Мощная постройка из красного кирпича, паровая мельница купцов Оконишниковых – примечательный объект на берегу Волги в направлении от Казани к Свияжску. Однако редкие жители города и тем более туристы видели это старинное здание вблизи, еще меньше бывали внутри.
С сентября новым арендатором мельницы стало ООО «Печищинский комбинат хлебопродуктов». В момент визита корреспондентов «Татар-информа» производство муки еще не возобновили, поэтому сотрудники, ожидающие запуска мельницы со дня на день, смогли провести по историческому зданию полноценную экскурсию. При работающем производстве это было бы затруднительно из-за санитарных норм.
Под мельницей находится подземная галерея, соединенная с четырьмя складами вместимостью 25 тыс. тонн. По норейной ленте (транспортер, который перемещает сыпучие материалы в вертикальном или наклонном направлении) зерно из них подается внутрь мельницы – в черные закрома. На зиму заготавливается пшеница и рожь. 57-метровая лента с ковшами по прямоугольным вертикальным трубам поднимает зерно наверх – сырье на обработку засыпается не снизу, а сверху – с четвертого этажа.
Со времен строительства мельницы здесь сохранились и используются бункеры для хранения зерна вместимостью 100, 70 и 30 тонн с деревянными заслонками.
Чтобы размолоть зерно, пояснила «Татар-информу» главный технолог мукомольного производства Светлана Бобонина, его сначала обязательно нужно подготовить. Это происходит в зерноочистительном отделении на первом этаже.
Перед помолом полагается сухая обработка зерна, затем влажная и еще обработка поверхности зерна. Камнеотборники очищают сырье от примесей горных пород.
Поэтапно на конвейере отделяются мелкая, короткая, длинная примеси. Затем проводят увлажнение зерна. Это занимает от 6 до 12 часов в зависимости от его исходного состояния.
С самого начала мельница Оконишниковых строилась под технологию трехсортного помола пшеницы. Как пояснила начальник производственно-технической лаборатории Печищинского комбината хлебопродуктов Ольга Гусаковская, это развитая технологическая схема, для которой требуется много различного оборудования и производственной площади. Принцип сохранили и когда производили техническое переоснащение предприятия в 1993 году.
На верхних этажах сохранились дореволюционные крепежи и инженерные матрицы, а также до сих пор остаются прочными деревянные балки и подпорки, которые не спутаешь с более поздними модификациями.
Сердцем мельницы сотрудники называют вальцовый парк – цех, где и происходит размол зерна до разных фракций (сортов) зерна. Одна установка может иметь до пяти выходов для помола разного качества.
Как рассказала Светлана Бобонина, предприятие будет работать в две смены. В каждой бригаде 13 человек – крупчатник, двое рассевных и обойщиков, вальцевой, слесарь, выбойщик, диспетчер и т.д.
На финальном этапе весовыбойная машина дозирует количество муки, которое упаковывается в мешки. Их шьют тут же на гигантской «швейной» машинке.
Изначально при строительстве мукомольного комплекса купец Оконишников предусмотрел трехэтажное жилое здание для управляющих и специалистов производства. Оно находится рядом со зданием мельницы. Раньше на первом этаже здесь была столовая для рабочих и пекарня. Сейчас здесь сохранились лишь старинные элементы интерьеров – декор колонн, напольная плитка и старинные станки немецкого производства. На втором этаже здания с 2003 года размещается Музей Янки Купалы.
В комплексе мельницы также есть здание производственно-технической лаборатории. Здесь эксперты проводят сначала входящий контроль сырья, а затем и контроль производства и готовой продукции.
В 1998 году мы стали практиковать размол ржи. Тогда вошел в моду сельский хлеб и был спрос именно на ржаную сеяную (наивысшего сорта) муку. В Татарстане мало кто это делал, только Казаньзернопродукт, и то обдирную (сорт качеством ниже – прим. Т-и). Мы сделали, и у нас получилось неплохо», – рассказала Ольга Гусаковская.
При этом, правда, она обратила внимание на то, что высший сорт, хоть и самый чистый, объективно самый бесполезный.
«Для здоровья второй сорт полезно употреблять», – подчеркнула начальник лаборатории.
Ограниченность в площадях не позволяет установить на мельнице дополнительное оборудование, которое используется при современных технологиях производства муки. Так что невольно муку здесь производят по старинке, как до революции, но и получается при этом особенный, как отдельно подчеркивают сотрудники мельницы, экологически чистый продукт.
Мука с печищинской мельницы уже в наши дни поставлялась как на Зеленодольский, Васильевский хлебозавод, хлебозавод Казани № 2, так и в Елабугу и по Поволжью – в Ульяновск, Нижний Новгород, Чебоксары, Кировскую область и т.д.
Характерное для рубежа XIX – ХХ веков промышленное здание в стиле немецкой архитектуры было отстроено купцами Оконишниковыми в весьма короткие сроки – за каких-то четыре года, с 1891-го по 1895-й. Оконишников-отец – старообрядец родом из Свияжска. Несколько лет, переехав в Казань, он был партнером другого крупного хлебопромышленника своего времени – купца Якова Шамова, затем обзавелся собственным предприятием. Вести дела ему помогали сыновья, поэтому мукомольня называлась «Торговый дом “Иван Оконишников с сыновьями”».
Михаил занимался закупкой зерна, выезжал для этого на юг России, вниз по Волге в Саратовскую, Астраханскую области. За Константином была реализация готовой продукции. Точки сбыта находились далеко за пределами Казани, в том числе в Москве.
Через год после открытия мельницы в Казани проходила общероссийская промышленная выставка, где торговый дом Ивана Оконишникова получил почетный серебряный орден за качество своей муки (золотая медаль досталась тогда Пермскому краю). Еще через год, в 1897 году, на Сибирско-Уральской промышленной выставке Торговый дом Оконишникова завоевал уже золотую медаль, обойдя известных тогда хлебопромышленников Елабуги Стахеевых и Казани – Романовых и Журавлевых... В 1900 году промышленная выставка проходила в Париже – казанские мукомолы взяли золотую медаль за качество муки и здесь.
После революции мельницу у купеческой семьи отобрали и национализировали (сделали госпредприятием). Тогда она называлась «Красная кормилица». В 1918 году Михаил и Константин были арестованы по обвинению в участии в мятежах как перешедшие на сторону белочехов предатели. Рабочие мельницы, узнав об этом, направили в Революционно-следственный комитет прошение об освобождении, однако только одного брата – Константина. За выкуп в 100 тыс. рублей, которые собрали для него простолюдины, он получил свободу, год с семьей проживал в Чистополе, а затем уехал из страны.
Семья Михаила Оконишникова неожиданно в 1919 году получила свидетельство о его смерти, в котором говорилось, что купец умер от сердечного невроза. В 30-е годы его потомки перебрались в Москву, дав начало династии врачей. Как рассказала заведующая Музеем Янки Купалы Римма Абызова, в Казани потомки Оконишниковых остались только по линии жен.
Со временем дореволюционный паровой двигатель мельницы мощностью 435 лошадиных сил был заменен. До 1997 года мукомольня работала на мазуте. Сейчас здесь используется газовое оборудование.
По словам Риммы Абызовой, за все время существования мукомольни управляющими здесь были 24 руководителя, но только о пяти из них у рабочих сложилось положительное мнение. Первый в списке, как ни удивительно, не основатель Иван Оконишников, а его сын Константин, которого рабочие выкупили из заключения и таким образом спасли от смерти. Вторым стал Иван Наякшин, руководивший предприятием с 1939 по 1948 год. Затем признание рабочих заслужили Пронин, Хуснуллин и Фесхеев (до банкротства «ВАМИНа», которому принадлежала мельница).
Мукомольня в Печищах осталась единственной действующей из нескольких подобных мельниц, существовавших в дореволюционной России. Впервые за всю историю предприятия руководить им будет женщина – директор ООО «Печищинский комбинат хлебопродуктов» Венера Аверкиева.
Нет комментариев-