«Род Гали Чокрый идет от эмиров Чингисхана»
Полное имя Гали Чокрый — Мухаммедгали Габдессалихович Кииков. Свой литературный псевдоним — Чокрый — он взял от названия родного села — Иске Чокыр (Старочукурово). Автор десятков произведений в стихотворной форме и прозе, религиозно-нравственного, просветительского характера, исторических сочинений, произведений в жанре путешествие. Своим творчеством Гали Чокрый внес существенный вклад в развитие татарской и башкирской литературы и татарско-башкирской культуры в целом. Продолжая традиции поэтов средневекового Востока, он сумел наполнить их новым содержанием, тем самым заняв достойное место в истории татарской и тюркской литературы.
По имеющимся сведениям, Гали Чокрый родился в один из зимних месяцев 1826 года. Есть также версия, что год его рождения — 1828-й. В истории литературы принято считать, что жил и творил поэт в 1826–1889 годах.
Гали Чокрый — потомок знатного рода. Этот род исходит от, предположительно, одного из полководцев Чингисхана Майкы бия (Байкы бий). Гали Чокрый тщательно изучил свою родословную и в одном из своих произведений описал ее — в ней упоминаются около 20 поколений.
Такая историческая личность, как Майкы бий, упоминается также в книге историка, государственного деятеля XIII–XIV веков Рашидиддина Фазлуллы. В историографии этот труд относят к достоверным источникам. Согласно книге, Чингисхан передал своему сыну Джучи войско численностью в несколько тысяч воинов и четырех полководцев. Майкы бий упоминается как один из этих полководцев. Впоследствии Джучи занимает территории с Иртыша, Алтая до Средней Волги, образуя Улус Джучи — великую империю Золотая Орда. Войска под руководством Майкы бия вместе с Джучи через Уральские горы достигают Поволжья. В итоге они обосновываются на территориях современных Муслюмовского и Мензелинского районов Татарстана.
Более поздние документы свидетельствуют о том, что дед поэта Шариф Кииков был уроженцем именно этого региона. Считается, что Кииковы переехали оттуда на территории Татышлинского района современного Башкортостана, где представители этого рода основали более десятка деревень. Такие, как Старочукурово, Аксеитово и другие — они все упоминаются в исторических документах.
Шариф Кииков был назначен старшиной, значит, нес государственную службу. Известно, что императрица Екатерина наградилаего медалью за участие в боях против Пугачева, а также присудила дворянский титул. Однако этот титул не передавался по наследству. По этим данным становится понятно, что Гали Чокрый — представитель известного и знатного рода, занимавшего определенное место в татарской и башкирской истории.
«Служил одновременно двум культурам»
Говоря о происхождении Гали Чокрый, стоит затронуть вопрос родного ему этноса. В источниках есть данные, что предки поэта были из племен тюркоязычных татар. Но здесь, мне кажется, даже не нужно искать какие-либо доказательства татарского происхождения Гали Чокрый, достаточно и того, что все творчество поэта — на татарском языке. Если человек всю жизнь был связан с татарским миром, литературой, говорил и писал на татарском, могут ли быть сомнения в том, что он представитель этого народа? Для меня лично в этом вопросе нет неопределенных моментов.
Но бывает, что наши башкирские коллеги при удобном случае пытаются привести слова из произведения Гали Чокрый «Манзумэте Галия», где он, описывая тяготы своей жизни, говорит о себе как о «части» башкир («Ирәкте башкортының михнәтле бер фәрегы (ягъни бер өлеше, кисәге) булып торамын»). Если эти слова взять в контекстуальном смысле, то отчетливо видно: здесь он не ведет речь о своем этническом происхождении. Термин «башкир» здесь использован в значении сословия. Словосочетание «являюсь» тоже говорит об этом. То есть, «предки мои вчера были мурзами, дврорянами, а сегодня мое положение вот такое». Сам же он отмечает, что эта часть неустойчива.
Есть еще один важный аспект для самоопредления в том, кем себя этот человек чувствует, кем представляется в обществе. Это ощущение может быть не связано с его этническим происхождением. В пример можно привести сына самого поэта — Гарифуллу Киикова. Он о себе пишет как о башкире. По просхождению он татарин, а в части познания мира, в общем культурном пространстве он стремится быть башкиром.
В истории Татарстана и Башкортостана таких случаев и подобных личностей немало. Политический деятель, один из основателей БАССР Ахметзаки Валиди, поэт Шаехзада Бабич и другие, будучи этническими татарами, служили и башкирскому народу. Способствовала этому и общественно-политическая ситуация того времени — башкирское историко-культурное пространство тогда еще только формировалось, и этим сильным, выдающимся личностям было где применить свои возможности. Что касается сына Гали Чокрый Гарифуллы, к сожалению, жизнь его закончилась трагически.
В попытках наших башкирских коллег перетянуть одеяло на себя, называя Гали Чокрый только башкирским поэтом, есть и другая сторона: тем самым они ограничивают, принижают уровень творчества Гали Чокрый. Ведь когда личность служит одновременно двум народам, двум культурам, несомненно, ценность его творческого наследия возрастает вдвойне.
В литературе таких примеров немало. Мифтахутдина Акмуллу своим поэтом считают и татары, и башкиры, и казахи. Упомянутый ранее Шаехзада Бабич — татарский и башкирский поэт.
«У Гали Чокрый не найдется ни одного предложения, написанного на башкирском»
Творчество Гали Чокрый полностью на татарском языке. Ни одного предложения, написанного на языке, который мы сейчас знаем как башкирский, в его сочинениях не встречается. Отдельные башкирские специалисты, чтобы избежать утверждения «он писал на татарском языке», идут на удивительные ухищрения: будто Чокрый писал не на татарском, а на «поволжском тюрки». В то же время на вопрос, чем же отличается этот «поволжский тюрки» от средневекового татарского литературного или татарского литературного языка XIX века — какого-либо внятного ответа на этот вопрос нам еще не удалось услышать.
Лишь одно произведение Чокрый — «Фасс аль-ахйар», то есть «Перстень святых» написано на арабском. Это религиозно-философский трактат, посвященный зикру в суфизме.
Большинство произведений Гали Чокрый в виде книг изданы в Казани. Книга «Дорре Гали» («Жемчужины Гали») в 1873 году увидела свет в Санкт-Петербурге. Он сочинял на литературном татарском языке XIX века. Поэтический язык этот довольно сложный, много арабско-персидских заимствований. Другое произведение автора — написанное в прозе «Хаджнаме» (путевые заметки с хаджа), хоть и с заимствованиями, но написано близким к разговорному и понятным языком.
Источники утверждают, что Гали Чокрый совершил паломничество в святые места ислама четыре раза. Сведения о его трех путешествиях в хадж я видел в источниках лично. По дороге в хадж он вел записи — отмечал свои впечатления, переживания, описывал увиденные им новые места и народы. Эти записки путешественника он дополнял стихотворными строками. Иногда он сообщает, как посещал могилы суфийских шейхов, святых. «Хаджнаме» Гали Чокрый, будучи литературным произведением, в то же время является ценным источником для изучения повседневной жизни и быта мусульман, порядка совершения хаджа.
«Создавал образ татарского мусульманского духовенства»
Гали Чокрый начал свою творческую деятельность в 17 лет. Первые сочинения он посвятил своему учителю в Таныпском медресе. Одно из выразительных произведений поэта было создано после смерти матери — потеря любимого близкого человека сильно повлияло на его душевное состояние и на дальнейшее творчество в целом. Он посвятил матери стихотворение-элегию.
Гали Чокрый, пожалуй, самой плодотворный поэт и писатель своего времени. Еще только при жизни издаются семь его книг. Для XIX века это довольно много. Также отдельные стихотворные произведения были включены в различные сборники. Но еще больше осталось неизданных рукописей. Сегодня они хранятся в архивах в Уфе, Казани и Санкт-Петербурге.
Творчество Гали Чокрый можно рассмотреть в нескольких частях. Первая — это свидетельствующие о его религиозной деятельности произведения религиозного и суфийского характера. В основном им присущи религиозно-нравственные, суфийские мотивы. Поэт продолжает традиции, идущие от средневековых восточных поэтов-просветителей Ахмеда Ясави, Сулеймана Бакыргани, Джалалетдина Руми, Суфи Аллахияра, и наполняет их новым содержанием. Для лирического героя его произведений главный идеал — это Пророк Мухаммед. Он всегда стремится соответствовать уровню нравственных качеств пророка.
Довольно много произведений, написанных в просветительском духе и содежащих исторические мотивы. В книге «Тәварихы Болгария йәки тәкърибе Гари» («История Булгар или приблизительные пояснения Гари») он описывает свое представление истории от времен булгар до своего времени. Это стало одним из источников в татарской истории, написанных в жанре «таварих», то есть исторического сочинения.
Книга «Шамгъ эз-зыя» посвящена видным представителям интеллигенции, мусульманскому духовенству своего времени, рассказывает об их деятельности, праведности. В основном все восхваляемые им личности — представители татарского духовенства, имамы и муллы. Среди них — имена Шигабутдина Марджани, Шамсутдина Заки. В общей сложности Гали Чокрый коснулся личностей более двухсот мусульманских деятелей. Этих людей он ставит в пример своим современникам, таким образом создает образ сословия духовенства, интеллигенции татарского мира.
«Есть основания думать, что Гали Чокрый посещал Казань»
В основе произведения «Мэдхе Казан» («Восхваление Казани») лежат просветительско-исторические мотивы. Казань он представляет в своем произведении как столицу, центр мусульманского мира. Начинает с восхваления города, его жителей, затем обращается к истории — переходит к Волжской Булгарии. В тексте он останавливается и на отдельных этнографических деталях. Затем вновь возвращается к Казани и указывает на историческую связь города с Булгаром. Считает Казань законным преемником Булгар.
Нет точной информации о том, бывал ли Гали Чокрый в Казани. Мне кажется, надо думать, что бывал, как по издательским делам, так и для того, чтобы встретиться с Марджани, известно, он хотел такой встречи. Видно уже по стихотворным строкам — он описывает Казань довольно детально. Он также упоминает Ханскую мечеть — башню Сююмбике.
«Мечеть Пороховой слободы выделяется прекрасным зданием», — пишет он. Эти слова следует вопринимать как слова очевидца. Казань он описывает не как чужую среду, а как писатель — выходец из этой земли. То есть в книге «Восхваление Казани» Казань раскрывается не просто как отдельный город, а как литературный образ, смволизирующий прошлое и будущее татар, определяющий лицо нации.
Псевдонимы Гали Чокрый
Вопросы авторства в древней и средневековой литературе довольно интересные и сложные. Как правило, авторы не раскрывали своего настоящего имени, предпочитая брать творческие псевдонимы. Существовали разные литературные способы выражения авторства. Одно из них — акростих. Гали Чокрый применяет его очень часто. Акростих — это когда по первым буквам строк можно составить имя автора. Чокрый писал под разными псевдонимами. Помимо псевдонима «Чокрый», использовал другие — аль-Ваади («долина» в пер. — Ред.), аль-Гари.
Потомки рода — видные деятели культуры современности
Род Кииковых — основателей деревень на территории Башкортостана, с веками разросся и дал множество разветвлений. Кроме Гали Чокрый, мы можем назвать и других известных представителей этого рода — это и поэт Ангам Атнабаев, а также популярные артисты татарской эстрады Салават Фатхутдинов и Хания Фархи. Кроме того, сыновья Гали Чокрый стали продолжателями дела отца. Гарифулла Кииков продолжает писать незаконченную отцом книгу «Таварихы Булгария», переписывает его рукописи.
Феномен Гали Чокрый
Гали Чокрый оказал довольное большое влияние на татарскую литературу XIX века. Он сумел актуальные мысли своего времени вложить в существовавшие издавна формы и оригинально донести их до читателя.
«Люди несправедливы в торговле, соседи спорят из-за границ участков, муж с женой без причины начинают ругаться», — говорит он о безнравственных явлениях своего времени. Там же подчеркивает, что в обществе не должно быть таких явлений и что жизнь слишком коротка, чтобы посвящать ее решению бытовых проблем. Человеческую жизнь он также сравнивает с быстротечностью времен года.
Актуальность литературных образов, художественной мысли, преемственность традиций в его произведениях, с другой стороны — обогащенность новой мыслью своего времени, мне кажется, дает возможность говорить о таком феномене, как Гали Чокрый.
В начале XX века татарские литературоведы Газиз Губайдуллин и Гали Рахим первыми внесли его в свои учебники, и этот момент можно принять за начало изучения творчества поэта.
В 2021 году — 195-летие со дня рождения этого выдающегося поэта и просветителя. Стало известно, что недавно была установлена памятная доска на его доме в Башкортостане.
Но здесь, в Татарстане, к сожалению, связанных с ним мероприятий пока не планируется. Возможно, это наш недосмотр, мы уделяем ему недостаточно внимания. Как человек, изучавший творчество Гали Чокрый, я при этом имею ввиду и себя. Но год только начинается. Думаю, впереди еще будут материалы в СМИ, а также работа по изучению его рукописей.
Нет комментариев-