Любопытно, что сразу после официального объявления войны зарубежной соцсети в России «посыпались» сайты Кремля, Правительства и самого Роскомнадзора. Помимо этого, у 90% пользователей Ростелекома «отвалился» интернет. О том, связано ли обрушение половины Рунета с замедлением Twitter или всему виной анонсированные ранее «ответные кибератаки США» в адрес России, рассказывает Sntat экс-директор особых направлений Telegram Антон Розенберг.
«Случайное совпадение, кибератака, сбой?»
Если говорить о том, что произошло после заявления Роскомнадзора о замедлении работы соцсети, то совпадение, конечно, подозрительное.
Возникли технические проблемы у Ростелекома, причем довольно масштабные. Судя по тому, что я наблюдал лично, сначала трафик сайта kremlin.ru терялся где-то у них в сети, потом маршрут стал доходить до шлюза сети RSNet (где и находятся все упоминавшиеся правительственные сайты, кроме собственно Роскомнадзора), потом трафик снова пошел через сеть Ростелекома, где и вовсе образовалась петля (это когда трафик ходит по кругу, пока не уничтожается по тайм-ауту).
Официальные объяснения про «сбой в ПО, надо перезагружать программы» не говорят ни о чем. При этом Ростелеком все-таки крупный, стратегический провайдер, у которого такие сбои бывают нечасто. Но что это было — случайное совпадение, кибератака, сбой из-за системы замедления трафика, по симптомам сказать невозможно.
Нельзя даже исключать потенциально комического варианта, что у кого-то возник план «замедлить» Твиттер для пользователей в Кремле, то есть для начальства, чтобы продемонстрировать ему «эффективность» работы. Для этого как раз вполне логично было бы делать что-то именно на сетях Ростелекома и поближе к Москве.
«Результат может быть непредсказуемым»
Чтобы понять, реально ли, замедляя работу одного ресурса, задеть «по касательной» другие сайты, надо знать, кем и как это реализуется. Роскомнадзор заявил, что замедление распространяется на 100% мобильных устройств (очевидно, имеется в виду мобильный интернет) и на 50% остальных. Видимо, это объясняется тем, что сотовых операторов всего несколько, на них можно надавить, с ними проще работать, а с остальными — как получится, 50 на 50.
Но дальше возникает вопрос, реализуют ли это «замедление» штатные специалисты операторов или оно осуществляется через некие «черные ящики», установленные по закону о «суверенном Рунете» на сетях провайдеров. Во втором случае результат точно может быть непредсказуемым, но и в первом, поскольку это не штатная рутинная процедура, сбои потенциально возможны.
«Если Роскомнадзор случайно выключит вообще всё, чинить придется долго»
На вопрос о том, как именно организовывается замедление сайтов, сложно ответить однозначно, не имея внутренней информации. Сайты могут медленно работать по разным причинам.
- Можно удалять («выбрасывать») определенный процент пакетов, идущий к или от выбранного ресурса. Тогда их придется перезапрашивать и перепосылать, что замедлит работу.
- Можно выделить отдельный канал — физический или виртуальный, специально ограничив его пропускную способность, и перенаправлять туда трафик определенных ресурсов. На самих маршрутизаторах есть технологии приоритизации трафика.
- Можно использовать более сложные подходы к управлению трафиком, основанные на программных решениях, аналогично тому, как скорость доступа ограничивают домашние интернет-провайдеры и сотовые операторы.
Но любое решение по искусственному замедлению трафика усложняет работу сети и потенциально создает дополнительные риски нестабильной работы. В данном же случае, если это делают не сами провайдеры на местах, а все должно работать без их ведома по команде из Роскомнадзора, первый вариант кажется наиболее простым.
Замечу, что для этого в любом случае нужны определенные компетенции, дабы случайно не «положить» интернет-трафик по всей стране. У провайдеров, разумеется, есть резервный доступ к маршрутизаторам, но он обычно в конечном счете тоже идет через интернет. И если Роскомнадзор случайно выключит вообще всё, чинить придется долго.
Нет комментариев-