Марат Шарифуллин: Компании из Татарстана стали активно выходить на рынок облигаций

Компании из Татарстана с начала года разместили облигации на 7 млрд рублей, причем треть суммы пришлась на предприятия, впервые вышедшие на фондовый рынок. О преимуществах такого привлечения финансов рассказал ИА «Татар-информ» управляющий Отделением — Нацбанком по РТ Волго-Вятского ГУ Банка России Марат Шарифуллин.

Марат Дамирович, в этом году несколько компаний из Татарстана решили не привлекать банковские кредиты, а предпочли им выпуск облигаций. И среди них не только традиционные участники рынка наши крупные компании, но и дебютанты. То есть облигации становятся реальной альтернативой банковскому кредиту?

Действительно, несколько лет назад для пополнения оборотных средств или для развития предприятия в основном брали кредиты. Но в последние годы набирает популярность выпуск корпоративных облигаций. С конца прошлого года на облигационном рынке дебютировали четыре компании из Татарстана. В общей сложности они разместили облигации на 2,4 млрд рублей, при этом общий объем заявленных программ — 27 млрд рублей, столько компании могут потенциально разместить.

И все же это крупные компании?

И крупные, и средние, и даже компании малого бизнеса. Стратегические компании в Татарстане из сферы машиностроения, добычи нефти и нефтехимии давно используют облигации для привлечения средств. Но если еще три года назад на рынок никто, кроме них, и не решался выйти, то сейчас мы видим растущий интерес к биржевому рынку компаний малого и среднего бизнеса. Главное — доказать инвесторам устойчивость бизнес-модели и убедить их в том, что компания имеет возможность вернуть деньги в будущем.

Например, в самом конце прошлого года с дебютным выпуском на биржу вышла компания — субъект МСП, она производит строительные металлоконструкции. Компания успешно разместила облигации на сумму 150 млн рублей. Более того, так как компания относится к малому и среднему бизнесу, она получила субсидии от государства, сократив расходы на размещение и обслуживание выпуска. Осенью текущего года эта же компания вновь заняла на облигационном рынке уже 200 млн рублей.

В январе казанская лизинговая компания в рамках первого займа привлекла 500 млн рублей, в октябре разместила облигации еще на 300 млн рублей. Казанская девелоперская компания в июне 2020 года разместила дебютные облигации на 1 млрд рублей. Компания-нефтетрейдер из Набережных Челнов в ноябре вышла на облигационный рынок и заняла 200 млн рублей. Кроме того, крупнейший автопроизводитель в Татарстане в этом году разместил облигации на 5 млрд рублей.

В каких случаях размещение облигаций более выгодно для компаний, чем привлечение банковского кредита? Имеет ли при этом значение сфера деятельности компании и размер ее оборота?

Механизм привлечения средств через выпуск облигаций во многом схож с получением кредита, но имеет ряд преимуществ. Во-первых, компания сама устанавливает и заранее знает объем привлечения средств, сроки и суммы платежей. Эти условия изначально прописаны в документах эмиссии. Второй момент — это возможность получения финансирования без залога.

Кроме того, компания диверсифицирует источники заемных средств и не зависит от решений только одного инвестора-кредитора. Плюс — привлеченные средства не целевые, и компания может их использовать для решения любых задач бизнеса. Размещение облигаций — это выход на открытый рынок, на новый для компании уровень. И для этого организации тоже нужно быть открытой и прозрачной, ведь требования инвесторов к финансовой устойчивости и деловой репутации компаний-эмитентов облигаций достаточно высоки.

Фирма, выходя на биржу, формирует и свою публичную кредитную историю, в дальнейшем это может привести к снижению ставок как по облигационным займам, так и по банковским кредитам.

Сколько по времени занимает для предприятия процесс подготовки и размещения облигаций? Сопоставим ли данный срок со средним сроком подготовки и одобрения заявки на кредит?

На сроки подготовки и размещения облигаций влияет множество факторов: очередность выпуска — дебют это или последующее размещение в рамках программы, способ размещения, степень информационной открытости предприятия, качество ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности и другие. Как правило, подготовка к размещению занимает 2-6 месяцев. Эти сроки вполне сопоставимы со сроками оформления кредита, особенно если речь идет о проектном финансировании.

Вы сказали о субсидировании государством выпуска облигаций для МСП. В чем конкретно заключается поддержка?

С прошлого года из федерального бюджета субсидируется часть затрат при размещении выпуска и купонных выплат по облигациям, размещенным предприятиями малого и среднего бизнеса. Возместить можно до 70% ключевой ставки Банка России на выплату купона по облигациям и до 1,5 млн рублей затрат на размещение бумаг, но не более 2% от объема выпуска. Получить субсидию можно напрямую обратившись в Минэкономразвития РФ.

С чего начать компании, которая впервые решила разместить облигации?

Можно, конечно, попытаться пройти весь путь самостоятельно. Но если компания впервые выходит на рынок, то лучше воспользоваться услугами организаторов. Чтобы проще было сориентироваться в особенностях выпуска облигаций и многообразии услуг, предлагаемых ими, на базе Торгово-промышленной палаты Татарстана создано «единое информационное окно». Здесь можно получить ответы на все вопросы, связанные с выходом предприятий на рынок корпоративных заимствований. Кроме того, в Татарстане создан пул соорганизаторов выпуска облигаций. Компании, заинтересованные в выходе на биржу, могут обратиться к участникам этого пула, их контактные данные также размещены на сайте Торгово-промышленной палаты.