«Жизнь показала, что татарский язык, кроме татар, никому не нужен»: как в РТ сохранят родной язык

В Татарстане начала работу Комиссия при Президенте РТ по вопросам сохранения и развития татарского языка. О том, как в республике будут формировать потребности в использовании татарского языка и создавать условия для его развития, – в материале «Татар-информа».

«Жизнь показала, что татарский язык, кроме татар, никому не нужен»

Комиссия по вопросам сохранения и развития татарского языка была образована указом Президента Татарстана Рустама Минниханова 6 июля. С инициативой о ее создании на восьмом заседании республиканского парламента VI созыва выступил Государственный Советник РТ Минтимер Шаймиев.

Новую комиссию, в состав которой вошли 35 человек, возглавил зампредседателя Госсовета РТ Марат Ахметов, а его заместителем стал министр образования и науки Рафис Бурганов. В составе комиссии — представители сферы образования, науки, культуры, органов власти, депутаты Госсовета и Госдумы, общественных организаций.

«С момента издания указа о создании комиссии в соцсетях появились разные мнения. Но наша задача — не понравиться кому-то, а вести работу в правильном направлении. Основная цель деятельности комиссии — с помощью практических мер расширить сферу применения татарского языка и сформировать потребности в его использовании, создать условия для его развития», — заявил Ахметов на первом заседании комиссии.

По его мнению, основная проблема, связанная с татарским языком в республике, — «снижение духовной потребности в его использовании среди соотечественников». «Формируется отношение не как к языку отца и матери, национальной гордости, а с позиции: „Что мне даст в жизни знание татарского?“ Низкая духовность преобладает в этом вопросе. Вот это страшно, — посетовал депутат. — Жизнь показала, что татарский язык, кроме татар, никому не нужен. Сохранение татарского языка — это только труд татар, никто за нас это не сделает. Язык — богатство нашего народа. Если мы его потеряем, то не сможем передать будущему поколению, и это богатство исчезнет».

Председатель комиссии добавил, что многие из 2,1 млн проживающих в республике татар не общаются на своем родном языке. Кроме того, проблемы, связанные с преподаванием татарского языка, сохраняются в образовательных организациях.

«Нам необходимо усилить работу с родителями, общественностью. Преподавание татарского языка как предмета будет осуществляться только при выборе его родителями. Значит, мы должны работать по формированию потребности, сделать престижным изучение татарского языка. Татарский в республике является государственным языком. Но чувствуется безразличие местной муниципальной власти к языковому вопросу. Несмотря на то, что в республике строится и проводится реконструкция объектов социальной, культурной, образовательной сфер, их содержание не соответствует и не служит национальным интересам», — подчеркнул парламентарий.

«Национальное образование сегодня — самая проблемная и тонкая тема»

Учитывая разные направления работы по сохранению татарского языка, при комиссии были сформированы четыре рабочие группы. Основное направление деятельности первой группы — совершенствование организации работы образовательных учреждений, учебных программ, обновление учебников и пособий, взаимодействие с федеральными структурами. Ее возглавил министр образования и науки РТ Рафис Бурганов.

«Это очень важное направление. Если мы с детства не сможем заложить родной язык, то все остальные мероприятия будут безрезультатными. Национальное образование сегодня самая проблемная и тонкая тема. Минобрнауки ведет работу с федеральным министерством. Используя ресурс, авторитет руководства нашей республики, постараемся довести свои предложения до федерального центра. В то же время очень много нужно сделать в республиканском масштабе», — заметил Ахметов. 

По его мнению, необходимо максимально ускорить включение учебников, переведенных на татарский язык, в федеральный перечень. «Раньше учебники татарского языка были сложными, сегодня разрабатываются учебники нового поколения. Необходимо больше коммуникативных подходов. Не всем детям нужна грамматика одного уровня. Нужно также повысить статус учителей татарского языка. Для этого важно проводить больше конкурсов, учреждать новые гранты», — сказал председатель комиссии.

Он упомянул, что в 21 районном центре Татарстана нет школ с татарским языком обучения. Во многих школах преподавание на татарском языке ведется только в начальных классах. По словам депутата, в 679 из 1382 образовательных организаций республики воспитание и обучение детей ведется на татарском языке.

«В них 50,3 тыс. детей обучаются и воспитываются на татарском языке. Еще 34,1 тыс. детей воспитываются в классах с татарским языком обучения. Если перевести эти цифры в проценты, то в целом по республике обучение детей-татар на родном языке составляет 25,2%, а по муниципальным районам — 31,1%. В Казани — 22,4%, в Набережных Челнах — 31,6%. Нельзя назвать эти цифры высокими», — добавил парламентарий.

Ахметов подчеркнул, что в Татарстане есть школы, которые носят имена известных татарских деятелей, но в полной мере не осуществляют преподавание на татарском языке.

«Это результат разрушения нашего национального самосознания. В некоторых детских садах вообще не говорят на татарском языке, идет угасание татарской среды. Все это негативно влияет на сохранение татарского языка. Ребенок, который в семье общался на татарском, после двух месяцев посещения такого детсада забывает свой родной язык. Неужели так сложно в детских садах организовать группы с родным языком воспитания?» — отметил он.

По словам зампредседателя Госсовета РТ, в настоящее время «даже в татарских деревнях дети в основном общаются на русском языке». «Бабушки и дедушки тоже прикладывают „усилия“, чтобы дети забыли свой родной язык. Значит, формирование татарской среды в городах и деревнях требует особого внимания», — заявил он.

«На использование татарского языка как государственного редко обращаем внимание»

Работа второй группы комиссии будет направлена на совершенствование деятельности СМИ, организацию культурных мероприятий, взаимодействие с творческими объединениями, общественными организациями, на социальные сети. Эту рабочую группу возглавила министр культуры РТ Ирада Аюпова. «В этой части предстоит очень многогранный и огромный пласт работы», — констатировал Ахметов. 

Он обратил внимание на необходимость стимулирования творческих деятелей, в связи с чем предложил провести литературный конкурс для татароязычных писателей. «От имени комиссии вношу предложение объявить большой литературный творческий конкурс. Он должен охватывать различные направления, десятки номинаций включать в себя. За лучший роман, например, победитель должен получить грант в размере 500 тыс. рублей. И общий призовой фонд конкурса, на мой взгляд, должен составить 10 млн рублей», — сказал зампредседателя парламента.

Депутат обратился к председателю Комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Айрату Зарипову и министру культуры Ираде Аюповой с просьбой рассмотреть предложение по проведению конкурса. «Нужно разработать условия, чтобы уже в августе объявить его и подвести итоги на высоком уровне в конце 2021 года», — подчеркнул он.

Третья рабочая группа под руководством ректора КФУ Ильшата Гафурова будет заниматься расширением возможностей использования татарского языка в сфере среднего и высшего профессионального образования, науки, подготовкой национальных кадров.

«Создание татарской среды необходимо и в образовательных организациях. Это особенно касается высших учебных заведений, колледжей, которые готовят кадры для сельской местности», — уточнил руководитель комиссии.

Четвертая рабочая группа, которую возглавил замруководителя Аппарата Президента РТ — начальник Управления по работе с территориями Ильнур Гарипов, необходима для налаживания эффективного взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти.

«На использование татарского языка как государственного в последнее время мы обращаем внимание очень редко. У нас авторитет власти высокий, люди верят, прислушиваются. Руководителям муниципалитетов на местах нужно изменить ситуацию по сохранению языка», — заметил Ахметов.

Каждая рабочая группа в течение месяца должна создать дорожную карту. После этого комиссия приступит к реализации намеченных планов. «Нас всех ожидает огромная работа. Необходимо подойти к ней ответственно, чтобы реализовать все задуманное на практике», — резюмировал депутат.

Мнения

Вице-премьер РТ, председатель национального совета «Милли Шура» Василь Шайхразиев:

«В мире проживает 8 млн татар, более чем в 40 странах работают национально-культурные автономии наших соотечественников. С момента образования национального совета «Милли шура» было проведено широкое обсуждение эскиза стратегии развития татарского народа. И вот проходит первое заседание авторитетной комиссии, которая была создана на основании указа Президента Татарстана Рустама Минниханова. Учреждение такой комиссии — это огромная ответственность».

Депутат Госсовета РТ, артист Татарского государственного академического театра имени Г. Камала Рамиль Тухватуллин:

«Учреждение такой комиссии — радостное событие. Нам предстоит серьезный анализ нынешнего состояния татарского языка. Самая большая задача — возрождение системы национального образования. Региональный компонент в перспективе должен вернуться в школы. Если ничего не будет сделано, то система национального образования останется нашим внутренним делом. Нужно проводить совместную работу с 22 национальными республиками России. Это касается всех. Есть скептики по деятельности нашей комиссии, но нельзя впадать в отчаяние, нужно работать».

Зампредседателя Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам Камиль Нугаев:

«С детьми нужно разговаривать на татарском языке, необходимо прививать интерес к родному языку. Нам нужно поставит задачу — в детских садах должны работать воспитатели, владеющие двумя государственными языками республики. Так же и с учителями в начальных классах. Если мы все вместе приложим усилия, то это послужит импульсом к сохранению татарского языка».

Координатор сообщества «Татарстан ата-аналары» в Instagram Ильсия Ахметгалиева:

«Участие в такой комиссии — огромная честь и ответственность. Сложности, которые сейчас переживают родители, связаны со снижением нашего национального самосознания, изменениями в области национального образования. Работа комиссии должна быть направлена на подъем национального самосознания. Изучение истории татар постепенно снижается в школах. Соответственно, детям не прививается национальное самосознание. Мы должны привлекать к этой работе специалистов в области истории татар, литературы, искусства».