От комиссаров до министров: столетний путь Правительства Татарстана

Сто лет назад было образовано первое Правительство республики – Совет Народных Комиссаров АТССР. Формирование республики и ее Правительства проходило в несколько этапов, каждый из которых имеет важное историческое значение.

Переход от губернии к республике

Основы формирования современного Правительства Татарстана были заложены в 1920 году. Важными датами здесь считаются 27 мая, 25 июня и 28 сентября.

Так, 27 мая 1920 года ВЦИК и Совнарком РСФСР приняли совместный декрет «Об образовании Автономной Татарской Социалистической Советской Республики». Документ закрепил «основы государственно-правового статуса республики и определил структуру высших и местных органов власти».

Позже, 25 июня был подписан Акт о передаче полномочий Казанским губисполкомом Временному революционному комитету. Постановлением президиума губисполкома 25 июня 1920 года был объявлен Днем провозглашения АТССР. По этому случаю во всех крупных населенных пунктах республики прошли торжественные мероприятия. 

Временный революционный комитет, состоящий из семи человек, функционировал как законодательный и исполнительный орган. Его возглавил участник Первой мировой и Гражданской войн Сахиб-Гарей Саид-Галиев. В состав комитета вошли заведующие отделами, которые потом стали Народными комиссарами. Каждый из них отвечал за свою сферу управления.

Знаковая дата в создании Правительства РТ

Главной задачей Временного революционного комитета стала организация первого Учредительного съезда советов АТССР. Он состоялся 26 – 27 сентября 1920 года. На нем был учрежден Центральный исполнительный комитет (ЦИК АТССР), который должен был сформировать Совет Народных Комиссаров.

28 сентября 1920 года был принят Протокол об утверждении состава Совета Народных Комиссаров Татарской Республики. И эта дата считается официальным днем образования Правительства республики.

ЦИК пятого созыва в декабре 1925 года принял «Общее положение о Народных комиссариатах Татарской АССР». В нем определялись структура, функции и полномочия Народных комиссариатов. Народный комиссар принимал решения по всем вопросам, закрепленным за комиссариатом. При этом в комиссариате работала коллегия, которая в случае несогласия с решением Народного комиссара, могла обжаловать его в Совет Народных Комиссаров или Президиум ЦИК АТССР.

На заседании ЦИК АТССР шестого созыва в сентябре 1926 года было утверждено «Положение о Совнаркоме ТССР». Согласно документу, Совнарком осуществлял общее управление республикой.

Разработка системы национального образования

Декреты и постановления, издаваемые Совнаркомом, должны были исполняться на всей территории Татарской республики. Но ЦИК и его Президиум также исполняли некоторые управленческие функции.

Правовой статус наркоматов устанавливался положениями о них, которые утверждались Всетатарским ЦИК. Некоторые наркоматы стали отраслевыми лидерами в масштабах страны. Так, например, нарком юстиции Гимаз Богаутдинов сформировал в республике сеть учреждений по подготовке квалифицированных кадров для Поволжья и Приуралья.

«Важной составляющей начавшейся работы стало расширение применения татарского языка, подготовка кадров и привлечение их в управленческие структуры. Республика возглавила разработку системы национального образования и науки. По мнению современных ученых, во многом благодаря инициативным руководителям республики, Советское государство создавало новые республики по типу Татарской», – отмечается в информационных материалах.

Статус Правительства в проекте первой Конституции

В 1926 году в Татарской республике был разработан проект первой Конституции. В нем, в том числе, был отражен статус Правительства. В частности, согласно статье 41, общее руководство и управление осуществлял Совет Народных Комиссаров. Правительство состояло из Председателя, его заместителя и Народных комиссаров. В него также входили представители общесоюзных Наркоматов и управлений с правом решающего или совещательного голоса. Но этот проект не утвердил ВЦИК РСФСР и Съезд Советов РСФСР.

Первой официально вступившей в силу в советский период стала Конституция 1937 года. Она включала 11 глав и 114 статей. Республика провозглашалась социалистическим государством рабочих и крестьян. В ее состав входили 60 районов и два города республиканского подчинения – Казань и Зеленодольск.

«Совнарком перестал быть исполнительным органом ЦИК, к нему перешло большинство управленческих компетенций. Его значимость в системе государственных органов автономной республики повысилась, но в составе правительства ТАССР не осталось ни одного автономного наркомата, все они были напрямую подчинены соответствующим наркоматам РСФСР», – говорится в материалах.

Из Народных Комиссариатов – в министерства

В годы Великой Отечественной войны структура власти в стране изменилась. В частности, был создан Государственный комитет обороны – чрезвычайный орган, обладавший военной, политической и хозяйственной властью в СССР. В октябре 1941 года появился Казанский комитет обороны, который возглавил первый секретарь Татарского областного комитета ВКП(б) Александр Алемасов. Взаимодействуя с комитетом, Правительство занималось формированием военно-промышленной тыловой базы страны, развитием оборонных производств.

Всесоюзная реформа 15 марта 1946 года преобразовала Совет Народных Комиссаров в Совет Министров Татарской АССР, а Народные Комиссариаты – в министерства. Совет Министров сохранил статус высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти ТАССР. Он организовывал и контролировал работу республиканских министерств и хозяйственных учреждений.

«С 1955 года сфера деятельности Правительства начала расширяться, но ему не хватало полномочий. Ответом на вызовы времени стало постановление Совета Министров ТАССР от 10 мая 1966 года “Об образовании бюро Совета Министров Татарской АССР”. Структурные изменения позволили Правительству реорганизовать работу в русле быстрого и своевременного реагирования на возникающие проблемы», – отмечается в материалах.

Правительство издавало постановления и распоряжения. Постановления вступали в силу после их публикации на татарском и русском языках в газетах «Совет Татарстаны» и «Советская Татария». Срочные и важные постановления Совета Министров передавали по радио или по телеграфу.

Правительство как высший исполнительный и распорядительный орган власти

В 1978 году принимается новая Конституция ТАССР. Она состояла из 10 разделов, 16 глав и 161 статьи. В 12-й главе, в частности, говорилось, что Совет Министров вправе решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению ТАССР.

23 августа 1979 года был принят закон о Совете Министров ТАССР. Он определял Правительство как «высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти Татарской АССР, и его полномочия по отраслям – экономика, социальное развитие и культура, финансы, кредит и цены, труд и заработная плата, наука и техника, законность, безопасность и обороноспособность страны».

В законе были обозначены 16 министерств и девять государственных комитетов. Для разрешения хозяйственных споров между предприятиями и организациями при Совете Министров действовал Государственный арбитраж ТАССР. 

Кардинальные изменения в государственном устройстве Татарстана

30 августа 1990 года Верховный Совет принял «Декларацию о государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики», «положившую начало кардинальным изменениям в государственном устройстве Татарстана». В 1991 году была учреждена должность Президента, и в 1992 году принята Конституция Республики Татарстан.

В новой Конституции Правительство перестало именоваться «высшим» органом. Функции высшего руководства перешли к Президенту.

5 июля 1991 года постановлением Верховного Совета ТАССР Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров РТ. В него вошли Премьер-министр, два первых заместителя Премьер-министра, шесть заместителей Премьер-министра (двое – на совмещенной основе), начальник Секретариата Кабинета Министров, 14 министров, 10 руководителей государственных комитетов.

В 2002 году Конституция Татарстана была изложена в новой редакции. Третья глава посвящена Правительству республики и определяет общие основы деятельности Кабинета Министров. Согласно Конституции, Президент Татарстана возглавляет систему исполнительных органов государственной власти республики, а Кабинет Министров несет ответственность перед Президентом.

Текст подготовлен на основе информационных материалов, опубликованных на сайте Правительства РТ.