Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Поезд лишил меня ноги, но ружье в руках освобождает от мыслей об увечье»: Казань принимает I Всероссийские соревнования по парастендовой стрельбе

«Поезд лишил меня ноги, но ружье в руках освобождает от мыслей об увечье»: Казань принимает I Всероссийские соревнования по парастендовой стрельбе
Комплекс стендовой стрельбы «Свияга» в Верхнеуслонском районе Татарстана стал ареной проведения I Всероссийских соревнований по парастендовой стрельбе. Для участия в турнире из разных регионов страны приехали 12 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Среди них участники военных действий, люди с врожденными заболеваниями и жертвы несчастных случаев.


«После потери глаза нужно было чем-то заниматься, и я выбрал стрельбу»

Парастендовая стрельба, и, в частности, ее разновидность «паратрап», является одним из перспективных видов спорта, претендующих на включение в программу Паралимпийских игр 2024 года. Международный паралимпийский комитет совместно с Международной федерацией стрелкового спорта начиная с 2017 года проводят чемпионаты мира и розыгрыши этапов Кубка мира. 

Разработан и утвержден свод правил по парастендовой стрельбе, в соответствии с которым проводятся крупнейшие международные соревнования. Сборная России, сформированная на базе Республики Татарстан, выступает на международной арене с 2015 года, регулярно поднимаясь на пьедестал почета в категории «колясочники» и «стрелки с поражениями верхней части тела».

Среди татарстанских спортсменов особняком стоит Александр Сахарнов, неоднократно участвовавший в Международном Гран-при в итальянском Лонато (интервью с ним можно прочитать здесь – https://sntat.ru/sport/strelok-kolyasochnik-iz-tatarstana-vzyal-serebro/?sphrase_id=6450). В 2017 году он стал победителем турнира, а в 2018-м занял второе место. Вместе с Сахарновым в 2018 году от России поехал выступать калужский стрелок Юрий Руднев.

Юрий увлекся стрельбой после военной травмы – проникающего ранения в глаз во время первой чеченской войны. «Город Грозный, ночное нападение в феврале 1995 года. Был взрыв, но мы отстрелялись. Спасло, что был в бойнице. Меня положили в госпиталь, и, если честно, неприятно об этом рассказывать. Главное, что жив. После этого нужно было чем-то заниматься, и я выбрал стендовую стрельбу, приучился. Когда подбили, было обидно, тяжело, но мне рассказали о существовании этого вида спорта. Теперь я занимаюсь им и рад этому», – поделился стрелок.

При этом отсутствие глаза не стало единственным препятствием на пути Руднева. Во время военных действий он научился держать оружие правой рукой, однако теперь целиться правым глазом стало невозможно. Ему пришлось переучиваться, на что ушло три года. «Как вообще можно переучиться? Для этого нужно стрелять, стрелять и еще раз стрелять. Это может звучать как более воинствующая форма фразы Ленина “Учиться, учиться и еще раз учиться“, но как сказать по-другому? Пристреливать?» – с юмором заметил спортсмен.



«Стрельба помогает отпустить все мысли. Ведь если думать, по тарелке не попадешь»

Несмотря на то, что стендовая стрельба – довольно дорогой вид спорта, у Руднева с этим проблем нет. По словам стрелка, его очень выручает пенсия, назначенная из-за полученной на войне травмы: «Мне дали квартиру, деньги имеются. Государство помогает. Сейчас чувствую себя великолепно, просто нужно потренироваться, пострелять».

Тем не менее часто принимать участия в международных турнирах у спортсмена не получается – российский Паралимпийский комитет заявил, что стендовая парастрельба не входит в реестр. «Мы даже готовы ехать за свой счет. Я уверен, что дело в банальной бюрократической лени, потому что для такой страны как Россия отправить сборную пострелять… Я думаю, все дело в бюрократии. Может быть, ревность из-за того, что наш вид спорта зрелищней, чем пулевая стрельба. Ну, что у них? Стоят мишени, и стрелки лежат, целятся. Никакой динамики», – посетовал Юрий.

Спорт помогает на время забывать о травме, в чем не постеснялся признаться Руднев: «Во время стрельбы получается отпустить все мысли. Но ты и попадать не будешь, если это не сделаешь, здесь нельзя думать. Такова специфика спорта, нужно концентрироваться. Наибольшее удовольствие приносит попадание в цель, победа. Весь процесс, включая общение с соперниками».



Единственная девушка на турнире – 14-летняя Марина Березина из Ижевска

Врачи поставили Марине неутешительный диагноз – плосковальгусная деформация стоп тяжелой стадии. Это значит, что стопы девушки расположены неправильно. Однако, по ее собственным словам, проблем при стрельбе из-за этого не возникает: «Когда я стреляю, немного подгибается колено, но больше заболевание никак не сказывается, стрельбой заниматься приятно».

Стендовиком Березина стала недавно, всего три года назад, когда вместе с семьей переехала из села в Ижевск. Эмоции, которые она переживает с ружьем в руках, девушке выразить сложно: «Мне очень нравится: когда стреляешь, энергия как будто сбрасывается, это приятно. Сложно описать».

Помимо стендовой стрельбы спортсменка занимается рисованием: «Пока мы учимся рисовать натюрморты и пейзажи. Не могу сравнить два увлечения, они часть моей жизни, без которой никак. И тем, и тем заниматься прикольно».



«У нас так заведено – если есть ходячий, он должен помочь товарищу»

Несмотря на состязательность, среди спортсменов царит дружественная атмосфера: стрелки помогают друг другу с амуницией, веселятся и смеются. Например, татарстанец Сахарнов подкатился на коляске к фотографу и попросил сделать снимок: «Только подожди, я сейчас встану». Коллеги по цеху засмеялись, а стрелок доехал до столба и, опираясь на него, приподнялся.

Ироничные, но доброжелательные комментарии действий соперников также способствовали легкости в общении: «Ого, как встал. Для какого журнала фотографируешься? “Плейгерл“?» Спортсмены помогали друг другу надевать жилетки с необходимым снаряжением, поворачивали коляски в нужную сторону. 

Об отношении спортсменов друг другу рассказал участник из Пензы Олег Королев: «Мой знакомый неудачно спрыгнул с парашютом, теперь на палочках еле-еле ходит. Руки толком не работают, а ему постель нужно застелить, помочь подняться. Поэтому я с одной ногой его таскаю. У нас так заведено: если есть ходячий, то он должен помочь. Мир не без добрых людей». 



«Нельзя судить о книге по обложке, тем более когда перед тобой инвалид»

История Олега Королева столь же трагична, как и у всех участников турнира. Раньше он занимался многими видами спорта, но потом бокс для него оказался под запретом. Он прыгал с парашютом, но и это делать с одной ногой нельзя, хотя у него неплохо получалось. Позже Олег попробовал стендовую стрельбу, и это занятие ему понравилось.

В девять лет Королев попал под поезд, тогда он занимался боксом: «Я выступал на турнирах, тренировался, поэтому мне хватило сил, чтобы выкарабкаться из этого состояния. Врачи не давали надежд, что выживу, а я выжил. Врачи сказали, что не буду ходить, а я хожу. Врачи много чего говорят, как врач это говорю. Меня поддерживали родители и друзья – мир не без добрых людей. Не всегда нас окружают злые люди».

Сейчас спортсмен работает врачом скорой помощи, поэтому своих средств не всегда хватает для участия в соревнованиях. «Год назад я называл стрельбу своим хобби, но теперь я чувствую себя хорошо в этом занятии. Освобождаешься от других мыслей», – поделился Королев.

Однако для семьи подобное положение дел не всегда является лучшим выбором: «Ребенок скучает, а так нормально. Я на работе, жена на работе, ребенок в садике, толком и не видимся. Я работаю посуточно, она дневная. Прихожу с суток, сплю, просыпаюсь, ухожу по делам, на тренировку, куда-то. Приезжаю, а они уже спят».

Свое состояние в данный момент стрелок называет нормальным, однако никогда не забывает, что он инвалид: «Само положение в коляске, взгляд свысока со стороны других людей. Пример из жизни: хулиганы сидят, выпивают спиртные напитки на улице. Начинают: “Эй, одноногий! Иди сюда, дай прикурить“. Ну, я так дал одному прикурить, что остальные отошли. Они думают, что с одной ногой я ничего не могу, но не знают, что я КМС по боксу. Поэтому нельзя судить о книге по обложке, даже если перед тобой инвалид. Может, у него шикарная широкая душа».

Стрельба нашла свое место в сердце спортсмена: «Вышел, отстрелял, показал хороший результат, а в душе чувство, как будто съел самый большой и вкусный торт. А если победил, то вообще шикарно – едешь с улыбкой на лице».



Ружье для занятий стендовой стрельбой стоит около 200 тыс. рублей

По словам Королева, губернатор Пензенской области пытался посодействовать в разрешении плачевной финансовой ситуации, обещал выделить миллион рублей. Однако региональный министр спорта заявил, что такие деньги не могут быть выделены – максимум 350 тысяч рублей. А чуть позже пришел тендер на 200 тысяч.

На казанском турнире Пензенскую область представляют три спортсмена, и на эти деньги они смогли купить только одно ружье. Всё остальное пришлось приобретать за свой счет, за исключением спонсорских патронов и мишеней. «Из-за регламента пришлось еще покупать коляску, ее тоже на свои деньги. Дорога – свой счет, проживание – свой счет, питание – нам выделили по 2 тысячи на человека. Всё своими силами», – рассказал стрелок.

В целом же один выстрел стоит 36 рублей, а за соревнования спортсмен делает не одну сотню выстрелов. «А ведь еще профессиональные наушники, профессиональные очки, которые стоят около 100 тысяч. Это со сменными линзами. Жилетка стоит 10 тысяч», – пояснил Королев.

Хотя для спортсмена главное не победа, а участие, он стремится показать максимально хороший результат: «Здесь есть стрелки сильнее, чем я, есть спортсмены с лучшей пристрелкой, есть спортсмены со спонсорской помощью. Но я буду бороться». 


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев