Что происходит?
Спустя почти 20 лет после начала военной операции США в Афганистане, приведшей к свержению режима талибов, в Вашингтоне приняли решение вывести войска из этой страны.
Сегодня стало известно, что процесс вывода американских войск из Афганистана может завершиться в течение нескольких дней, хотя ранее президент США Джо Байден называл крайней датой 11 сентября.
Правда, даже после официального вывода войск около тысячи американских военных могут остаться в стране - чтобы охранять посольство США и аэропорт Кабула.
Почему войска выводят?
«Все войны когда-то должны заканчиваться, и эта тоже. Так же, как в свое время закончилась советская война в Афганистане, когда стало ясно, что она бессмысленна, кровопролитна, и, как выяснилось впоследствии, именно она стала одним из триггеров развала СССР», - комментирует российский эксперт по Центральной Азии, политолог Аркадий Дубнов.
Вопрос «Что делать с Афганистаном?» начал возникать довольно давно. По мнению эксперта, военной победы там быть не может. Установления того стиля демократического правления, которому способствовали американцы, - тоже.
«Вряд ли удастся внушить всем афганцам, что это (демократизация) им подходит. Часть населения действительно приветствовала эти процедуры, связанные со свободой обучения, демократическими выборами, правами женщин и тому подобным. Другая же часть придерживается традиционных взглядов на себя, свое место в мире и образ жизни. Поэтому все пришли к выводу, что нельзя миллиарды долларов и тысячи жизней тратить на то, что невозможно достичь. Нужно оставить Афганистан в покое, предоставить его самому себе, но помогать. И никакая страна, больше, чем Америка, не способна оказывать такую помощь», - поясняет Аркадий Дубнов.
Талибан (запрещено в РФ) становится главной силой?
«Не уверен, что кого-либо в Афганистане можно называть "главной силой", поскольку обстоятельства там зачастую скоротечны», - считает исследователь этнографии народов современного Афганистана Святослав Каверин. «Чисто внешне талибы действуют более уверенно, занимают район за районом. Правительственные силы полагают, что можно отыграть положение назад, вернуть контроль над опорными пунктами.
В каждой отдельной провинции это вопрос борьбы нескольких тысяч (или даже сотен) вооруженных людей, как в Средние века, а не тотальная оккупация всех населённых пунктов той или иной стороной. Тем временем крестьяне и пастухи занимаются своими делами поодаль.
Сейчас формируется ополчение - не столько за правительство, сколько за себя, так что (временное) разрешение конфликта находится непосредственно в руках народа. Время покажет. Но полного консенсуса в такой многообразной стране как Афганистан достичь невозможно».
В свою очередь, Аркадий Дубнов считает наше предположение о том, что талибы становятся ведущей силой в Афганистане, имеющим право на жизнь.
«Думаю, это то, в чем многие боялись себе признаться, отвечая на вопрос «А что будет в Афганистане?». Теперь об этом вынуждены говорить вслух. Талибан возник больше 25 лет назад, и за эти годы мир был вынужден убедиться в том, что талибы - реальная составляющая, имманентная афганскому обществу его часть. Не признать этого нельзя. В преддверии окончательного вывода, Талибан пытается занять максимально возможное количество провинций с тем, чтобы использовать это в межафганских переговорах, которые должны будут начаться для создания коалиционного правительства», - комментирует эксперт по Центральной Азии.
Как это отразится на России?
«Непосредственно на России это не отразится никак», - уверен Аркадий Дубнов. «Не стоит поддаваться на пропагандистскую риторику, которая отчасти повторяет стереотипы, расхожие в России девяностых, распространявшиеся генералом Лебедем. Он, напомню, пугал, что Талибан дойдет до Самары, если его не остановить.
Вот на наших союзниках и партнерах в Центральной Азии это может отразиться, но не потому что Талибы могут угрожать экспансией в эти республики. За 25 лет не было зафиксировано буквально ни одного случая, где талибы пытались бы вооруженным путем выйти за пределы Афганистана. Однако увеличение их контроля в Афганистане действительно может привести к вытеснению из зон своего влияния боевиков, не относящихся талибам.
Это боевики, которые имели отношение к Аль-Каиде (запрещено в РФ), исламскому движению Узбекистана (запрещено в РФ), ИГ (запрещено в РФ), выходцы из Чечни, мусульманских республик России, уйгуры, курды и так далее. Опасность заключается в том, что они будут вытесняться и, как следствие, могут начать проникать на территории центрально-азиатских республик, где начнут создавать какие-то спящие ячейки. Но нет никакой опасности непосредственно от Талибана», - резюмирует эксперт.
Нет комментариев-