Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

Ирина Волынец о протестах: Поколению Z свойственно доверять постам в соцсетях и слепо следовать моде

Ирина Волынец о протестах: Поколению Z свойственно доверять постам в соцсетях и слепо следовать моде
Уполномоченный по правам ребенка в РТ Ирина Волынец в среду выступила с докладом на заседании Общественной палаты РФ по вопросу вовлечения молодежи в незаконные уличные акции. О том, как в Татарстане выстраивают коммуникации с представителями поколения Z, детский омбудсмен РТ рассказала в интервью ИА «Татар-информ».

— Ирина Владимировна, почему организаторами незаконных январских митингов был выбран TikTok в качестве основной площадки по вовлечению молодежи в протестное движение?

— TikTok — быстрорастущая социальная сеть, в месяц прибавляет около десятка миллионов пользователей. Если соцсеть «ВКонтакте» работает в основном на аудиторию стран СНГ, то TikTok именно глобальная сеть, которая позволяет транслировать на весь мир необходимую для них картину происходящего. Доставка контента в TikTok действует по определенным хештегам — ссылкам всего необходимого видео для пользователей, поэтому очень легко акцентировать внимание аудитории на определенную повестку. 

— Соцсеть TikTok всегда позиционировала себя как социальная сеть вне политики, почему именно на нее сделали ставку? 

— Возможно, по той причине, что сеть TikTok не была раньше запятнана протестами и политической активностью, к ней больше доверия. Это и дало результат: с 19 по 21 января в соцсети было зафиксировано массовое распространение большого количества ботов, фейковых видео с помощью подставных лиц. Упор при рассылке делался на детей 12-14 лет — ядерную аудиторию соцсети. Аудитория TikTok — это в основном молодые люди с «клиповым» мышлением, которые наиболее восприимчивы к зрительным образам.

Есть такое понятие, как «низовая политика», когда организаторы акций пытаются вызвать негативные деструктивные эмоции, провоцируют людей выплеснуть эти эмоции на уличных акциях. Это как раз тот случай. Например, перед январскими митингами блогер из Украины запустила в TikTok ролик о том, что российские школьники якобы меняют портреты Путина на Навального. Расчет был сделан на то, чтобы вызвать вирусное распространение контента и спровоцировать молодежь на подобное поведение. Это один из примеров искусственного формирования повестки в соцсетях и ее распространения.

— Почему молодежь с такой готовностью подхватила деструктивную повестку? У современных школьников есть реальные политические запросы?

— Как Уполномоченный по правам ребенка в РТ я была на митингах в Казани и общалась с участниками протестов. У меня сложилось впечатление, что бунтарские настроения молодежи не связаны с политической повесткой. Они вызваны скорее социальными сложностями последнего года, ограничениями во время карантинных мер. Участие молодежи в протестах — это некий социальный выпуск пара. Путем подмены понятий организаторы уличных протестов создали определенный тренд в соцсети TikTok и предоставили решение — выход на митинги. Причем молодой аудитории внушили мысль о том, что за участие в митингах ничего не будет, наказания не последует. В этой части организаторы протестов использовали особенности аудитории, у которой пока нет жизненного опыта. Школьникам в силу их возраста очень сложно идти против мнения, которое навязывается в соцсетях. Поэтому произошел моментальный взлет темы, эффект снежного кома.

Я не случайно углубилась в описание произошедшего алгоритма, думаю, что именно такой алгоритм следует рассматривать в целях поиска мер предотвращения таких сценариев в будущем на законодательном уровне. Каждый элемент этого алгоритма не должен повториться. Мы должны определить ряд мер, действуя на упреждение таких ситуаций.

— Какие шаги, по вашему мнению, могут быть предприняты в этом направлении?

— Проблема вовлечения школьников в незаконные акции имеет целый ряд причин. Это низкая правовая культура детей и родителей, неумелые подходы в работе с молодежью поколения Z. Социальный портрет современной молодежи, их ценности очень сильно отличаются.

Чтобы уберечь от манипуляций подростково-молодежную среду, мало ограничить негативный контент в соцсетях. Необходимо повысить вовлеченность школьников в социально значимый досуг, организовать занятость в свободное время, в том числе решить проблему трудоустройства детей от 14 до 18 лет. Еще одним важным условием, на мой взгляд, является введение в образовательные программы предмета по формированию успешной, социально активной личности, востребованной современным обществом.

Не стоит забывать, что деструктивное поведение некоторых молодых людей вызвано конфликтом поколений в семьях, неумением большого количества родителей выстраивать детско-родительские отношения, которые выталкивают детей в другую среду, где они имеют поддержку и вес, что позволяет поднять их уровень самооценки. Как ни крути, а семья остается одним из важнейших институтов социализации, в поведении детей многое зависит от родителей. 

— Свой вклад в воспитание детей должны вносить учителя. Нет ли в татарстанских школах того же самого конфликта поколений, как и в семьях?

— Такая проблема есть. Мы столкнулись с неготовностью как родительского, так и педагогического сообщества к возникшей ситуации. В конце 2020 года по заданию Министерства просвещения России были разработаны алгоритмы действий педагогов по раннему выявлению деструктивного поведения подростков под влиянием соцсетей и мессенджеров. В алгоритмах расписаны этапы работы педагога с детьми и их родителями при выявлении признаков деструктивного поведения. Там есть инструменты профилактики и влияния на ситуацию. Важно, чтобы эти алгоритмы использовались в школах, в каждом классе.

— Люди поколения Z буквально родились со смартфонами в руках, цифровые технологии окружают их с момента появления на свет. Значит ли это, что формировать правовую культуру ребят тоже необходимо с использованием цифровой среды?

— Безусловно. Исследования показывают, что поколение Z подвержено «эффекту Instagram», для них характерны доверие некомпетентным источникам, слепое следование моде. Они имеют широкий кругозор, но очень поверхностные знания. Им характерна нервозность и критиканство, отсутствие понятных для подростков ролевых моделей. Для них важна самореализация, хотя у большинства отсутствует ориентация на будущее.

Учитывая особенности поколения Z, Аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в РТ запущен межведомственный проект «Детская академия права», ориентированный как раз на решение обозначенных мною проблем. Проект уже поддержан всеми профильными министерствами и ведомствами. Он будет реализовываться с использованием ресурсов педагогов и студентов двух профильных вузов и интернет-технологий.

Кроме этого, Министерством молодежи РТ организован проект «Цифровая гигиена», предусматривающий создание и реализацию видеороликов, аудио- и видеоподкастов, а также иных информационных материалов, направленных на формирование критического мышления и цифровой грамотности у несовершеннолетних. Находясь в стадии реализации, данный проект показывает свою высокую эффективность в виде множества просмотров и отклика аудитории. Об этих проектах я рассказала в своем выступлении на заседании Общественной палаты России. Инициативы Татарстана получили очень высокую оценку.

— В Евросоюзе с 1999 года реализуют масштабную программу Safer Internet по созданию безопасной онлайн-среды для детей. Европарламент принял закон, запрещающий детям до 16 лет создавать аккаунты в соцсетях без разрешения родителей. В России возможны такие инициативы? 

— В нашей стране уже были похожие инициативы. В 2017 году в Госдуму РФ был внесен законопроект «О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который вводит ограничения на свободную регистрацию в соцсетях несовершеннолетних. Это делается для усиления родительского контроля. В первоначальном виде законопроект не прошел слушания, сейчас он дорабатывается.

Для повышения безопасной онлайн-среды для детей также необходима идеолого-патриотическая и духовно-воспитательная работа в интернете. Она необходима для противодействия суицидально-депрессивному, антисемейному и антигосударственному контенту в соцсетях. Сегодня мы сталкиваемся с новыми для себя явлениями в виртуальном мире, которые становятся реальными проблемами и угрожают прежде всего детям. Поэтому крайне важна реакция на законодательном уровне.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев