«Важно развивать личный бренд»: эксперты клуба «Волга» высказались о предвыборной агитации в онлайн

Грань между депутатами и блогерами станет тоньше, а соцсети перед осенним днем голосования заполонит предвыборный контент. Эксперты поделились прогнозами на новый электоральный сезон на XX заседании экспертного клуба «Волга» в Казани.

«Важно не быть чиновником в соцсетях»

В гонке перед выборами 19 сентября выиграют партии с яркими представителями в соцсетях. Каждый политик должен начать развивать личный бренд, отвечать на комментарии и вникать в проблемы подписчиков, почаще постить новости и пореже — скучные формальности.

«Партии без личного бренда — это ноль. Мне кажется, выигрывать ближайшие кампании будут те партии, которые выдвинут на передний план ярких личностей. Нужен хороший партийный список с людьми, которые будут светиться, общаться и показывать себя» политолог, кандидат политических наук Виктор Сидоров

Политики должны отказаться от формального подхода, скучных формулировок и новостей. Пора наладить настоящий диалог и общаться с избирателями по-простому.

«Важно не быть чиновником в соцсетях. Люди хотят увидеть, что вы хороший человек, семьянин, бегаете по утрам, у вас есть любимая собака и так далее. Нужно показать, что вы без дистанции общаетесь с жителями» соучредитель Ассоциации интернет-технологов Тихон Макаров

Нежелание светиться в соцсетях и сокращать дистанцию с избирателями может стать фатальным для карьеры политика. Так случилось с экс-главой Повалихинского сельского поселения Костромской области, который сначала игнорировал односельчан, а затем уступил свое кресло местной уборщице, привел пример эксперт.

Соцсети или реальные встречи: что предложат избирателям

За последние годы в интернете заметно выросло число пользователей пенсионного и предпенсионного возраста. Старшее поколение постепенно интернетизируется, но, увы, не самыми высокими темпами.

«В группе 60+ доля людей, которые пользуются интернетом, составляет 43%, их число резко выросло за последние шесть лет»генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров

Несмотря на цифровое отставание, старшее поколение информировано о выборах лучше, чем молодое. Про осенний день голосования уже слышали 46% людей в возрасте 60+, а среди молодежи этот процент гораздо ниже.

От чиновников люди любого возраста, как и прежде, ждут разговоров лицом к лицу, а не только картинок в Instagram. Поэтому классические встречи с избирателями соцсети точно не вытеснят. На своем опыте в этом убедился депутат Олег Морозов прошлой осенью на дополнительных выборах в Госдуму.

«Сети и интернет — это дополнение к традиционным формам избирательного процесса. Если ты не стоишь лицом к лицу с избирателем и он из зала тебе не задает вопрос, то избирательной кампании не получается. Интернет и цифровые технологии — это важное дополнение, которое, тем не менее, не сможет заменить живое общение с избирателями» депутат Государственной Думы седьмого созыва Олег Морозов

Кстати, иногда депутаты берутся решать проблемы избирателей, просто прочитав о них в комментариях на своей странице, официальный запрос может не понадобиться, поделился лайфхаком Морозов.

Доверие падает: заменят ли соцсети классическую агитку

Соцсети и сайты посещает все больше людей, но насколько они доверяют всему, что там видят? Данные об этом неутешительны. Всероссийский опрос показал, что центральному телевидению, радио и прессе стали доверять меньше за последние 5 лет.

Доверия к соцсетям и блогам у россиян тоже поубавилось: пять лет назад доли доверяющих и не доверяющих были почти равны, а сейчас между ними значительная разница.

Но все-таки у предвыборной агитации на традиционных площадках есть будущее. Для татарстанских телеканалов все складывается удачно: родному ТВ люди верят больше, чем федеральным гигантам.

«Когда мы сравниваем уровень доверия центральному ТВ и местному, то выясняется, что у регионального он повыше. 51% доверяет региональному телевидению»генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров

Некоторые политики уже твердо решили уйти от изживших себя традиционных форматов. Так, «Справедливая Россия» в Татарстане избавится от своей газеты и станет активнее в онлайне.

«У нас была газета „Теплый вестник“. Мы ее больше выпускать не будем, потому что понимаем, что она абсолютно неэффективна. Мы получаем гораздо больше откликов и запросов в соцсети» депутат Государственного Совета РТ Альмир Михеев

Напутствие от Аппарата Президента РТ: сначала дела, а соцсети потом

Медиа меняются, а ожидания избирателей остаются прежними: люди, как и прежде, хотят жить лучше, реализовывать себя. Поэтому на выборах их главным ориентиром будут дела кандидатов, их выполненные обещания. И хорошо, если потом новости обо всем сделанном появятся в сети.

«Без соцсетей невозможно продвигаться в публичной плоскости. С другой стороны, я убежден, что нельзя продвигаться, не выполняя обещания. Конкретные дела — это первейшее, что служит ориентиром для избирателя, но рассказать об этих делах, показать их без соцсетей просто невозможно» заместитель руководителя Аппарата Президента РТ Александр Терентьев

Во время пандемии в Татарстане опробовали новые форматы общения с населением. Прямые эфиры глав районов собирали тысячи просмотров, коммуникация в соцсетях помогала оперативно решать проблемы. За примерами далеко ходить не нужно: этой зимой жалобы на опасные сосульки глава Альметьевского района Тимур Нагуманов принимает через Instagram.

Одним словом, избиратели теплее относятся к активным в соцсетях чиновникам, чем недосягаемым госслужащим. А значит, татарстанским политикам предстоит оттачивать мастерство самопрезентации в соцсетях и активнее общаться с избирателями.