Пробы нефти доставят по воздуху: «Татнефть» начала тестировать новые беспилотники

«Татнефть» начала тестировать новую технологию доставки проб нефти с помощью беспилотников. Первый полет состоялся между объектами НГДУ «Нурлатнефть» и завершился удачно, несмотря на мороз и сильный ветер.

Легкий взлет и мягкая посадка 

Как сообщает газета «Нефтяные вести», компания «Татнефть» уже использует беспилотники самолетного типа, которые ведут мониторинг разных промышленных объектов, в том числе трубопроводов. Однако для перевозки некоторых грузов, в частности проб нефти, самолеты не удобны — им нужно место для взлета. Кроме того, приземление на встроенном парашюте может повредить ценный груз. В отличие от небольших самолетов, дроны вертолетного типа способны взлетать в ограниченном пространстве и совершать максимально мягкую посадку в автоматическом режиме.

Как рассказал руководитель группы по БПЛА Центра АСУТП ООО «Процессинговый центр» Евгений Петров, технику для доставки проб нефти предоставили представители белорусского стартап-­проекта «Альфа Орион».

«Их система aOrion Electro относится к беспилотным воздушным судам до 30 кг, что существенно упрощает их эксплуатацию в рамках законодательства. Несмотря на малый вес, этот вертолет может нести на борту существенный груз — до 7 кг. Кроме того, эти дроны могут работать при температуре до минус 30 градусов и ветре до 15 м/с», –сказал Петров.

Бережная доставка ценного груза 

Во время тестовой доставки проб погода в Нурлатском районе была довольно суровой. Перед стартом один оператор дрона находился за ноутбуком на безопасном расстоянии, а второй проверял наклон лопастей, издалека показывая коллеге условные движения. Визуально это выглядело как типичная утренняя разминка, хотя операция имела большое значение. Сборку и подготовку БПЛА к взлету нужно проводить предельно тщательно и аккуратно — авиация хоть и совсем малая, ответственность за нее огромная. Беспилотный вертолет на взлете даже звучит как обычный, разве что тише.

Дроны со своей задачей справились — полет прошел в штатном режиме, пробы в целости и сохранности долетели от ДНС‑5 до УПВСН‑3 «Андреевка» с дозагрузкой проб в УПСВН 

«Каменка». За 30 минут пробы нефти были доставлены в лабораторию для проведения анализа. Через день беспилотники совершили новый вылет — на этот раз облетели производственные объекты НГДУ «Елховнефть» в районе Маврино.

Проект требует анализа

Винтокрылые машины могут выполнять много других практических функций: от обследования тепловизором до работы с лидаром для сканирования объектов. Для последней задачи вертолеты удобнее — они могут держать сверхнизкую скорость в 3–4 м/с, при этом преодолеть в таком режиме значительное расстояние. Разработчики оборудования заверяют, что их беспилотник может находиться в воздухе до двух часов и преодолеть расстояние до 120 км. Кроме того, белорусские инженеры гарантируют, что даже потеря связи с дроном не выльется в нештатную ситуацию. Умная машина закончит один из заложенных алгоритмов: вернется к месту старта, завершит миссию или, если это невозможно, посадит себя в безопасном месте.

На данный момент возможности дрона-вертолета выглядят достаточно многообещающе как по возможности доставки проб нефти с отдаленных объектов, так и по воздушному мониторингу наземных объектов. Так или иначе, специалисты Компании проведут тщательный анализ полученных данных, экономическое обоснование проекта, и тогда, возможно, вертолеты в нашем небе будут обыденным явлением.