Фарит Ханифов: Строители трассы М12 не будут экономить на комфорте местных жителей

Больше двух часов заняло в Госсовете РТ обсуждение скоростной автомагистрали М12, которая вдвое должна сократить время пути от Москвы до Казани. Члены рабочей группы рассмотрели три варианта трассировки, высказали плюсы и минусы.

Рабочая группа по строительству трассы М12 была создана в середине октября. Ее возглавил глава Миндортранса РТ Фарит Ханифов, в состав включили представителей министерств, ведомств, а также жителей сел Лаишевского района, около которых, возможно, пройдет автотрасса. Заседания рабочей группы, на которых были собраны вопросы местных жителей, прошли в селах Каипы, Русское Никольское и в деревне Орел. Чтобы ответить на них, на заседание в Госсовет Татарстана пригласили представителя проектировщика трассы из АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» Андрея Резвякова.

Синий, красный, фиолетовый

Проектант представил на суд рабочей группы три варианта прохождения трассы, раскрасив их для наглядности в синий, красный и фиолетовый цвета. Первый вариант с мостом у деревни Гребени, второй — с мостом у деревни Кзыл-Байрак и третий с мостом ниже Кзыл-Байрака.

В своем выступлении Резвяков сразу обозначил, что прохождение дороги с мостом у Гребеней несет наименьший урон экологии. «Синий вариант трассы задевает только одну охраняемую природную территорию, „Волжские просторы“, а красный вариант задевает три охраняемые природные территории: „Лесной Ключ“, „Волжские просторы“ и „Лабышкинские горы“», — сказал Резвяков. 

По его словам, для строительства моста у деревни Кзыл-Байрак потребуется срыть берег Волги высотой 75 метров. «То есть если придерживаться нормативов и сделать откосы таким образом, чтобы не осыпался грунт, нам потребуется сделать раскрытие на ширину 250-300 метров, это заденет Лабышкинские горы. В районе деревни Гребени глубина выемки составит 45 метров. Высота моста в обоих вариантах одинаковая, поскольку увеличение опор моста влечет удорожание проекта», — пояснил представитель проектного института.

Андрей Резвяков также уточнил, что при выборе вариантов учитывался существующий генеральный план развития Республики Татарстан. «Синий и фиолетовый варианты трассы находятся в створе южного обхода Казани на протяжении 24 километров. Это коридор, который был зарезервирован в схеме территориального планирования», — подчеркнул проектировщик.

На заседании местные жители представили свои аргументы, указав, что мост в районе деревни Кзыл-Байрак короче, поскольку здесь меньше ширина реки. На это Резвяков представил данные, согласно которым у Кзыл-Байрака проходят два магистральных нефтепровода диаметрами 530 и 1,2 тыс. миллиметров. По словам проектанта, наличие этих объектов затруднит строительство моста, поскольку у нефтепроводов существует охранная зона.

Строители учтут каждое дерево 

По словам главы Миндортранса РТ Фарита Ханифова, окончательное решение о маршруте трассировки будет принято после изучения всех вопросов, в том числе поднятых местными жителями. По его словам, строительство трассы будет вестись таким образом, чтобы создать максимальный комфорт жителям близлежащих сели деревень. Причем даже если это повлечет за собой удорожание проекта в разумных пределах.

«Мы обсудили вопрос, чтобы дикие животные и домашний скот могли перемещаться через дорогу. Еще считаю важным, что у проектировщиков нашли отклик ваши вопросы по поводу того, чтобы местные дороги гармонично пересекали федеральную трассу. Федеральная трасса будет на земле, а мы будем двигаться сверху. И трасса будет проложена так, чтобы она местным жителям не мешала, проходила подальше. Это к удорожанию, конечно, приведет», — сказал Ханифов.

Как было озвучено на заседании строительство автодороги, по какому бы варианту она ни проходила, потребует дополнительной вырубки деревьев для размещения строительной техники и стройматериалов.

«Вся вырубка леса будет осуществлена строго в пределах полосы отвода. Дополнительно никакой вырубки под расположение автомобильной дороги сверх того, что зарезервировано под полосу отвода, не предусмотрено. Экологические нормы настолько строгие, что мы обязаны будем пройти экспертизу, в том числе и по лесу», — рассказал представитель «Института Гипростроймост — Санкт-Петербург» Андрей Резвяков.

Проектант заверил, что при строительстве трассы «учтут каждое дерево вместе с лесниками, [состоятся] определенные компенсационные выплаты». Кроме того, по его словам, предусмотрены компенсационные посадки деревьев. «Могу сказать это исходя из опыта проектирования объектов», — продолжил он.

Спикер заметил, что проект организации строительства автомагистрали на данный момент не разработан, он появится на стадии подготовки проектной документации. «Будем максимально планировать завоз строительных материалов в створе той дороги, которая будет выполнена. То есть в той полосе отвода, которая будет отведена. Дополнительно мы не будем вырубать деревья, чтобы подвести туда песок или щебень. Будем использовать местные дороги. Пока предположительно думаем, что будет построена дорога в створе или в полосе отвода», — уточнил Резвяков.

По мнению председателя Комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александра Тыгина, никаких проблем с размещением строительных материалов быть не должно. «Мы же строим огромное количество дорог. Инертные материалы всегда хранятся на отдельных площадках. Например, мы определяем, где стоит техника на зимнее хранение. То же самое будет и здесь. Проектант определит место хранения, но это же не значит, что это будет площадь леса», — отметил депутат.

В свою очередь первый замминистра лесного хозяйства РТ Ильгизар Зарипов подчеркнул, что для компенсационной посадки деревьев в приоритетном порядке будут рассматриваться именно участки в Лаишевском районе республики.

В необходимости автотрассы сомнений нет

Еще одна важная деталь, которая интересовала местных жителей: какова будет засветка населенных пунктов со стороны автотрассы в ночное время суток? Смогут ли жители Лаишевского района спать по ночам?

По словам Андрея Резвякова, лишней световой нагрузки на населенные пункты в ночное время не будет. «По поводу световой нагрузки хочу отметить, что трасса освещаться на протяжении 70 км не будет. Освещать будут путепроводы и транспортные развязки, чтобы обеспечить безопасность. На всем остальном протяжении освещение не предусмотрено», — сказал проектант.

Резвяков добавил, что для снижения транспортного шума предполагается устройство шумозащитных экранов. «Есть лесные посадки, которые также снижают негативное воздействие, в том числе от шума и от выбросов», — продолжил он.

Спикер подчеркнул, что при строительстве автомагистрали экологическим вопросам «будет уделено самое пристальное внимание». В связи с этим, по его словам, на стадии проектирования автодороги будут детально проработаны вопросы строительства очистных сооружений.

«Локальные очистные сооружения у нас предусмотрены в некоторых местах, в районе Орла и Тарлашей Лаишевского района предполагается закрытая ливневая канализация. В соответствии с экологическими нормами мы не имеем право сбрасывать сточные воды в пределах водоохранной зоны, населенных пунктов. В других случаях это можно сделать после их очистки», — уточнил проектант.

Он отметил, что экологические нормативы достаточно жесткие и большинство проектов получают отрицательное заключение экспертизы именно по экологии. «Поэтому не должно быть опасений, что будет что-то не построено, кто-то сделает все плохо. Если кто-то что-то не сделает, то для него возложат ответственность», — заключил Резвяков. 

Все вопросы, касающиеся строительства автотрассы на заседании рабочей группы, разумеется, не были решены. По итогам встречи был составлен протокол, в котором отразили аспекты, больше всего волнующие местных жителей. Вместе с тем было отмечено, что разногласий по поводу необходимости строительства дороги у членов рабочей группы нет. И представители власти, и рядовые татарстанцы едины в том, что автотрасса нужна.

Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ напомнил, что М12 пройдет по пяти муниципальным районам республики. Общая протяженность автодороги составит 729 км, в том числе 142 км — в Татарстане. При строительстве магистрали в республике планируется возвести пять крупных развязок, а также искусственные сооружения и переезды. Более того, предусмотрены четыре стояночных комплекса. Все это даст импульс развитию экономики Татарстана: будут развиваться города и поселки, появятся новые рабочие места.