинскую области. И если цепочки поставок оборвутся хоть ненадолго, роста цены не избежать. С другой стороны, подорожание муки может быть чисто спекулятивным – поставщики могут резко взвинтить цены просто потому, что сейчас в стране кризис.

— Каков, по-вашему, риск нарушения цепочек поставок Казахстан – Россия после событий в РК? Какие отрасли сотрудничества могут пострадать – газ, поставки сельхозпродукции, потребительских товаров?

— Относительно газа мне сложно судить, я механизмы работы этого рынка понимаю в очень общих чертах. А вот со всем остальным может быть не все просто. В частности, в Россию шло очень много муки, ряд региональных хлебозаводов выживали только за ее счет, потому что, учитывая все меры поддержки, цена получалась вполне доступная при очень неплохом качестве. Конечно, была определенная специфика работы с Казахстаном, но, тем не менее, это работало. Как минимум заместить импорт муки в том же объеме будет очень сложно. Если канал закроется, а повторюсь, без достаточных мер поддержки он не вытянет, мы практически гарантированно получим всплеск цены на муку и, соответственно, на все производные.


​​​​​​Фото: архив ИА "Татар-информ"


Что касается потребительских товаров, тут не все так критично. В основном они были распространены в регионах, соседствующих с Казахстаном. К примеру, в Оренбургской области в частных магазинах до 80% ассортимента составляли казахские товары, часто везенные не совсем легально. Там – да, могут возникнуть проблемы. Но рынок потребительских товаров очень мобильный, на нем замещение происходит довольно быстро, тем более, что моментального обвала не ожидается.

— Осенью 2021 года Башкирия активизировала работу с Казахстаном, были двусторонние визиты делегаций, намечен план действий по усилению экономического сотрудничества. После событий в РК может ли реализация планов по сближению республик замедлиться или отмениться вовсе? Ваши прогнозы?

— Если честно, осенние мероприятия были скорее в рамках ежегодных обострений деловой активности, которые мало влияют на реальный сектор и в основном рассчитаны на медийное пространство и имитацию тесного сотрудничества. Основные каналы взаимодействия были построены уже давно и неплохо работали и, повторюсь, в основном за счет механизмов их государственной поддержки в Казахстане. Тревожно еще и то, что активность перечисленных выше мной механизмов с уходом с поста Назарбаева довольно сильно остыла, хотя по инерции еще двигалась. Сейчас на фоне массовых отставок людей из команды Назарбаева, думаю, что кадровые перестановки заденут и перечисленные мной институты, которые обеспечивали государственные меры поддержки, тем более, что первые их первые лица были довольно близки к самому Назарбаеву.

Наиль Байназаров

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям