Ядерный центр
В опубликованном во вторник указе президента РФ говорится о присоединении к Сарову части территорий Вознесенского и Дивеевского районов Нижегородской области, а также части территорий Темниковского района Мордовии. По всему периметру будет распространен особый режим.
Саров – это закрытое административно-территориальное образование. В советские годы оно было засекреченным и не отмечалось на картах. С распадом Союза статус Сарова практически не поменялся: вокруг него по-прежнему установлены мощные заградительные сооружения, допуск на территорию ограничен, а информации о расположенных там объектах совсем немного.
Широкой общественности известно лишь то, что в Сарове (в 1954 году его называли Кремлевым, в 1960-м – Арзамасом-75, в 1966-м – Арзамасом-16, а в 1995 году он снова стал Саровым) действует «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» (РФЯЦ-ВНИИЭФ). Предприятие было основано в 1946 году для реализации советского атомного проекта. Именно в саровском ядерном центре были разработаны первые отечественные атомная и водородная бомбы.
Начало укрупнения регионов?
В самом указе говорится о том, что территории присоединяют «в целях социально-экономического развития закрытого города Саров». Однако по словам специалиста в области социально-экономического развития регионов Натальи Зубаревич, никакого экономического или политического смысла в расширении нет.
«Сарову не нужно столько дополнительных территорий. У него и так огромная площадь. Если это делается для военных, то тут вообще нечего комментировать. Сами понимаете, мы про военные дела вообще ничего не знаем», - комментирует эксперт.
Любопытно, что этой весной на волне слухов об укрупнении регионов, которое якобы начнется после осенних выборов и стартует именно с ПФО, была представлена «новая карта регионов России». На ней было обозначено слияние Нижегородской области, Чувашии, Марий-Эл и Мордовии. Возможно, новый указ президента соотносится с началом процесса укрупнения? Наталья Зубаревич дает отрицательный ответ на этот вопрос и призывает не ориентироваться на слухи.
Военная тайна?
Руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгений Семенов выдвинул предположение, что присоединение проводится «в целях реализации государственной безопасности».
«Если речь действительно идет о расширении границ, то для населения присоединяемых территорий особых изменений не произойдет. Вообще у закрытого режима есть, как свои недостатки, так и свои преимущества. Система закрытых территорий предполагает совсем иной уровень безопасности. В городе Саров люди оставляют на улицах машины не закрытыми. Согласитесь, для нашей страны это – хороший фактор. С этой позиции, это определенно комфортная среда проживания. Люди, которые живут на протяжении многих лет в том же Сарове, говорят, что ни в коем случае не собираются переезжать. Во многих случаях «закрытый» не означает «плохой», а в каких-то случаях это скорее несет в себе преференции», - считает собеседник «Снега».
Формальное закрепление границ?
Окончательную ясность внес военный обозреватель Павел Фельгенгауэр, который напомнил о том, что «огромная территория Сарова и без того всегда заходила на Нижегородскую область и республику Мордовия».
«В партийном плане они всегда подчинялись Нижнему Новгороду, но при этом часть Мордовии также присутствовала в общем периметре. Там стоят достаточно мощные заграждения, поэтому расширение границ потребует очень больших затрат. И главное – не совсем понятно зачем это расширение. Скорее всего, речь идет не о расширении территорий, а о формальном нанесении границ на карту, чего раньше не было», - резюмирует эксперт.
В ситуации с Саровым и Мордовией военного обозревателя больше беспокоит ситуация с пылающими пожарами.
«Вот это действительно не очень приятно, поскольку там есть огромные захоронения всякой радиоактивной дряни. Скорее всего, эти запасы, находящиеся под землей, как-нибудь начнут гореть и летать по воздуху», - опасается наш собеседник.