Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Играет в теннис, тренирует, танцует и знает три языка: история «солнечной» девушки Лейсан Зариповой

Играет в теннис, тренирует, танцует и знает три языка: история «солнечной» девушки Лейсан Зариповой
Жительнице Сабинского района Лейсан Зариповой 25 лет, у нее синдром Дауна. Людей с такой генетической аномалией называют «солнечными». Несмотря на возраст, они будто навсегда остаются в мире детства. Корреспондент ИА «Татар-информ» побывала в гостях у Лейсан.

Признаюсь честно, когда ехала к Зариповым в Богатые Сабы, я думала о том, как мне себя лучше вести, не потревожу ли моих героев, не покажусь ли слишком жизнерадостной, если буду говорить с улыбкой. 25 лет назад у Зариповых появилась на свет девочка с особенностями. У Лейсан синдром Дауна, который, как известно, является генетической аномалией.

Зариповы живут намного жизнерадостнее, веселее многих среднестатистических семей. Дом, утопающий в цветах, издалека привлекает к себе взгляд. Заметив нас из окна, Рамзия апа поспешила навстречу. «Как доехали?» Хозяйка встретила нас с улыбкой, и я не заметила и тени сомнения или волнения в ее глазах. «Добро пожаловать, проходите в дом», - сказала она, и мы вместе вошли в мир Зариповых.

Лейсан как раз одевалась. Каждое утро она начинает с занятия спортом, танцует «Зумбу». Недолго думая, одарив нас улыбкой, она меня обняла. О, конечно же, предложила потанцевать с ней. В «Зумбе» я не настолько сильна, как моя героиня, поэтому поначалу растерялась. «Я тебя научу, не волнуйся», - успокоила меня Лейсан. Мы танцевали по полной! И под татарскую плясовую тоже.

Лейсан – четвертый ребенок в семье Зариповых. У девочки есть сестры Айгуль и Адиля. Старшего ребенка Рамзия и Азат Зариповы, к сожалению, потеряли.

В этом году Зариповы отмечают Коралловую свадьбу – 35-летие совместной жизни. «Супруг живет ради нас, слава Аллаху. Трое детей, двое внуков – наше богатство», - говорит Рамзия ханум.

 «Ваш ребенок доживет только до двух лет…»

Первое, на что я сразу обратила внимание – это многочисленные медали Лейсан. Девушка занимается настольным теннисом. У них даже дома стоит стол – для тренировок.

- Откуда Лейсан черпает силы? – спросила я ее маму.

- Она очень сильная! Идет до победного конца. От таких детей часто отказываются родители. Почему? Потому что врачи ничего не знают о таких особенных детях. А родители знают, потому что мы живем с такими детьми. Нельзя опираться на старые учебники. Их уже давно пора переписать заново, время не стоит на месте. С синдромом Дауна можно жить. Не верьте, если кто-то пытается убедить вас в обратном. Модели телефонов перевыпускаются десятки раз в году. А учебники все одни и те же. Информация уже устарела, и эти учебники знают о синдроме Дауна очень мало, почти ничего.

- Вам советовали делать аборт?

- Нет, мне такого не говорили.

Лейсан может говорить на татарском, русском и английском языках. Она просто стесняется общения, говорит, что ее не понимают. Да, в ее разговоре бывают места, где не все можно разобрать. Но она все равно с нами много говорит.

Могу сказать одно: действия сильнее слов. Всегда можно что-то говорить, что-то обещать. По телевизору тоже много что рассказывают… Нужно действовать! Где мы только не успели побывать. По собственной инициативе, по велению сердца, перепробовали все. Мне хотелось доказать всему миру, что Лейсан такой же человек, как и все. Слова о том, что «солнечные» дети не могу приспособиться к жизни – всего лишь стереотип. Вы только поглядите на наши медали! Общество прививает нам этот стереотип. И, к сожалению, эти слова воздействуют на население. Но мы, родители, знаем о наших детях больше, чем весь остальной мир.

- А что говорили врачи?

- Сказали, что ребенок сможет дожить только до двух лет. «Не волнуйтесь, это будет не мучительная смерть. Она просто заснет», - так мне сказали, я запомнила. А наша дочка сейчас сидит с нами и улыбается, слава Аллаху. После двух лет я перестала обращаться к врачам. Я просыпалась и проверяла ее дыхание. Все равно слова врачей запали в сердце, а вдруг они правы? Я боялась ее смерти.

- Вы, действительно, где только не побывали. Какую цель вы перед собой ставили?

- Мы хотели что-нибудь изменить. Я хотела показать свою Лейсан, какая она стала. Она ведь и с детьми работает, ведет занятия по фитнесу. С 2014 года мы проводим различные акции, флешмобы. Да, мы сами изменились. Хотели сказать, что нельзя закрыться от всего мира, нужно надевать обувь, удобную тебе. К счастью, мы смогли надеть ту самую удобную обувь. А остальные до сих пор живут стереотипами.

- Люди ведь разные. Дети тоже бывают разные, а как отвечает Лейсан, когда ей говорят о болезни?

Лейсан:

- Я говорю: «Меня зовут Лейсан Зарипова. Я не Даун. Я – солнечная Лейсан».

- Часто вы слышите от людей такие слова?

- Мы стараемся не общаться с такими людьми.

- Лейсан, ты обижаешься на них?

Лейсан:

- Нет, должны быть только теплота и доброта.

Рамзия апа:

- Сейчас она работает детским тренером в Сабах. Лейсан – особенная, и она с первого взгляда понимает, какой человек стоит перед ней. Если к ней подойдет десять человек, она может начать общаться только с одним, потому что чувствует энергетику каждого.

 «За полтора года Лейсан сбросила 25 кг»

 «Лейсан очень сильная. Например, и ты, и я – не самые сильные люди среди здоровых людей. У нас нет спортивных медалей, а у нее есть. Кто-то говорит, что они играют просто так. А вот и нет! Мы поддерживаем связь с министерством спорта России. У них свои классы, больным детям и подросткам, детям с ограниченными возможностями нужно дать возможность показать себя. Лейсан единственная играет в теннис в России среди людей с синдромом Дауна. И сейчас она выступает от имени Российской Федерации на Международных соревнованиях», - рассказала Рамзия апа о своей дочери.

В Сабах работает самая большая адаптивная школа. В день, когда мы приехали к Зариповым, у Лейсан была тренировка. Она пригласила нас собой.

Лейсан занимается спортом уже шесть лет. Три дня в неделю она ходит в спортивный зал, тренируется по два часа.

 «Лейсан своими силами похудела за полтора года на 25 кг. Она подходила к зеркалу и показывала на свою фигуру, говорила: «Как же от этого избавиться?» А вы посмотрите на здоровых людей – многие не могут избавиться от лишнего веса.

«Хочу похудеть», - говорила дочка, и показывала мне на планшете фитнес-залы. Поначалу я не обращала на это особого внимания. «Ладно, пойдем, но пока у нас нет времени», - говорила я, и все откладывала. Думала, какая из нее спортсменка. Оказывается, очень ошибалась», - вспоминает мама «солнечной» девушки.

 «Родители не должны стесняться своих детей»

В спортзал мы приехали вместе. Нас встретил тренер Лейсан – Фархад Усманович.

 «В адаптивной группе занимаются 16 детей. У нас двери открыты для всех. Мы помогаем развиваться тем, у кого есть возможности. У нас нет возрастных ограничений, занимаются дети разных возрастов», - рассказал тренер.

В 2017 году Лейсан приняла участие в Чемпионате мира по теннису в Португалии и завоевала бронзовую медаль. В 2019 году в Финляндии участвовала в Чемпионате Европы. Там она выиграла одну золотую и две серебряные медали. Фархад Усманович безмерно гордится своей воспитанницей.

 «Многие дети – мастера спорта в своих категориях. Например, у Гульназ Исмагиловой есть проблемы опорно-двигательного аппарата. В своей категории Гульназ – мастер спорта», - похвастался своими учениками Фархад Усманович.

Так же в их группе есть мастер спорта России Раиль Галиакберов. «Раиль состоит в сборной России», - сказал тренер.

На мой вопрос о том, как он находит с детьми общий язык, тренер ответил: «Я стараюсь быть как они. Хожу в их образе. Если ты не станешь одним из них, они тебя не примут. Поймите, они с особенностями. Когда они побеждают, я искренне радуюсь. В весенние и осенние месяцы они чаще поддаются агрессии, могут сказать нехорошие слова. Но я принимаю их такими, какие они есть», - говорит Фархад Усманович.

Среди воспитанников есть дети из приемных семей. «Родители не должны стесняться своих детей. Не нужно отдавать их в детские дома. За такие деяния им потом приходится самим же отвечать», - рассказал нам тренер.

Все пять детей Фархада Усмановича – мастера спорта по настольному теннису.

 «Они никогда не отвечают злом»

Пока Лейсан занималась спортом, мы с Рамзией ханум продолжили общение.

- Рамзия апа, наверное, все же, не всегда удается ходить с улыбкой на лице…

- Ни у кого в мире жизнь не состоит из сплошного позитива. Я сама всегда делюсь только хорошими новостями. Почему? Потому что негатива и так много. Я не хочу отбирать у людей их энергетику, наоборот, стараюсь дарить жизненные силы. Иногда жизненный путь окрашен в белый цвет, а порой появляются черные полосы, и приходится проходить через испытания. И я, и моя дочь – мы оба очень любим жизнь, мы целеустремленны. У Лейсан есть мечты! А я помогаю ей осуществить ее сокровенные желания.

- О чем она мечтает?

- Сначала Лейсан хотела быть фотомоделью. Мечтала стать фитнес-инструктором. В 2016 году мы ездили в Москву, получили сертификат. Сейчас она, слава Аллаху, тренер. И очень гордится этим. Пусть общается, развивается. Примут нас или нет – все равно. Негатив по отношению к людям с синдромом начинается от врачей. Сначала они пугают беременных женщин, отправляют на аборт. Когда будущая мама уже носит ребенка под сердцем, они говорят: «Ребенок будет больным, его нужно убить». Могу сказать тебе одно: во всем мире нет ни одного преступника с синдромом Дауна. Они никогда не отвечают злом.

- Они всегда хотят обнять, улыбаются.

- Она очень умная и хорошая. Защищает людей, окружает их любовью. Врачи говорят, что они не понимают о чистоте. Лейсан до смерти любит чистоту и порядок. Режиссер Анастасия Штандке сняла об этом фильм, называется «Что будет завтра?» Скоро фильм будет представлен, из-за пандемии коронавируса премьеру перенесли.

Лейсан очень сильная! И учит быть сильной меня. Нас не взяли ни в детский сад, ни в школу. Но она ничем не отличается от других. Они тоже должны учиться. Я всю жизнь слушала других, но делала по-своему. Сегодняшняя Лейсан – это результат моей работы по-своему. Могу назвать себя упертой, порой я даже высокомерна. У человека должно быть свое мнение. Если говорят о негативе, я даже не слушаю. Я знаю, что у Лейсан целый букет диагнозов, но она вопреки всему занимается спортом, она хочет жить.

- Вас не взяли в детский сад?

- Мы проходили месяц. А потом нас попросили уйти. Такие, как Лейсан, любят людей просто так. Не за конфетку или игрушку, а искренне, обнимают. (Лейсан и правда может просто подойти и обнять).

- Говорят, что у таких людей лишняя хромосома. Насколько мне известно, у вас философский взгляд на этот факт.

- Может, это нам ее не хватает, Алина. Лишняя хромосома – это хромосома добра. Мы, здоровые люди, о себе хорошего мнения. Кажется, это нам не хватает человечности, доброты?! А Лейсан всегда относится к окружающим только хорошо. Они – дети Всевышнего. Рождение таких «детей солнца» - это испытание для нас, для вас. Вопрос в том, какое отношение к ним показывают обычные люди. Повторюсь: они намного лучше нас.

- В каком возрасте врачи обнаружили у Лейсан синдром?

- Дочке было десять месяцев. Не бывает стопроцентно здоровых людей. Диагнозы есть и у меня, и у вас, наверное, тоже. Самое главное – это образ жизни, отношение к жизни, к людям. Если ты улыбнешься – тебе ответят тем же.

Если я говорю только о позитивных новостях, это не значит, что у нас не бывает тяжелых моментов. Если человек вопреки преградам умеет красиво жить – в этом его сила. Нет ничего страшного в 47-й хромосоме. Если душа гнилая – вот это страшно.

- Кто и что помогало вам растить дочь? Психологи, книги?..

- Нет, мне никто не помогал. Не было информации, не было интернета. Я положилась на свою интуицию. В деревне хлопот много, и я давала ей в руки иголки и нитки, чтобы не скучала. Она сама научилась вязать. Сегодня она, как и здоровые дети, умеет читать и считать. Играет теннис – сами видели. А ведь это требует концентрации внимания! (Соглашусь – Лейсан и мне предложила с ней поиграть, но делать то так же профессионально, как она, у меня не получилось – авт.)

- Лейсан может оставаться одна?

- Она самостоятельна, но если в один из дней меня не станет, у нее есть сестры. Айгуль и Адиля ее не оставят. Многие говорят, что она Даун. А давайте всех станем называть их диагнозом. Поздороваемся с человеком, у которого больной желудок: «Привет, гастрит!» А язвенника станем называть «язвой»?

- Как вы думаете, она сможет выйти замуж?

- В нашей стране, скорее всего, нет, потому что у нас люди злые. В другой стране, может быть, сможет. Парни из других стран в нее влюбляются, потому что у них другое мышление. Главное в мире – это взаимоотношения людей. Нужно быть искренними, Алина! Сегодня Лейсан – герой. Такой, как она, еще нужно стать. У нее огромная сила воли. Лейсан принесла в нашу семью счастье и любовь, украсила нашу жизнь, окружила светом, слава Аллаху.

Прощаясь, Лейсан несколько раз обняла меня и нашего фотографа Михаила Захарова. Искренне улыбнулась и сказала, что будет ждать нас еще.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев