«Солнце восходит в Актаныше»: татарстанские историки устроили баттл с коллегами из Башкирии

Представители почти всей академической науки Татарстана собрались в Актанышском районе: ученые Института истории им. Марджани, Института языка, литературы и искусства им. Ибрагимова и Института археологии им. Халикова. Чем обязан вниманием самый восточный район РТ, где солнце встает раньше всех в Татарстане?

Почему башкиры ближе татарам, чем венозная артерия

Научная конференция «Историко-культурное наследие и современность Восточного Закамья» в Актаныше стала ответом на вызов со стороны башкирских активистов и экспертов. Ученые решили совместно ответить на спор, кем являются жители восточного Татарстана — татарами или башкирами. Выбор Актанышского района в качестве площадки для дискуссии был безупречен. Ведь именно этот район является родиной первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. О нем упомянули во время презентации нового труда Института истории им. Марджани — «Татары Уфимского уезда». Оказалось, что по результатам третьей ревизии — переписи XVIII века жители деревни Аняково были записаны ясачными татарами и тептярами. А уже позже после переименования Башкиро-мещеряцкого войска в Башкирское войско (именно к нему относились жители деревни) аняковцы стали числиться «башкирцами».   

Энгель Фаттахов, который единственный среди членов президиума был в стилизованном татарском френче, поделился радостной новостью — в Актаныше начнется строительство нового здания гуманитарной гимназии для одаренных детей. Здесь обучение будет вестись на татарском языке, а обучать будут детей не только из Татарстана, но и из Башкирии и Оренбургской области.

Представитель башкирской делегации — Мухаммет Галлям хазрат из уфимской мечети «Ихлас» передал приветствие от братского башкирского народа, который, по его словам, «к татарам ближе, чем венозная артерия». 

«Нации отдельно от сословий»

Прелюдией к научной дискуссии стал доклад замдиректора Института истории Марата Гибатдинова. «В данном регионе было несколько волн миграции. Так, в XI-XII веках здесь появляются первые булгарские деревни — это первая волна миграции. Вторая волна миграции приходится на время Золотой Орды», — начал свое выступление гость из Казани.

По его словам, в период Золотой Орды в данном регионе жил целый массив татарских племен — гиреи, кыргызы, байлар, токсоба и другие. «В дальнейшем этот регион станет называться Беловолжские земли, которые были в составе Казанского ханства», — добавил Гибатдинов.

Не мог докладчик обойти и тему сословий, вокруг которой ученые обеих республик сломали столько копий. Призыв «не следует путать сословные наименования с определением нации» звучал в дальнейшем.

Замдиректора ИЯЛИ Олег Хисамов вкратце напомнил о становлении татарского языка и остановился на вопросах диалектологии. По его словам, языковеды слишком увлеклись периферийными деталями в местных диалектах и сделали акцент на этом. В то время как многие явления, которые относят к признакам башкирского наречия, в действительности были и в татарском языке.

Когда в западные районы Башкирии пришли предки татар

Наиболее эмоциональным стало выступление археолога Искандера Измайлова. На основе археологических материалов он показал, как формировалось татарское население на территории западных районов Башкирии.

«Этот был регион контактной зоны между разными мирами — государства, ислама, языческих племен и кочевого населения. Булгарское оседлое население постепенно двигалось к этим территориям, но в X-XIII веках не переходило реку Шешму. За этой рекой жил конгломерат угорских и тюркских народов. Хотя сама территория политически входила в зону влияния Волжской Булгарии», — объяснил Измайлов. 

По данным археологов и языковедов, на территории Восточного Закамья находилась древняя прародина венгров. И после ухода мадьяр в Европу часть венгерского населения осталась на этой территории. Следом с берегов Иртыша пришли племена кимаков и кипчаков.

С образованием Золотой Орды, по словам Измайлова, предки татар — волжские булгары перешли реку Шешму и в XIII-XIV веках стали осваивать земли до середины реки Белой, занимаясь земледелием и распространяя ислам.

На территории Восточного Закамья переселенцы из Булгарии столкнулись с отдельными племенами, которые были потомками венгров. В этот период начинается активная ассимиляция населения. В XIV-XV веках кочевники начинают переходить к оседлому образу жизни и принимают ислам.

Уже с распадом Улуса Джучи земледельцы покидают Восточное Закамье. Из-за неурядиц оседлое население движется вверх к берегам Камы. По словам Измайлова, в XVIII веке происходит ренессанс и татарское мусульманское оседлое население вновь продвигается в этот регион.

Кто ты, башкирский татарин?

Этносоциолог Гульнара Габдрахманова представила свой совместный доклад с Гузель Макаровой. Татарстанские исследователи провели глубинные интервью с представителями татарских и русских семей. В итоге родился портрет среднестатистического татарина Башкирии. 

В ходе опроса русские респонденты отметили, что у татар сильно развиты родственные связи («много родственников»). Многие вопросы — к примеру, в какой вуз будет поступать ребенок или где будет работать — решаются на семейных советах. «Труд выделяют как объединяющую ценность, которая объединяет всю семью», — заявила Габдрахманова. 

Татарские семьи достаточно патриархальны, в них выделяется статус каждого. К примеру, главным в семье является отец, младший сын обязан ухаживать за родителями, для детей важно мнение старших. Это связывалось с татарскими традициями.

Респонденты отмечали, что у татар материальное положение лучше и они нацелены на увеличение материального достатка. Башкирские татары отмечали важность наличия денег и работы. Для них это повышает эмоциональное состояние.

В конце выступления Габдрахманова отметила, что «татарскость» у татар Башкирии более глубокая, чем у татар из других субъектов.

Десерт на конец

Изюминкой всего мероприятия стала презентация книги «Татары Уфимского уезда», которая была написана на основе переписи XVIII века. По словам одного из авторов труда Айдара Ногманова, теперь в распоряжении историков-краеведов появился новый ценнейший источник по истории западного Башкортостана и восточного Татарстана. «Этот источник существенно меняет картину не в пользу взглядов, которые распространяют башкирские ученые в отношении истории татарских районовБашкортостана. «Башкирцы и башкирский народ — это разные понятия. В XVIII веке в конкретных деревнях жили другие группы населения в лице ясачных татар, которые переходили в тептярское сословие. Многих записывали в башкирское сословие», — заявил Ногманов.

«Эта самая сильная вещь для сохранения татар в Башкирии и восточном Татарстане», — подытожил презентацию книги краевед Нурмухамет Хусаинов.

Автор статьи: портал «Миллиард татар»