«Автодор»: Если вам кто-то скажет, что трасса Москва-Казань пройдет по вашему дому, он врет

Трассировка скоростной автомагистрали М12 Москва-Казань будет выбрана сообща, совместно с жителями Татарстана. На сегодняшний день есть три варианта прохождения дороги по территории республики. Об этом заявил глава компании «Автодор» Вячеслав Петушенко на брифинге в ИА «Татар-информ».

В начале беседы с журналистами руководитель компании-застройщика сразу оговорился, что точного маршрута прокладки автотрассы пока нет. «Официально заявляю, что сегодня утвержденной трассировки прохождения автодороги по Татарстану не существует. Если вам кто-то будет говорить, что по вашему дому пройдет дорога, значит, он врет. Вот когда мы согласуем со всеми субъектами, тогда общественности покажем», — сказал спикер.

По словам Петушенко, пока известны лишь ключевые параметры прохождения трассы. А именно: она должна проходить вблизи городов, чтобы жителям столиц регионов было удобнее пользоваться автобаном. К тому же в Татарстане она должна стать частью так называемого Южного обхода Казани, по которому транспорт со стороны Москвы сможет двигаться в сторону казанского аэропорта, не заезжая в город. Сейчас это невозможно, и грузовики, снабжающие логоцентры Лаишевского района, вынуждены стоять в казанских пробках и отравлять город выхлопными газами.

С согласия экологов и археологов

«Для того чтобы выбрать трассировку, нам нужно в том числе взять пробы грунта, сделать съемку. И если мы изучаем коридор, это не означает, что мы там будем строить», — подчеркнул Петушенко. Спикер добавил, что на сегодня есть три варианта прохождения автомагистрали по Татарстану «от Волги до трассы М7». «Выберем его сообща. У нас нет желания все это самостоятельно пройти. С республикой все обсудим и примем взвешенное решение», — заключил Петушенко. 

Для строительства Южного обхода Казани строителям потребуется возвести новый мост через Волгу. При этом они не рассматривают дешевые варианты, при которых часть русла реки перекрывается дамбой. «В том варианте, который у нас есть, дамба не предусмотрена. Там 3 километра 956 метров — это мост с русловым судоходным каналом в пойменной части. Если будут предложения по строительству дамбы, то это по большому счету будет и не дамба. В пойменной части Волги вода даже не течет, а стоит в связи со строительством гидротехнических сооружений», — пояснил Петушенко. Он подчеркнул, что все этапы строительства автотрассы будут согласованы с экологами, а также с археологами, которые проверят каждый метр маршрута.

«Существуют нормативы, которые обязывают нас всю трассу пройти и сделать археологическое исследование. В течение прошлых 11 лет мы нашли при строительстве автострад много артефактов, например древние шлемы XI-XII веков. На трассе М11 „Нева“ мы провели большую археологическую работу в тех местах, где полегла Вторая ударная армия. Это то место, где воевал и попал в плен Герой Советского Союза Муса Джалиль в 1942 году», — сказал глава госкомпании.

По его словам, сейчас «Автодор» ведет строительство автотрассы в обход Краснодара с западной стороны и там тоже проводились археологические исследования: были найдены древние захоронения людей, предметы их обихода, реликвии. «Мы совершенно точно пройдем всю трассу М12, к археологическим работам будут привлечены лучшие специалисты страны, которые сделают эту работу профессионально», — подчеркнул Петушенко. 

Умная дорога для умных машин

Что на сегодняшний день известно о трассе М12 Москва — Казань? По словам главы «Автодора», магистраль будет одной из самых современных в мире. «Наша трасса будет оснащена проектом „умная дорога“, который позволит беспилотникам беспрепятственно проезжать всю автодорогу. Мы применим весь положительный опыт по строительству трасс. Все новшества, которые предлагают производители материалов, разработчики технологий, будут использованы, чтобы минимизировать сложности, которые могут возникнуть при строительстве», — рассказал Петушенко.

Он добавил, что на трассе будет использована автоматизированная система управления дорожным движением. С ее помощью водители смогут получить информацию о погодных условиях, трафике движения, дорожной обстановке.

«Пешеходные переходы — сверху, развязки — безоговорочно, асфальт с применением полимерных вяжущих, светодиодное освещение, чтобы не было бликов. Будет использована ВIМ-технология, которая позволит визуализировать технические решения и производство работ, процесс и эксплуатацию. Это почти 800 км проезда без светофоров. То есть можно при выезде из Казани поставить круиз-контроль, разрешенную скорость и ни разу не остановиться», — продолжил председатель правления госкомпании.

Петушенко заверил, что при строительстве трассы будут соблюдены все меры по экологической безопасности. «Главгосэкспертиза не примет проект, если не соблюдены мероприятия по экологии, а это установка шумозащитных экранов, посадка зеленых насаждений, очистка воды, а также экологические мероприятия, связанные со зверопроходами. Предусмотрены зверопроходы в большей степени под дорогой, чтобы во время миграции животные могли проходить беспрепятственно», — уточнил он.

Кроме того, по словам спикера, на всем протяжении трассы планируется создание многофункциональных зон. «Запроектировали через каждые 50-80 км строительство многофункциональных зон, где обязательно будет заправка. И в зависимости от расположения и значимости — шиномонтаж, мини-отель. Обязательно пункт питания. И к вводу трассы в эксплуатацию будет обеспечена связь 4G», — подчеркнул Петушенко.

Кроме этого, на платной автомагистрали планируется использовать систему Free flow, или «Свободный поток». Таким образом, для взимания платы за проезд по трассе не придется устанавливать шлагбаумы. «Это позволит беспрепятственно двигаться всем автомобилям, не останавливаясь для оплаты», — отметил Петушенко. 

Плата за землю — по рыночной стоимости

Очевидно, что строительство трассы потребует больших финансовых вложений. Поэтому дорогу планируют сделать платной. Тариф за проезд приблизительно составит 2,5 руб. за километр. По словам главы «Автодора», государственно-частное партнерство рассчитано примерно на 20 лет, после чего трасса перейдет в федеральную собственность. «На сегодняшний день на то, чтобы строить дороги в России, денег в бюджете недостаточно, поэтому мы привлекаем деньги с рынка. В процентном отношении 60% платит государство из бюджета, а 40% мы привлекаем с рынка. И эти 40% в течение 20 лет будем отдавать равными частям. Естественно, деньги будем возвращать за счет сбора платы, это мировая практика. Чтобы обеспечить комфортный проезд, надо привлекать деньги, другого варианта не будет», — сказал Петушенко. Он уточнил, что после возвращения денег инвесторам средства направят на строительство новых федеральных автомагистралей. Предварительные расчеты показывают, что трасса М12 будет очень востребована у водителей, поскольку позволит сократить время от Москвы до Казани с 12 до 6 часов.

Платить за проезд по новой трассе придется и казанцам, у которых есть дачные участки на противоположной стороне Волги. Однако длина Южного обхода Казани с мостом составит около 20 километров. И потратить 50 рублей за возможность вдвое сократить путь — более чем разумно. Если ехать за Волгу по бесплатной дороге, то затраты на бензин будут гораздо больше.

Разумеется, владельцев дач и загородных домов больше всего волнует, по какой территории пройдет дорога и как будут выкупаться земельные участки. На этот вопрос руководитель «Автодора» ответил так. «Заказчиком строительства дороги является государственная компания. Существует установленная государством процедура выкупа земельных участков. В первую очередь нам нужно определиться с трассировкой. И если она по каким-то причинам попадет на частные владения, то земля будет выкупаться для государственных нужд. В этом случае будет проводиться оценка», — сказал Петушенко. Он уточнил, что все разногласия по цене между продавцом и покупателем будут устраняться в суде. «Цена на землю определяется в соответствии с рыночной стоимостью. Если цена не устроит продавца, тогда суд определит стоимость в соответствии с экспертизой стоимости этого объекта», — подчеркнул Петушенко. 

Центральная точка глобального маршрута 

Не секрет, что дороги — это кровеносная система экономики. Экономический эффект от строительства трассы М12 исчисляется в триллионах рублей, причем выгоду прежде всего получит Татарстан, поскольку он станет центральной точкой маршрута Европа — Западный Китай. Это даст серьезный импульс для развития экономики республики и в целом России.

Как рассказал глава «Автодора», экономическую выгоду для республики принесет уже само строительство трассы, поскольку в этих работах будут задействованы дорожники и мостовики Татарстана. «Договорились о том, что от границы Чувашии, это примерно 60-70 км, будут выполнять работы местные дорожники и мостовики Татарстана. Все дорожные организации республики, у кого есть желание, могут быть задействованы в реализации этого проекта», — заявил спикер.

Петушенко отметил, что строительство трассы разделено на девять участков, по семи из них уже проведены конкурсные процедуры и выбраны подрядчики. «По восьмому участку, который проходит по Татарстану, и семи другим участкам выбраны исполнители. Есть определенные требования, квалификационные — по опыту и объемам работы, по выполненным объектам, все было учтено. Нам повезло, что все мощные строители страны приняли участие в конкурсных процедурах и сегодня занимаются реализацией этого проекта. Я знаю, что идет активная работа, в том числе с проектировщиками Татарстана», — подчеркнул председатель правления госкомпании.

В своем Послании Федеральному собранию РФ Президент России Владимир Путин поручил ввести магистраль М12 Москва — Казань к 2024 году, поэтому времени на раскачку у строителей нет. Начало работ запланировано на вторую половину 2021 года, поэтому составить и утвердить трассировку могут уже до конца текущего года. Каким будет маршрут, неизвестно, однако «Автодор» намерен свести к минимуму все неудобства для татарстанцев, которые могут возникнуть при строительстве автодороги.

«Речь идет о единицах участков, которые могут быть затронуты. Наша задача, чтобы жители как можно меньше пострадали от строительства этой трассы. Трасса нужна стране, Татарстану, Казани, каждому населенному пункту, чтобы была доступность и скорость передвижения. Естественно, какие-то неудобства для кого-то могут возникнуть, но мы их минимизируем», — заключил Петушенко.

Автотрассу М12 планируют построить от северо-восточной хорды Москвы до пересечения с трассой Шали — Бавлы в Татарстане. Трасса будет четырехполосной, с разрешенной скоростью движения 120 километров в час. Общая протяженность автодороги составит 794 километра.