При Мишустине цифровизация выйдет на первый план: Фаррахов о новом Правительстве и поручениях Путина

Почему Правительство ушло в отставку, чего ждать от нового премьера и где власти возьмут 500 млрд рублей на исполнение поручений Президента — об этом рассказал депутат Госдумы от Татарстана. Айрат Фаррахов — новый гость проекта «Интервью без галстука с Андреем Кузьминым».

Отставка Правительства не была неожиданностью для депутатов Госдумы

Всю последнюю неделю было сложно застать депутатов и губернаторов в регионах, потому что все в Москве, все новости и ожидания оттуда. Мы очень рады, что вы нашли время ответить на наши вопросы и рассказать, что же происходит в столице. Какие у вас впечатления от Послания Владимира Путина?

Послание — конституционная обязанность Президента. В конце прошлого года, когда был назначен срок Послания, и в день начала Гайдаровского форума мы тихо-тихо между собой в Государственной Думе обсуждали.

Слухи просочились, что что-то готовится?

Да, потому что традиционно Послание было позже и деловой год начинался с Гайдаровского форума. Конечно, разговоры ходили.

Если говорить о самом послании, я очень доволен тем, что услышал. Во-первых, я не помню Послания с такими инициативами Президента в части государственного строительства. Во-вторых, это Послание, которое нацелено на решение вопросов демографии, семей с детьми и людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Плюсом почти 500 млрд рублей. Сейчас срочно необходимо менять федеральный бюджет, искать эти деньги. Также нужно вносить изменения в бюджет Пенсионного фонда РФ, чтобы материнский капитал выдавать уже на первого ребенка. В-третьих, отставка Правительства сопровождала Послание. В этот же день была создана рабочая группа по изменению Конституции и так далее.

Вечером после послания и отставки Правительства как депутаты между собой общались?

Я модерировал на Гайдаровском форуме панельную дискуссию, где с двух сторон от меня сидели первые заместители министров двух ведомств. Это было примерно в 16.00. Конечно, все стали обсуждать. Но в целом не скажу, что это супернеожиданная новость.

В Госдуме ожидали отставки Правительства?

В целом говорили, что много конкретных поручений Президента, которые не выполнены в полном объеме. Говорили, что те или иные действия могут быть.

Мишустин заслужил пост премьера реформами, проведенными в ФНС

А по премьеру вы ожидали такого решения?

Да, тем более что в апреле ежегодно отчет Правительства. Огромное количество вопросов к этому отчету сформировалось уже сейчас в части реализации национальных целей, стратегических задач, нацпроектов.

Почему так позитивно восприняли назначение председателя Правительства Михаила Мишустина? В Сингапуре есть такое понятие «меритократия» — когда на руководящие должности назначают тех, кто заслужил своей работой. Он заслужил, потому что реформы, проведенные в ФНС, и цифровизация без угнетения бизнеса позволила повысить уровень администрирования, снизить уровень бюрократии и вызвать уважение россиян. Работа была признана международным налоговым сообществом. Методика реформирования, проведенная в последние годы, является эталоном.

Уверен, что вопросы цифровизации встанут на первое место, и об этом свидетельствует его пятиминутное выступление в Госдуме. Своим приоритетом он поставил перезапуск инвестиций, цифровизацию с возможностью пересмотра программы «Цифровая экономика», опору на регион. Это очень важно для нас, потому что эта позиция в последние годы мало звучала.

Классный ход — поменять Правительство, а новое работает всего два месяца, и к нему вопросов не будет.

На самом деле при первом же выступлении премьер-министр Мишустин сказал, что в апреле он ознакомит с подробным планом действий Правительства. То есть встреча состоится в любом случае. Понятно, что отчитываться пока будет сложно, но конкретный план действий Правительства чрезвычайно важен.

Какие чувства вызвал уход Медведева: жалость, осуждение, одобрение?

Дмитрий Анатольевич очень подробно об этом сам рассказал. Есть ряд серьезных упущений в работе Правительства: медленная динамика изменений, инерционная политика в отношении целого ряда поручений Президента. С учетом инициатив Президента по существенному изменению Конституции в части государственного строительства, задач, которые необходимо решать, абсолютно понятна эта позиция — дать Президенту возможность реализовать инициативы, не сдерживать его существующим Правительством. Безусловно, это вызывает уважение. Цели и задачи, которые сегодня стоят, те же. Как подчеркнул Владимир Путин, они будут выполнены.

Социальный блок Правительства работал по инерции

Что бы вы поменяли в составе Правительства?

Прогнозы — дело неблагоприятное. С точки зрения социальной, экономической сферы страна сегодня имеет очень прочную макроэкономическую базу. Это основа для движения вперед. Самый низкий долг среди всех развивающихся стран, его практически нет. Чрезвычайно низкая инфляция. Раньше это в принципе невозможно было. И тот таргет, который сегодня есть, обеспечивает очень высокий уровень стабильности. Мы имеем серьезные запасы. Представьте себе, ежедневно мы покупаем валюту на 18 млрд рублей.

Но мы имеем колоссальные проблемы, связанные с существенным обнищанием населения, проблему технологической отсталости нашей страны. Людей беспокоит геополитическая изоляция — это тоже большая проблема. Поэтому сегодня макроэкономический фундамент — это хорошо, нам не надо идти с протянутой рукой, даже если что-то случится. Но необходимость реформ назрела.

Макроэкономический блок сделал очень многое. Социальный блок Правительства — много инерционного. Здесь в части здравоохранения, образования нужны инициативы. Мы не должны отставать от тех принципов, которые есть в ведущих странах. Вопросы цифровизации, современных подходов нужно более эффективно внедрять.

Какие ожидания у вас от нового Правительства? Приятно было увидеть в нем людей из Татарстана?

Правительство очень серьезно изменилось, что для меня было приятной неожиданностью. Смена многих членов Правительства и жесткие, четкие задачи, поставленные председателем Правительства на первом заседании, внушают оптимизм и веру в изменения. Многие изменения назрели, остается не так много времени до 2024 года, когда мы должны достичь целей и задач. Честно говоря, в душе я переживал. С прежним Правительством многие вещи мы делали по инерции.

Время покажет, но пришли очень профессиональные люди. Из Татарстана в том числе. Это и Марат Шакирзянович (Хуснуллин, заместитель председателя Правительства России. – Ред.), и наш коллега в Аппарате Правительства (замруководителя Аппарата Правительства РФ стал уроженец Казани Эльмир Тагиров – прим. Т-и) – это очень подготовленные люди. Всех членов Правительства я знаю практически лично, это очень профессиональные люди, которые очень хорошо подготовлены, готовы брать на себя ответственность и идти впереди всех изменений. Все-таки министр – это тот человек, который должен брать на себя ответственность. Хочу пожелать всем удачи и надеюсь на позитивную динамику изменений.

На инициативы Путина нужно полтриллиона рублей, но налоги повышать не планируется

Вопрос денег сейчас будет самым важным — полтриллиона нужно в год, чтобы выполнить обещания Президента, верно?

Примерно 450 – 500 млрд рублей стоят инициативы, с которыми вышел Президент.

Откуда возьмутся деньги?

Инициативы, связанные с пособием до 7 лет, горячее питание, материнский капитал до 2026 года — это почти 350 млрд рублей ежегодно. Варианты разные. Повышение налогов — ни в коем случае. Президент четко сказал, что мы не должны менять никакие налоги.

Первое — улучшение администрирования налогов, в этой сфере многое делается, но вместе с тем это возможно. Второе — мы можем пойти по пути коррекции бюджетного правила. Сегодня всё, что более 40 с небольшим долларов, отсекается бюджетным правилом и поступает в ФНБ. И поэтому, как я сказал, мы закупаем на 18 млрд рублей валюты, которая поступает в фонд национального благосостояния. Есть ряд вариантов. Главное — найти источник и внести изменения в федеральный бюджет, бюджет ПФР РФ, потому что расходы должны пойти уже с 1 января текущего года.

В Госдуме нет слухов, что будут немного «стричь» олигархов, «крупняк» типа Газпрома, РЖД?

Наши оппозиционные партии периодически ставят данный вопрос. Но все понимают его абсурдность. Повышение налоговой нагрузки — а она в нашей стране и так запредельная — приведет к дальнейшей стагнации, мы будем отставать от ведущих стран.

Меня успокаивает последнее выступление Геннадия Зюганова, когда он согласился на назначение Мишустина премьер-министром. Он сказал, что в стране, где 64% в товаре — налог, а лишь 10% — зарплата, эта формула не работает. Они тоже склоняются к тому, что налоговая нагрузка запредельная.

Позиция «давайте богатых немножко подоим» неэффективна, потому что будет увеличивать «серый» рынок, не работать с позиции увеличения доходов малоимущих граждан. Мы считаем, что более эффективна не прогрессия, а обложение большими налогами предметов роскоши: дорогих машин, избыточных площадей и т.д. Это значительно эффективнее для страны.

То есть пока ни новое Правительство, ни депутаты не понимают, откуда возьмутся деньги?

Нет. На самом деле для нас всё ясно. Макроэкономическая ситуация такова, что есть несколько подходов, которые позволят увеличить расходную часть бюджета именно на эту сумму. ФНБ ни в коем случае нельзя распечатывать. Есть незначительный рост производительности труда в нашей экономике — мы постоянно отмечаем рост ненефтегазовых доходов, за счет этого мы можем увеличить расходную часть бюджета.

На качество Конституции не должна сказаться скорость, с которой принимаются решения

Давайте поговорим о государственном строительстве. Незыблемое, хребты, начало начал — это Конституция. Вы наверняка слышали, что говорят оппозиция и люди на Западе. Мол, изменения в Конституцию сделаны, чтобы усилить властную вертикаль, и что это своеобразный транзит власти от Путина к Путину. Есть ли у вас аргументация?

Инициативы Президента учитывают настроение общества, которое в последнее время ставило такие задачи. Это и разделение властей, это и полномочия Государственной Думы, и др. Как бы ни обсуждали и ни дискутировали на эту тему зарубежные СМИ и иностранные агенты, я считаю, что в обществе эти инициативы абсолютно позитивно восприняты. Я себя не отделяю от этого общества. Наверно, я даже на самой передовой, поскольку мы как депутаты постоянно работаем с избирателями, встречаемся с ними, получаем их письма.

Посмотрите, насколько поднялся рейтинг нашего лидера, Президента Российской Федерации, он попал в точку. Более того, он не ограничился только высказанными инициативами, а четко сказал, что во время работы рабочей группы можно будет рассмотреть еще и иные вопросы, которые должны быть отражены в основном законе. Но кроме первой и второй главы Конституции, где отражены наши конституционное устройство и свобода человека, она незыблемая.

Главный редактор «Эха Москвы» Венедиктов у себя в блоге написал: «Куда гоним так?», говоря о том, что всё это очень быстро происходит. Почему? Уже на 12 апреля ориентировочно назначено голосование, не референдум, а именно голосование по изменениям в Конституцию.

Мы с вами давно живем и работаем в Татарстане. Чем мы отличаемся от Российской Федерации и с какой я проблемой столкнулся, когда переехал в 2013-м на работу в федеральное министерство? Я просто никак не мог понять, как можно так медленно принимать решения, так долго согласовывать, сидеть и не двигаться вперед.

Вспомните, как мы работали в Татарстане, и посмотрите, как республика сегодня работает. На качество принимаемого документа скорость не будет оказывать никакого влияния. Президент определил профессиональную рабочую группу, которая будет решать вопросы, озвученные в инициативах, и не только.

Второе — это будет всенародное обсуждение, легитимность документа чрезвычайно важна. Если впереди такое большое время, зачем затягивать этот процесс еще на более длительный срок? До завершения национальных проектов осталось 4 года, в них отражены конкретные целевые задачи. Большинство этих задач сегодня кажутся абсолютно невыполнимыми, и очень многие эксперты говорят, что их нереально выполнить, но с другой стороны, у нас в руках есть целый ряд плюсов: время и стабильная макроэкономическая ситуация. Поэтому всё в наших силах.

Это не просто цели, а задачи, которые коснутся каждого гражданина, это дворы, дороги, рабочие места. Прошедший год показал, что по инерции действовать нельзя. Если мы это будем длительное время обсуждать, то никогда ничего не сделаем, а мы должны достичь этих национальных целей и выполнить поставленные стратегические задачи.

Госдума скорректирует план работы, поручения Путина — в приоритете

Вы не опасаетесь того, что Госдума может быть распущена?

Не опасаюсь. Я не вижу логики в этом. Конструкция изменений пока не ясна. Есть только общие положения, о которых сказал Президент. Новое Правительство в скором времени даст ответ, насколько амбициозные задачи оно готовы решать. Законодательные акты, которые будут внесены в Госдуму в ближайшие три недели, позволят четко сказать, что нас ожидает в будущем.

Вы допускаете роспуск?

В наше время может быть всё что угодно. Мы государственные люди и готовы на любое развитие событий.

Сейчас на Госдуму свалится огромная нагрузка — придется вносить изменения и заниматься государственным строительством, Конституцией, бюджетом?

Еще две недели назад, когда состоялось первое заседание весенней сессии, было сформировано 114 проектов федеральных законов, так называемых приоритетных. Приоритетные законы Правительства и думских фракций «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ. Безусловно, сразу же после Послания Президента приоритетный план будет скорректирован, а все позиции, которые обозначил Президент, будут рассмотрены в самое ближайшее время.

Фаррахов участвует в трех законопроектах, которые могут глобально повлиять на жизнь россиян

Кроме дополнительной нагрузки в связи с последними событиями какие законопроекты вы готовили?

Если говорить о законодательных инициативах, то это инициативы в части экономики, продолжение работы с самозанятыми, налоговое законодательство, охрана здоровья.

Какой закон Госдума планирует принять в 2020 году, который улучшит нашу жизнь?

Совсем недавно группой сенаторов и депутатов примерно из 10 человек, во главе которой Турчак, генеральный секретарь «Единой России», мы внесли закон, который регулирует сферу такси.

Это очень большой закон, практически 100 листов. В России 2 миллиона таксистов. В сфере такси произошли колоссальные изменения, теперь мы не голосуем на дороге, а заказываем машину через агрегаторов. Мы не знаем, что за автомобиль к нам приедет – может, приедет пьяный водитель на неисправном автомобиле, мы не знаем, кому предъявлять претензии и так далее. Нужен был масштабный закон, который учтет позицию агрегаторов, ответственность таксистов. Закон о перевозках пассажиров с помощью наемного автомобиля в целом.

Сейчас документ находится в субъектах, и им бы уже серьезно занялись, если бы не Послание Президента. Сроки несколько отодвигаются, но закон будет всенародно обсуждаться, потому что он касается каждого второго гражданина РФ. Я уверен, что он будет принят в первом чтении в весеннюю сессию, а дальше будут готовиться большие поправки.

Очень активно от Татарстана я работал над поправками к закону о защите капиталовложений и поощрении инвестиций. У нас невысокие пенсии, невысокая заработная плата, что мы можем? Мы должны создавать рабочие места, помогать инвесторам, создавать производства и менять деловой климат. Татарстан всегда был лидером в части инвестиционного потенциала, но и мы сейчас испытываем трудности, поэтому, как сказал новый премьер-министр, нам нужно запустить инвестиционный цикл, чтобы люди вкладывали деньги и не переживали о завтрашнем дне. К этому закону мы подготовили 57 поправок, внесли их и сейчас активно дискутируем.

В части экономики — закон о табаке. Мы предложили установить минимальную стоимость пачки сигарет, как сделали это раньше с водкой. Существует такая проблема: страны-участницы Евразийского экономического союза – это основные поставщики табачной продукции, но без акциза, то есть это контрафакт. С него не уплачивается налог, мы не можем проконтролировать качество табачной продукции. При этом государство уже зарабатывает от акцизов на табачной продукции почти 600 млрд рублей ежегодно. Это три бюджета Татарстана, поэтому очень важно урегулировать эту сферу с помощью закона.

Я недавно посмотрел статистику, там 30 – 40 долларов стоит в некоторых странах. У нас в районе 200 рублей пачка «Мальборо».

Это большая проблема. Акциз поднимают не только для того, чтобы собрать дополнительные деньги, но и чтобы сделать эту продукцию менее доступной для детей. С другой стороны, поднимая акцизы, мы получаем контрафакт. Сегодня его уровень в нашей стране превышает объемы в других странах. При этом уровень акциза в нашей стране больше, чем в странах Евразийского экономического союза. Здесь очень важно балансировать, поэтому мы предложили такую инициативу.

Например, минимальная стоимость – 230 рублей за бутылку водки объемом 0,5 литра. Если увидите на рынке за 150 рублей — это контрафакт. В свое время установка минимальной стоимости водки Минфином обеспечила существенное снижение контрафактной водки. Она приводила к огромному количеству смертей, вы это помните.

Вы уже упомянули Гайдаровский форум, где работали на двух площадках, в том числе по вакцинам и лекарственному обеспечению. Расскажите, обсуждались ли там вещи, которые коснутся жителей нашей республики?

Существенные изменения в работу этого Гайдаровского форума внесли инициативы Президента. Именно с той силой, с которой хотелось обозначить вопросы лекарств, вакцинации, состояние здравоохранения. Отдельные площадки были максимально эффективны. Был интересный разговор по теме образования, по вопросу лекарств. Гайдаровский форум стал хорошей площадкой напутствий новому Правительству. Они зафиксированы и в виде интервью, и в видеороликах на YouTube.

Гайдаровский форум интересен не только участием высокого уровня экспертов, но и открытостью в обсуждениях. Если ПМЭФ — это форум с участием Президента и лидеров многих стран, где обсуждаются глобальные вопросы, то Гайдаровский форум я бы поставил на второе место. Он отличается высокой экспертной работой.

«Лоббизм депутата должен измеряться не деньгами, а продвижением интересов региона»

Какова личная эффективность Айрата Фаррахова как депутата? Сколько денег вы принесли в копилку Татарстана? По каким критериям, на ваш взгляд, нужно оценивать депутатов?

Безусловно, самая важная оценка — это оценка избирателей. Люди знают, что в приемной председателя Правительства или в приемной лидера политической партии принимает депутат. У каждого депутата есть региональная неделя, во время которой можно к нам обратиться с вопросом. Мы можем обратиться к Генпрокурору, к председателю Правительства, и они должны в строго определенное время прислать ответ. По моим подсчетам, 30% вопросов решаются во время приема.

Если говорить о других критериях, то вторая важнейшая задача депутата — это законотворчество. Только меняя законодательство, мы сможем сделать наш мир лучше, сделать страну более конкурентоспособной, сделать права человека настоящими, обеспечить защиту людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и реально помочь.

Третий критерий — лоббистский, но сегодня он меняется. Если раньше мы оценивали депутата по количеству денег, которое он приносит в свой субъект, то сегодня это становится нецелесообразным. Принятый федеральный бюджет уже распределен по субсидиям в ситуации. В настоящее время есть ярко выраженное неравенство субъектов России. Посмотрите, 50% доходов федерального бюджета формируются тремя субъектами РФ — это Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ и Москва. К сожалению, ситуация касается и Татарстана. 70% собранных налогов и сборов на территории республики поступают в федеральный бюджет. Плохо это или хорошо? Эксперты говорят, что в стране, где основные доходы от ренты — газ, нефть, то такая централизация необходима.

С другой стороны, лоббизм — это в первую очередь защита позиций Республики Татарстан, ее экономики. Но важно лоббировать таким образом, чтобы активно законодательство РФ не менялось. Простой пример — налог на прибыль. Ранее только 2% уходило в федеральный бюджет, а недавно было принято решение на бессрочной основе, и уже 3% уходит в федеральный бюджет. Разумеется, это выпадающие доходы Татарстана. А инвестиционные проекты ведь формировались с учетом 2% на многие годы вперед, соответственно все это придется пересматривать. Поэтому мы говорим, что важна законодательная работа депутатов в части долгосрочных позиций.

Лоббизм должен измеряться не деньгами, а именно позицией, которая отражается на федеральном уровне в части Татарстана. Это касается всех вопросов, которые интересуют наших избирателей: национальные вопросы, вопросы образования, вопросы инвестиций и т.д.

Госсовет в новом статусе может взять на себя стратегическое планирование

В связи с усилением Госсовета, приданием ему конституционного статуса и его встраиванием в вертикаль власти как изменится роль губернаторов? Насколько она усилится?

Пока я могу сказать только о том, что говорил Президент: роль губернаторов должна быть усилена, Госсовет в Конституции должен получить свой статус, а дальше надо смотреть, как это будет прописано. Только после этого получится дать конкретный комментарий. В Совфеде также есть представители регионов. Например, я активно работаю в части бюджетной и налоговой политики. Мы должны понимать, каким образом Госдума будет принимать федеральный бюджет, а какие полномочия будут реализовываться через Госсовет. Возможно, это будут вопросы стратегического планирования. Важно, как это будет прописано.

Прописывать ведь вы будете в итоге?

Рабочая группа из 75 человек, но, безусловно, эти законы будут поступать в Госдуму, и мы над ними будем работать. Как вы знаете, очень важна работа между первым и вторым чтением, потому что первое чтение — это только концепция, а за ним последует конкретная работа. Предстоит серьезная и интересная работа, которая позволит реализовать высказанные нашим Президентом инициативы.

«Субъекты РФ – это основа страны, и они имеют колоссальный потенциал»

Чего ждать Татарстану? Может быть, в плане федерализма? Некоторые уже поставили на нем крест, сказали, что у нас вертикально интегрированная властная структура, которая не допускает инициативы на местах. Мол, ответственность губернаторов увеличивается, а их полномочия уменьшаются. Чего же ждать нашей республике?

Для начала выскажусь на тему федерализма. Многие эксперты говорят о моментах, свидетельствующих об унитарном государстве. Хотя в нашей Конституции написано, что мы многонациональный народ, обозначены принципы федерализма. Я абсолютно уверен в том, что главное богатство нашей страны — многонациональный народ, что основу нашего государства составляют субъекты РФ, которые имеют определенную самостоятельность, имеют колоссальный потенциал для развития.

Чего ждать? Ждать хорошее. Президент выступил с очень важными инициативами и оставил возможность для дополнительных инициатив. Надо пользоваться правом, предоставленным Конституцией, что мы и активно и делаем. Самое главное, что Президент услышал социальный запрос, который назрел в обществе. Теперь нужно активно работать.

Ваши избиратели могут написать вам о своей инициативе? Кто может быть инициатором в принципе?

Например, на следующей неделе начинается региональная неделя депутатов Госдумы. Наши приемы активно анонсируются через соцсети, СМИ. Можно приходить со своими предложениями. Также возможен другой путь. Например, направлять свои предложения напрямую составу рабочей группы. Думаю, что депутаты законодательных собраний субъектов РФ будут принимать активное участие. В составе рабочей группы есть представители РТ.

Главная задача рабочей группы сейчас не только реализовать то, что сказал Президент, но и собрать максимальное количество предложений, чтобы обсудить с профессионалами и экспертами. Проект конституционного федерального закона, который будет внесен в Госдуму, еще не написан и будет формулироваться в связи с обращениями граждан. Старт этой работы уже дан.

Благодарим вас за интервью!

Спасибо вам. Думаю, что будет интересно через какое-то время встретиться и обсудить, что из этого получится, но мне кажется, что мы абсолютно на верном пути.