Репетиция балета «Дама с камелиями» в Большом балетном зале
Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля занимает целое здание в шесть этажей. На самом верхнем этаже располагается Большой балетный зал, где с 9:30 утра начинаются репетиции. Сейчас артисты балета оттачивают текущий репертуар театра. В частности, постановку «Дама с камелиями».
Для новых артистов, которые ранее не танцевали тот или иной балет, педагог-репетитор Диана Багаутдинова показывает видеофрагменты на экране телевизора. Они смотрят запись, а затем повторяют движения.
Примечательно, что в Большом балетном зале висят портреты людей, которые внесли большой вклад в развитие балетного искусства Республики Татарстан, — это и педагоги-репетиторы, и художественные руководители. На центральной стене напротив зеркала висит портрет Рудольфа Нуриева, который приезжал в Казань в 1992 году.
Кроме Большого зала в театре есть и Малый, где обычно репетируют солисты, так как их мало и им не нужно много места, как артистам балета.
Обувь, костюмы, реквизит — своего производства
Цеха, где создается магия театра, довольно скромные и тесные. В таких комнатушках не развернешься. По углам всюду стоят стеллажи, коробки, заваленные обувью и рабочими инструментами.
Работа обувного цеха начинается с того, что художник передает свои эскизы мастерам, а они в свою очередь должны воспроизвести эскизы с учетом натуральных материалов, например, замши и текстиля. Преимуществом такого способа изготовления обуви является ее гигиеничность и удобство.
«Сейчас мы готовим образцы к постановке “Корсар”. Для каждого артиста по эскизам художника мы индивидуально подбираем колодку. Пошили обувь — отдаем костюмерам. Они собирают образ», — говорит заведующая обувным цехом Раиса Мухамадиева.
Костюмы для всех постановок шьют в пошивочном цехе театра. Сейчас здесь также трудятся над созданием костюмов для балета «Корсар». В одной части шьют женские костюмы, а в другой мужские.
«Порядка 300 костюмов нужно пошить до мая к фестивалю. Всевозможные вышивки, отделки — всё делается вручную на швейных машинках. Работа кропотливая, сложная и очень ответственная», — рассказывает заведующая пошивочным цехом Лилия Маслова.
Мастерицы этого цеха кропотливо работают на советских швейных машинках. Они окружены тканями, нитками, ножницами и так далее.
Бывает, что к спектаклю необходимо подготовить 500 – 600 костюмов. Тогда весь огромный объем работы ложится на плечи 16 трудолюбивых женщин.
Каждый экземпляр индивидуален – перед тем как пошить корсет или брюки, с каждого артиста снимают мерки.
Ни один спектакль не обходится без реквизита. Бутафорский цех изготавливает весь реквизит с нуля либо реставрирует. На длинных стеллажах ютятся самые разнообразные бутафорские вещи: оружие, фрукты, головы и даже бутылки от алкогольных напитков.
Декораций и реквизита так много, что многие предметы стоят в коридорах. Перед служебным входом на сцену стоят два величественных трона. Они используются в спектакле «Лебединое озеро».
Мягкая ткань становится металлом: как зрителей обманывают художники
Жесткие декорации привозят в театр из Москвы, а мягкие изготавливают в декорационном цехе. В отличие от остальных цехов помещение здесь огромное. Посередине лежит полотно, которое в 10 – 20 слоев разрисовывают художники. Всюду краска и кисти, а на стенах висят трафареты.
Полотно создают по эскизам из хлопковой ткани, затем его прибивают гвоздями к полу и начинают разрисовывать. Художники выполняют свою работу по очереди – кто-то делает разметку, второй разлиновывает, третий рисует.
На изготовление одной декорации требуется несколько месяцев, а трудятся над каждым полотном порядка десяти человек.
В разгаре работа над изготовлением металлической решетки из ткани для балета «Корсар». В тряпочке вырезают отверстия и наклеивают театральную сетку, которая и держит полотно. Когда декорация будет полностью расписана, она будет смотреться как металлическая решетка.
«То есть мы зрителя обманываем. Чем лучше этот обман получается, тем мы лучше работаем», — поясняет главный художник театра Владимир Самохин.
Художники используют для окрашивания полотен анилиновые и акриловые краски. Объем в декорациях достигается за счет светоотражения акрила. Все тканевые декорации обязательно обрабатывают противопожарной жидкостью.
После гастролей полотна отправляют на реставрацию, так как в момент транспортировки декорации изнашиваются, а театральная сетка рвется. Поэтому мягкие декорации требуют непрерывного ухода и восстановления, чтобы они были в таком состоянии, как будто были сделаны вчера.
Сердце театра – железный занавес и серый линолеум
Сердце всего театра – сцена оснащена современными технологиями, благодаря которым возможно ее вращение, смена декораций, подъем и спуск отдельных участков. Благодаря плунжерной системе в оперном театре возможно поставить спектакль любой сложности.
Для опер «Пиковая дама» или «Сююмбике», которые по задумке автора должны занимать огромное пространство на сцене, открывается арьерсцена. Это дополнительное пространство, которое находится за задником. Благодаря арьерсцене зрителю открывается перспектива в постановке.
Железный занавес между сценой и зрительным залом – это обязательное условие для того, чтобы сохранить в целости и сохранности театр в случае пожара. Если одна часть сгорит, занавес сохранит вторую.
Также на сцене располагается пульт управления, за которым сидит главный машинист сцены. Он контролирует все процессы во время спектакля: спуск или подъем плунжера, смену декораций, открытие или закрытие занавеса и так далее. Команды ему дает помощник режиссера, который сидит в углу. Через телевизоры он отслеживает происходящее на сцене.
Во время балетной постановки на полу лежит специальный серый линолеум. Такой линолеум обычно изготавливают толстым с мягкой прослойкой, чтобы он пружинил и балерины могли делать вращения на пуантах. Мыть линолеум можно исключительно простой водой, потому что он не должен стать скользким.
В классических спектаклях линолеум темный, но в «Ромео и Джульетте» по задумке художника пол оставили светлым. Во время оперы пол застилают «дежурным» линолеумом.
Роскошная люстра в зале и роспись стен
Когда люди приходят в театр, первым делом они фотографируют огромную блестящую люстру из чешского хрусталя. Раз в год люстру спускают вниз и тщательно моют.
В зале всего 957 мест, и все идут на продажу. Места с ограниченной видимостью продают или отдают студентам музыкальных или театральных училищ по сниженной цене – 100 – 250 рублей. В дни, когда в театре нет постановок, бархатные стулья застелены тканью, чтобы защитить их от пыли.
В ложу, которая во всех театрах считается царской, в оперном театре можно купить билеты. Здесь она называется просто – центральная ложа. Президентская ложа находится на первом ярусе над оркестровой ямой с левой стороны, а директорская – напротив.
Во время оперы над сценой зрителям видна строчка перевода. Синхронный перевод обеспечивается либо концертмейстерами оперы, либо сотрудниками литературной части, которые следят за действием из зала.
Стоит обратить внимание на роспись стен в залах театра – здесь нет ни одного изображения животного. С точки зрения ислама это запрещено. Вместо животных стены театра украшают цветочные узоры и птицы.
Нет комментариев-