«Наша цель – поддержка молодежи на новом уровне»: глава «Сириуса» об итогах визита в Татарстан

Как федеральные и республиканские власти работают с молодежью в цифровую эпоху, какие практики по поиску и раскрытию молодых талантов оказались наиболее успешными в Татарстане и как эта работа поможет дальнейшему развитию России, рассказала руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева.

«Наша задача — как можно раньше найти таланты и дать им возможности для развития»

Добрый день, Елена Владимировна. С 2019 года в Татарстане работает Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей по модели Образовательного центра «Сириус». На ваш взгляд, какое значение для республики имеет открытие данного центра? В чем его основная задача?

«Сириус» в Сочи развивается с 2015 года по решению Президента России Владимира Путина. Тогда была принята Стратегия научно-технологического развития России. И для системы выявления и сопровождения талантов было создано ядро — центр «Сириус» на объектах Олимпиады-2014 с большой национальной историей. Идея Президента РФ создавать центры, работающие по модели «Сириуса», означает внедрение в них лучших практик, которые появились на объектах олимпийской инфраструктуры, для расширения охвата молодежи и системного повышения квалификации педагогов, включения самых сильных школьников и их педагогов в решение задач национального технологического развития. 

Наша цель — как можно раньше выявлять молодые таланты и показывать им, что они могут совершенствоваться в своих регионах. Речь о возможности выбора следующего профессионального шага, становления личности и совместной работы с молодыми профессионалами, которые сегодня все больше и больше времени тратят на подготовку своей смены.

«Региональные центры формируют молодых профессионалов для решения актуальных, а не учебных задач»

Как федеральный центр планирует поддерживать в республике проект «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование»?

Когда мы обсудили те программы, которые действуют в «Сириусе» и уже доказали свою результативность, следующим шагом стал проект «Успех каждого ребенка». На него было выделено бюджетное финансирование, которое пошло на создание недостающей, но принципиально важной инфраструктуры, чтобы развивались все три направления, которые представлены в «Сириусе»: спорт, наука и искусство. Эти три направления равны, они объединяют ребят по одному году рождения с разной специализацией. Такая система дает ребятам уникальное чувство общности — они встречаются в «Сириусе», затем разъезжаются по регионам, но остаются на связи. 

Региональные центры, в частности татарстанский Университет Талантов, оказывают помощь в дальнейшем сопровождении, интеграции, определении наставников и выстраивании индивидуальной траектории развития этих ребят. Центры призваны формировать молодого профессионала и ответственного гражданина, который будет решать актуальные, не учебные задачи. 

Федеральное финансирование составляет порядка 250 млн рублей. Следующую часть, как правило, выделяет регион на период становления программ. В дальнейшем ядро, состоящее из молодых, ярких администраторов и профильных экспертов, начинает отвечать за качество тех программ, в которые вовлечены до 10% школьников Татарстана. Это и есть целевой показатель по охвату самых сильных школьников. Для них проводится целая серия мероприятий, чтобы следующий свой шаг в образовании они сделали максимально осознанно.

«У школьника из каждого муниципалитета должна быть возможность войти в олимпиадное движение и учиться у ведущих педагогов»

Какое место занимает Татарстан по уровню и качеству образования среди других регионов, где созданы центры по модели «Сириуса»?

Мы можем применять разные методы оценки, но Татарстан — это всегда первая «тройка» или «пятерка» лидеров по образованию. Как мы знаем, по оценке системы образования Татарстан находится на 2–3-м месте в России. Это говорит о сильных педагогических школах, которые здесь сложились и совершенствуются. Следующий этап — интегрировать накопленный опыт и соединить те уровни образования, которые дают молодому человеку возможность сформироваться в профессии как можно раньше, не отрываясь от социализации и свойственного для него алгоритма развития. 

Главная особенность региональных центров по модели «Сириуса» — возможность для педагога и представителей системы образования находиться в режиме живого диалога. Когда можно приехать и обсудить существующие проблемы и пути их решения.

Еще один важный пункт — непрерывный рост методического взаимодействия. Это одна из основных целей моего визита в Татарстан — составить план работы на ближайшие 2–3 года и обсудить интеграцию республиканских вузов с научно-технологическим университетом «Сириус». Все это делается в интересах одаренных школьников, которые проявляют повышенный интерес к какому-либо предмету.

Мы ведем междисциплинарную работу, чтобы эти ребята знали об образовательных проектах в республике. Кроме того, мы стараемся охватить как можно больше школьников и предоставить им равный доступ к профессиональной самореализации.

Мы должны сделать все возможное, чтобы у ребенка из каждого муниципалитета, из каждой школы была возможность войти в олимпиадное движение, учиться у ведущего педагога, узнать из первых уст о планах развития республики — за счет каких технологий и социальных проектов в ближайшие годы будет формироваться рынок труда и как сделать свой талант востребованным на этом рынке. 

Проекты, которые «Сириус» развивает вместе с региональными центрами, работающими по его модели, — воспитательные. Мы говорим о становлении молодого человека, научной гражданственности, национальной идентичности и формировании сообщества профессионалов, которое отвечает за воплощение в жизнь проектов развития страны.

Главный тренд: «Образование становится эффективным, последовательным, общедоступным»

Поделитесь общими впечатлениями от визита в Татарстан. Что бы вы хотели пожелать школьникам, педагогам, студентам и команде Университета Талантов?

Для решения поставленных перед нами задач нужна соответствующая среда. И мы ее развиваем, наполняем образовательными смыслами и создаем инструменты, которые позволяют прогрессировать/совершенствоваться каждому, кто оказывается в этой среде. Именно поэтому у нас такой широкий спектр обсуждений: от олимпиадной подготовки четвероклассников до урбанистики, создания комфортных городских территорий и программ «умного» туризма.

Об этом мы говорили с нашими выпускниками. Они осознают себя частью городского и профессионального сообщества и предлагают идеи, которые касаются каждого школьника в каждом регионе страны. Также мы обсуждали включение выпускников «Сириуса» в реализуемые в Татарстане проекты и говорили об образовательной среде, которая будет наполняться смыслами, значимыми для каждого. Эти смыслы должны быть созданы профессионалами и должны транслироваться на каждую возрастную группу. 

Всем этим и будет заниматься татарстанский региональный центр, работающий по модели «Сириуса». Статус группы экспертов и профессионалов — Попечительский совет Университета Талантов, который возглавляет Президент Республики Татарстан, — дает возможность для интеграции работы специалистов, технологических партнеров и научных групп, заинтересованных в развитии того или иного направления, и городской среды, где все это развивается.

Фактически профессиональное образование становится постоянным, комфортным и общедоступным. Эти программы можно давать и получать на любой городской площадке — все зависит от задач и педагогического коллектива, который отвечает за это направление. Ведущие педагоги становятся экспертами, которые все больше отвечают за развитие городской среды.

Спасибо за интервью!