Коран отчима Тукая, или По следам матери поэта Бибимамдуды в селе Починок Сосна

В деревне Сасна Пучинкэсе (Починок Сосна) Балтасинского района похоронена мать Габдуллы Тукая – Бибимамдуда. Корреспонденты ИА «Татар-информ» побывали в селе – посетили могилу Бибимамдуды абыстай, увидели Коран отчима Тукая, узнали, как почитают в селе память матери поэта.

Вся жизнь любимого поэта татарского народа Габдуллы Тукая была трагической – начиная от полных потерь, лишений, сиротства детских лет и заканчивая болезнью и ранним уходом из жизни…

29 августа 1886 года умирает отец, Мухаммадгариф. Габдулле в этот момент всего четыре с половиной месяца. 22 декабря 1888 года мама мальчика Бибимамдуда выходит замуж за муллу села Починок Сосна (в своих воспоминаниях «Что я помню о себе» Тукай использует вариант названия села «Сасна», такое произношение все еще встречается, но официально – «Сосна». – Авт.). Сына она вынуждена оставить, просит присмотреть за ребенком старую бедную женщину, живущую по соседству. Весной 1889 года мать забирает сына к себе, в новую семью.

Но злой рок настигает мальчика и здесь – через год, 18 января 1890 года мать умирает.

Все эти страницы биографии великого поэта нам знакомы с детства, однако нам хотелось побывать в тех местах, где разворачивались эти события, постоять на этой земле, познакомиться с нынешней жизнью сельчан.

Едем в село Починок Сосна, которое теперь входит в Балтасинский район Татарстана. Из придорожных информационных стендов узнаем, что асфальт здесь был проложен в 2002 году. Несложно представить себе, в каком сейчас состоянии дороги. В то же время сохранились большие куски бетона, из которых была построена дамба.

Эта красивая деревня расположилась на низине в правом берегу реки Кушкет. Оригинальное, татарское название села – «Сасна Пучинкэсе». Как мне объяснили сельчане, слово «пучинкэ» означает, что это деревня отделившаяся от основного села. По дороге еще раз представила себе судьбу поэта и заметила для себя, что несколько вопросов так и остаются без ответа.

Почему мама Габдуллы Тукая Бибимамдуда абыстай умерла в столь молодом возрасте? В документах болезнь не была указана, причиной названо кровотечение. Ей было всего 26 лет. Насколько я понимаю, женщина может умереть от потери крови в двух случаях – из-за кровотечения после родов или же, боюсь сказать, от травм, в этом случае это может быть рукоприкладство мужа. К слову, в народе такие слухи действительно ходят.

Подумать только – хазрат Мамдуду взял в жены 23-летней, а самому тогда было 69 лет – ровно в три раза старше! Мог ли муж поднимать руку на молодую жену? Вопрос остается открытым.

Другое несоответствие, на мой взгляд, заключается в том, что Мамдуда была дочерью муллы Зарифуллы в деревне Училе и первый ее муж – отец Габдуллы – был муллой в селе Кошлауч. В моем представлении мулла, духовный лидер села – человек если не зажиточный, то уж и не бедный. Так почему же Бибимамдуда, оставшись вдовой, остается без попечения, средств к существованию и вынуждена скорее выйти замуж?

После разговора с жителями села вопросов стало еще больше – кто-то считает, что могила Бибимамдуды на деревенском кладбище – «ненастоящая», это всего лишь надмогильный камень, а похоронена она совсем в другом месте.

Где могила матери поэта?

Существует минимум две версии, где похоронена Бибимамдуда абыстай. Первая – на старинном кладбище на другом берегу реки. Вторая – на кладбище деревни, там, где установлено памятное надгробие.

Сторонники первой версии считают, что могилы под надгробием нет, камень установлен только для увековечения памяти. Проверить первую версию нам не удалось – старое кладбище уже практически заброшенное, туда сложно и долго добираться. К тому же наш гид по Тукаевским местам в деревне – бывший директор сельской школы Гарифзян Мухаметшин опроверг эти предположения:

«Я общался со старожилами, они мне показали могилу Бибимамдуды. Да, в первое время люди своих покойников хоронили на горе. Но вы представьте, каждый год здесь случаются паводки. Как понесешь тело на ту сторону реки?»

Действительно, ни моста через реку, ни переправы нет, получается, до кладбища никак не добраться. Видимо, поэтому люди решили заложить кладбище на этой стороне реки. Такая версия сомнений не вызывает.

В свое время создавалась «Энциклопедия Тукая» с указанием событий и дат. Однако там написано, что могила матери Тукая неизвестна.

Но спустя время краеведам все же удалось уточнить, где именно похоронена Бибимамдуда абыстай. Было решено заказать в Казани надгробие. Его изготовил архитектор Билалов из мрамора. И хотя при перевозке был бережно упакован и лежал на специальном мягком настиле, этот камень раскололся надвое. В 2006 году по инициативе Разиля Валеева памятник заменили и установили надгробие из гранита.

«Тукай повторил судьбу матери»

Вопросы, не дающие мне покоя, я задаю Гарифзяну абый. Все же отчего умерла Бибимамдуда?

«От какой болезни – неизвестно. Официально указано, что от кровотечения. Что вызвало кровотечение – не записано. Тогда, может быть, и не могли поставить точный диагноз. Местный журналист Риф Якупов по метрическим книгам узнал, что Бибимамдуда была замужем не в Большой Сосне, а в селе Починок Сосна. Это село основали переселенцы из Большой Сосны 150 лет назад», – рассказывает он.

«Я считаю, что поэт Тукай повторил судьбу матери – в жизни у обоих было много потерь. Бедность, немощность их преследовали», – добавляет мой собеседник.

Почему же дочь и жена муллы оказалась в нужде? По словам Гарифзяна абый, в то время муллы в небольших деревнях жили не богаче простого народа.

«Бибимамдуда родилась в Училе – это крошечная деревушка. Мулла в такой маленькой деревне жил очень бедно. Зиннатулла имел глубокие знания, однако служить вернулся в родную деревню. Никакого дохода у него не было. Бибимамдуда росла с мачехой, у мачехи были еще дети. Поэтому девушка при первой возможности вышла замуж.

Она была девушкой очень красивой, стройной, хорошей рукодельницей. Вязала пуховые платки, вышивала калфачки, хорошо читала Коран. Старожилы в нашей деревне, будучи еще мальчиками, видели ее, хорошо ее помнят. Бибимамдуда преподавала детям. Рассказывали, что она дотрагивалась до Корана только в чистейших белоснежных перчатках. Такая смышленость, интеллект шли от отца.

Деревня Починок Сосна тоже совсем небольшая. Были там и мечеть, и мулла, но прибыли никакой не было. Мухаммадшакиру хазрату – мужу Бибимамдуды приходилось самому обеспечивать семью, как-то находить возможности, и его молодой жене пришлось трудиться», – рассказывает Гарифзян Мухаметшин.

О слухах по поводу жестокого обращения муллы с молодой женой он тоже знает, однако считает, что ситуацию нельзя воспринимать однозначно.

«В деревне тех времен такое было. В жизни крестьянина тысяча разных проблем. Это сейчас мы уже тяготимся домашним хозяйством. Тогда надо было смотреть за скотом: корова, овцы, гуси, куры – всего в хозяйстве полно. Мы не должны относиться к этому негативно, а с пониманием, по-доброму. Бибимамдуда – мать нашей нации.

Кто-то осуждает ее: мол, ребенка бросила, в первую очередь хотела наладить свою жизнь. Во всех воспоминаниях о том времени маму Тукая описывают как женщину красивую, высокую и стройную, образованную, умелую. Такая молодая нашла бы себе и мужа помоложе, но на этот шаг она пошла лишь с одной целью – чтобы Габдулла обрел дом, рос в тепле, не знал голода.

У Мухаммадгарифа были и другие дети. А семья ее отца Зиннатуллы тоже была многодетная. Пока муж был жив, Мамдуда могла жить в той семье, а когда муж умер, жить там ей стало трудно», – полагает Гарифзян абый.

«Тукай надеялся на материнское тепло»

Уезжая из Кошлауча, Бибимамдуда маленького Габдуллу оставляет одинокой старой соседке – Шарифе. В своей повести «Что я помню о себе» Тукай пишет: «В семье этой старой женщины я был лишним и

никому не нужным ребёнком; она не только не заботилась обо мне и не

воспитывала, но, что всего хуже для маленького ребёнка, была неласкова

со мною». По рассказам деревенских женщин, старуха довольно жестоко обращалась с ребенком. «Такой эпизод. Зимою ночью я, босой, в одной рубашке, выхожу на двор и потом иду к двери, чтобы войти в дом. Открыть дверь в избу зимой трудно не то что ребёнку, но даже взрослому человеку. Я, естественно, не могу её открыть и стою, пока ноги мои не примёрзнут ко льду. «Благодетельница» моя, рассуждая: «Небось не околеет, подкидыш!»,

держала меня за дверью и впускала в избу с ругательствами, когда ей

заблагорассудится».

Спустя примерно четыре месяца мама забирает ребенка к себе.

«Пока я жил там, моя мать, по-видимому, прижилась у своего муллы: однажды она прислала за мной из Сасны лошадей. Лошади якобы повезли меня в Сасну.

Впрочем, я пишу это не только с чужих слов. В эти минуты, когда я ехал

на лошадях, у меня, хоть я и был ребёнком, случилось как будто какое

прозрение, открылось понимание, и мне до сих пор чудится, что я помню,

как я ощущал себя в просторном и прекрасном мире и видел, как передо

мною на дороге переливались красками яркие лучи.

Я доехал до Сасны. Как, каким образом, кто меня встретил – не помню;

однако ласка отчима и то, как он дал мне к чаю белый хлеб, намазанный

сотовым мёдом, и как я тогда радовался – всё это, как краткий сон, до

сих пор в моей памяти. Но радость эта длилась недолго. Всего год или чуть больше прожила моя мать у муллы, заболела, не знаю, какой болезнью, и умерла», – пишет Габдулла Тукай.

Тукай писал эти строки в 23 года, уже будучи зрелым человеком. После притеснений и лишений, испытанных у чужой женщины, он надеялся, что начнет жить, мечтал о материнском тепле.

«Поняв, что покойную мою мать уносят из дома, я, босой и раздетый, с рёвом выбежал из-под ворот и с криками “Не уносите мою маму, отдайте маму!” ещё долго бежал за похоронной процессией», – пишет Тукай.

Долгожданное счастье малыша – жить с родной матерью, чувствуя ее заботу, тепло, ласку – исчезло, не продлившись и года. Спустя лишь четыре года после рождения маленький Тукай остается круглым сиротой.

Коран Мухаммадшакира

В тот день у могилы Бибимамдуды абыстай собрались сельчане, чтобы чтением молитв почтить ее память. До начала церемонии я поговорила с главой Верхнесубашского сельского поселения. Мне хотелось увидеть место, где стоял дом, в котором жил Тукай с мамой. Сейчас этот участок оказался во дворе Камиля Ахметханова. Зашли к нему в гости.

Камиль абый помнит дом хазрата, говорит, что изба была совсем небольшая.

«Помню, еще дошколятами играли в этом доме. Низенький был. Два окна в сторону улицы, два выходили во двор. Половину дома занимала печь.

Крыша из досок. Был еще хлев, крытый соломой. Зимой забирались на крышу, по соломе через дыру в крыше спрыгивали внутрь», – поделился воспоминаниями Камиль абый.

Забегая вперед, скажу: еще одно открытие, сделанное нами в Сасне, – это Коран из дома Мухаммадшакира муллы. Он до сих пор в хорошем состоянии, хранится в Центральной мечети Балтасей. Этот Коран передала старая женщина, когда-то служившая в доме муллы. Карманный Коран необычной формы, с разноцветными страницами. Нам довелось тихонечко дотронуться до страниц исторической реликвии.

«Больше всего холостяков – в Сасне»

Напротив кладбища, где похоронена Бибимамдуда абыстай, – сельская мечеть, названная ее именем. Небольшое аккуратное здание традиционного зеленого цвета, украшенное национальным орнаментом. В советские годы мечеть лишилась минарета, здание использовали под школу. С появлением школы в соседнем Субаше по инициативе аксакалов села и Ахметхана абый мечеть восстанавливают всем миром, но уже в другом месте.

«В прошлом году силами предпринимателей и простых жителей села сделали пристрой, комнату для омовения», – рассказал глава поселения Ранис Вафин.

Интересуюсь у него, собираются ли районные власти заняться дорогами.

«Сейчас идет благоустройство дорог в Среднем Кушкете и Субаше, в этом году работы должны завершиться. Приезжали из Казани, взяли замеры, включили в проектные работы. Мы надеемся, что будет. Если не в этом году, то в следующем», – говорит глава.

Верхнесубашское сельское поселение объединяет пять деревень, всего 320 хозяйств, 1200 жителей. В селе Починок Сосна 36 хозяйств. По словам Раниса Вафина, из всех пяти деревень самые трудолюбивые живут в Сосне – здесь в частных хозяйствах много скота, в некоторых по 10-12 голов.

Оказалось, что Сасна лидирует и по количеству холостяков. Есть одинокие мужчины и шестидесяти, и сорока лет. Чем это объясняется, глава поселения не смог сказать – то ли девушки в деревню редко приезжают в гости, то ли характер местных парней такой – робкие.

«Такое не только у нас, молодежь везде уезжает в город. Но в прошлом году в Субаш вернулись два парня, они сейчас работают на тракторе. Было бы хорошо, если обоснуются в деревне. Мы со своей стороны готовы их поддержать – выделить землю, построить им дома», – рассказал глава сельского поселения.

В Субаше есть девятилетняя школа, детей из Сосны возят на автобусах. 10-11-е классы учатся в соседних деревнях – Тюнтере и Среднем Кушкете. Административный центр сельского поселения – в Верхнем Субаше. В деревне есть клуб, и все культурные мероприятия проходят там.

Бывший директор Субашской школы Камиль Сагидуллин с помощью сельчан обустроил место для отдыха «Полянка Апуша» с разнообразными игровыми площадками. В этом году на средства самообложения планируют благоустроить «Родник Апуша», который тоже станет местом для отдыха для жителей и гостей села.

Также на деньги, поступившие через самообложение, обновили ограду кладбища, обустроили территорию родника «Бибимамдуда». Рядом с мечетью разбили парк, названный ее именем. Летом в мечети устраивают детские лагеря по изучению основ ислама.

При поддержке Риммы Ратниковой деревня Починок Сосна была включена в «Путь Тукая» – пеший туристический маршрут по тукаевским местам. «Путь начался с этой деревни. Гости возложили цветы к могиле Бибимамдуды абыстай, затем на упряжках отправились в Кырлай. А еще приезжали сотрудники прокуратуры, они проехали маршрут на велосипедах. В этом году планируем позвать активистов и повторить маршрут», – рассказал Ранис Вафин.

«Мухаммет Магдеев долго стоял у могилы Бибимамдуды»

Во время коллективной молитвы в память матери поэта Гарифзян Мухаметшин поделился воспоминаниями.

«В 1992 году в деревне провели встречу с писателями. Три дня у нас гостили известные татарские писатели – Гумер Баширов, Мухаммет Магдеев, Аяз Гилязов, Ильдар Юзеев, Шаукат Галеев. Посетили могилу Бибимамдуды с Сосне. После поминок писатели разошлись: помню, после этого они все как-то разом замолчали, воцарилась мягкая грустная атмосфера.

Мухаммат Магдеев последним отошел от могилы. Не поднимая головы, весь погруженный в свои мысли, сел в машину. В том же году осенью он снова приехал ко мне. Практически сразу предложил сходить к Мамдуде абыстай. Я оставил его одного у могилы, не хотел мешать. Постоял в сторонке. Погода была скверная: моросил осенний дождь вперемешку со снегом, ветер…

Он долго стоял у могилы, склонив непокрытую голову, чуть дыша. Хотелось окликнуть его, сказать, что может простудиться. Но не посмел прервать его мысли. Потом я его отвез в Балтаси и в Арск.

Летом, осенью, зимой он еще несколько раз приезжал сюда, и мы каждый раз ходили к могиле Бибимамдуды абыстай. Возможно, он бывал и без меня – этого не знаю.

Что влекло его сюда, с какими мыслями он приходил, собирался ли он писать книгу о матери Тукая – мне так и не удалось узнать. Я не спрашивал. Но и сам писатель после этого долго не прожил, умер через три года. Но эта загадка до сих пор не дает мне покоя», – рассказал Гарифзян абый.

«Тукай не хотел сделать любимую несчастной»

«Меня часто спрашивают, любил ли Тукай, кого и как, – говорит Гарифзян абый. – Габдулла умер в 27 лет. Пять лет из этой жизни можно просто вычеркнуть – он болел туберкулезом, состояние его было плачевное. Еще в таком молодом возрасте он жил, зная, что умрет. Как же он успеет влюбиться, построить отношения за это время? Даже обсуждать тут нечего.

Да, он любил. Тукай знал свое положение, ему было неудобно перед Зайтуной. Ему не хотелось сделать свою любимую несчастной», – предположил он.