Как рассказал Андрей Орлов, с 2013 года они с супругой и детьми стоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но реализовать свое право на получение сертификата не могут, так как глава семьи прописан в одной квартире, а его жена с детьми – в другой, а по правилам предоставления жилищного сертификата вся многодетная семья должна проживать в одном месте и там же быть зарегистрированной.
Орловы этого сделать не могут: собственник жилья – мать супруги не хочет прописывать всю семью в одной квартире.
По словам Андрея, в исполкоме в качестве одного из вариантов решения проблемы предложили заявиться на сертификат супруге Орлова с детьми, без отца, поскольку он зарегистрирован на другой жилплощади. И в это время произошло непоправимое.
По словам многодетного отца, именно из-за нервотрепки по сбору справок в его семье произошла трагедия. Младший из сыновей заболел менингитом, пока родители бегали по кабинетам и оформляли документы. Они опоздали с обращением к медикам.
«Начал кашлять. Думали, что это простудное, пройдет. А потом страшный диагноз – менингит, оттек мозга и кома», – рассказал глава семьи.
В бессознательном состоянии сын находится уже пять месяцев. Врачи утверждают, что надежды на то, что мальчик придет в себя, нет.
«Я не хочу, чтобы кто-нибудь из многодетных из-за бумажной волокиты попал в такую же ситуацию. Я сам отказался бы от всего, прожил бы всю жизнь на съемной квартире, лишь бы наш сын остался с нами», – сказал на заседании суда Орлов.
Челнинец попросил суд признать не соответствующим Конституции Татарстана пункт Правил, который обязывает многодетные семьи иметь общую регистрацию по одному адресу.
Во время судебного заседания Андрея Орлова спросили, не возникают ли из-за чехарды с регистрацией сложности с прикреплением к поликлинике, посещением детского сада и школы у детей. Он заявил, что с этим все в порядке. Двое ходят в садик, в этом году туда же пойдет третий, остальные учатся в школе, 20-летний сын поступил в вуз.
Орлова несколько раз спрашивали, почему семья не может быть прописана в одном месте, ведь собственником жилья, которое они снимают, является его теща. На что Орлов заметил, что не хотел бы обсуждать в зале суда семейный конфликт.
По окончании заседания в разговоре с журналистами Орлов отметил, что тесть и теща у него хорошие, он относится к ним с уважением, но в каждой семье есть свои шероховатости.
Выяснилось, что у семьи своя мини-пекарня – Орловы пекут недрожжевой хлеб, который, судя по отзывам в соцсетях, пользуется спросом у клиентов. О самих Орловых челнинцы также отзываются положительно: православная семья, достойно воспитывают своих детей. Есть у Орловых машина- «каблук», которая обслуживает не только нужды бизнеса, но и используется для семейных перевозок.
А вот с собственным жильем семье пришлось расстаться. Трехкомнатную квартиру Орловы приобрели в начале «нулевых» по молодежной программе. Но из-за накопившихся долгов по коммунальным платежам пришлось ее продать. И вот уже пять лет они живут в съемной двухкомнатной квартире.
По заверению Андрея Орлова, сейчас коммунальных долгов у них нет.
«Спасибо государству – оно предоставляет хорошие льготы, в том числе и при оплате жилищно-коммунальных платежей. Но меньше 10 – 15 тысяч рублей у нас в квитанции не бывает», – отметил челнинец.
На суде челнинец также поблагодарил за жилищные субсидии, которые являются хорошим подспорьем для тех, у кого «семеро по лавкам».
Ведущий советник юридического отдела Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Фарида Мухамадиева, выступая в качестве ответчика на процессе, заявила, что у Орловых была возможность получить жилищный сертификат в 2016 году. Но они от него отказались.
Когда подошла их очередь на получение жилищной компенсации, Орловых не устроила сумма – 5 млн рублей. Как потом объяснил многодетный отец, семья должна была получить сертификат на 7,5 млн рублей. Но при расчете компенсации из нее отминусовали стоимость жилплощади, полученной по молодежной программе. Орлов попытался оспорить размер субсидии.
«Сейчас-то я понимаю, что во всем виновата моя жадность. Сейчас на любую сумму согласился бы. А тогда тот факт, что нас лишили 2,5 млн рублей из-за прежнего жилья, казался вопиющей несправедливостью. Тем более что в Правилах на тот момент это не было прописано», – сказал журналистам Орлов после процесса.
Мухамадиева также отметила, что не понимает всех этих манипуляций с перерегистрацией. С ее точки зрения, у Орлова есть все шансы зарегистрироваться по одному адресу со своей семьей и получить сертификат.
«Это первый случай с 2008 года, когда многодетная семья заявляет, что сложности с регистрацией мешают ей реализовать право на жилищные субсидии», – сказала представитель министерства.
Мухамадиева заявила, что регистрация по месту жительства необходима для установления состава семьи и нуждаемости в улучшении жилищных условий. На вопрос суда, есть ли другие способы установить состав семьи и ее нуждаемость в квадратных метрах, Мухамадиева сказала, что это можно сделать через суд. Но суды и так завалены работой – зачем усугублять ситуацию?
На вопрос Орлова: «Вы бы прописали у себя многодетную семью?» – Мухамадиева ответила: «Если бы это было нужно дочери, чтобы улучшить ее жилищные условия, – да!» Тогда мужчина уточнил: «Вы бы прописали у себя чужую семью?» «Я не смогла бы это сделать, так как проживаю в однушке-“хрущевке”», – призналась представитель министерства. На что Орлов выразил уверенность, что никто не станет прописывать к себе чужую многодетную семью.
Далее высказались другие участники судебного процесса. Представитель Президента РТ Максим Ляукин отметил, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Кстати, этот момент подчеркнули все выступающие.
При этом представитель Госсовета РТ Дамир Махмутов обратил внимание на то, что по одному адресу могут быть зарегистрированы не только родители и дети, но и бабушки и дедушки, тети и дяди, что не делает регистрацию панацеей от «искусственного раздувания» семьи.
Представитель Кабинета министров РТ Андрей Гревцов заявил о законности требования о регистрации и поддержал позицию Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ.
Представитель прокурора РТ Алмаз Валиахметов отметил несовершенство существующей нормы и предложил ее доработать.
Представители Уполномоченного по правам человека в РТ Ренат Мингалиев и Уполномоченного по правам ребенка в РТ Надежда Сапрыкина заявили, что требование о регистрации семьи по одному адресу нужно пересмотреть.
Председатель Конституционного суда РТ Фархат Хуснутдинов в конце заседания объявил, что итоговое решение будет озвучено позже.
Нет комментариев-