Что делать учителям, родителям и детям, ставшим жертвами травли, «Татар-информу» рассказал доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.
Негативная психологическая атмосфера сейчас царит в каждой в школе и даже в элитных колледжах. Татарстан, увы, не является исключением, уверены психологи. Примеры агрессивной травли есть не только в школьных, но даже в дошкольных учреждениях.
14-летняя школьница из Смоленской области покончила с собой 19 ноября. Она жаловалась на постоянную травлю и издевательства со стороны одноклассников. Школьница была инвалидом по зрению, носила очки, сверстники дразнили ее циклопом. Незадолго до трагедии подросток написала письмо Президенту РФ Владимиру Путину и пожаловалась на низкую зарплату своей мамы, работающей санитаркой в поликлинике. «Почему вы все такие злые?» – такой статус остался у девочки на странице «ВКонтакте». Расследованием данного дела сейчас занимается СУ СКР по Смоленской области.
Другой случай жесткой травли ребенка этой осенью зафиксирован в школе Самары. В эпицентре скандала, в котором также сейчас разбираются правоохранительные органы, оказался первоклассник. Мама воспитывает его одна и поэтому не смогла сдать деньги «на нужды класса». Родительский комитет довел ситуацию до абсурда, настроив против мальчика своих детей. Ребенок стал изгоем, другие дети отказывались играть с ним на переменах, а потом малыш и вовсе стал приходить домой после уроков с синяками.
Всем людям очень важно, что о них думают другие. Когда человек попадает в травлю, буллинг, клевету и понимает, что общество его оценивает негативно, то впадает в хроническую депрессию. Он думает, как изолироваться от общества. Ребенок, попавший в ситуацию травли, перестает чувствовать свою ценность. У него пропадает радость к жизни, возникает депрессия», – рассказал Рамиль Гарифуллин.
Эксперт считает, что если родители с помощью детей решают финансовые проблемы, как во втором случае, то это говорит об их полной безответственности. Они используют детей для выбивания денег и выходят за все рамки нормального поведения. Когда дети становятся жертвами игр взрослых, это беда, сказал психолог.
Буллинг в казанских школах
Собеседник «Татар-информа» в ноябре провел исследование психологического климата в казанских школах. В нем приняли участие 635 родителей и 620 школьников Приволжского, Вахитовского и Ново-Савиновского районов города. Толчком к проведению опроса послужило возросшее желание школьников получать образование дома и заинтересованность данным вопросом их родителей.
«Я обнаружил, что 11–16 процентов от общего числа опрошенных детей хотят получать образование дома из-за буллинга. При этом 10–11 процентов школьников отметили неблагоприятный социально-психологический фактор в классе. Это очень большой процент. Получается, что каждый десятый школьник страдает от того, что его не устраивает взаимодействие с одноклассниками и буллинг», – отметил Гарифуллин.
82 процента от общего числа опрошенных школьников ежедневно ожидают буллинг и контролируют, чтобы его не было. Эти ребята не являются жертвой, но находятся в условиях ожидания, что это явление возможно. Они пытаются что-то сделать, чтобы в отношении них не было травли. Это ежедневная борьба за свой статус.
Оказалось, что 26 процентов родителей не имеют представления о психологическом состоянии ребенка в школе и не знают, является ли их сын или дочь жертвой буллинга. При этом они даже не интересуются данным вопросом. Когда во время исследования я узнавал, что в школе есть буллеры (организаторы травли. – Ред.), то общался с их родителями. 96 процентов родителей не знали, что их ребенок – буллер», – продолжил рассказ психолог.
В результате исследования была дана оценка психологическому климату в казанских школах в целом. И эта оценка негативная. Оказалось, что 71–76 процентов детей по разным причинам вообще не хотят учиться.
Причины травли
Позиция жертвы.Домашнюю модель поведения школьники приносят в класс. Если ребенок терпит в доме агрессию отца или матери, то терпимость к унижению для него становится нормой. Для этого школьника травля не является проблемой, поэтому он с ней не борется. В буллинг чаще попадают «белые вороны», которые отходят от общей нормы. К примеру, это новички, переведенные из других школ, во время процесса адаптации.
«Жертвой становится не тот, кто объективно слабее, а тот, кто не может ответить. Буллинг решается двумя методами: бежать или бороться. Некоторые дети из-за этого часто меняют школы, но это не всегда решает проблему», – считает эксперт.
Личность буллера. Ошибочно думать, что организаторами травли всегда бывают дети с задержкой психического развития. Часто это школьники с хорошим социальным интеллектом, они могут быть лидерами, но страдать невротизмом, вызванным обстановкой дома. Таких ребят дома недолюбливают, не обращают на них внимания. В ребенке накапливается агрессия и злость. Эти негативные эмоции школьники выливают на сверстников. Некоторые дети становятся буллерами потому, что сами боятся быть жертвой травли.
«Одна из главных бед заключается в том, что родители не являются друзьями своих детей. Поэтому дети к ним не обращаются, поскольку уверены, что не найдут поддержки. К буллеру не стоит относиться агрессивно. Нужна глубинная работа с его личностью. Нужно понимать, что это невротик, который имеет проблемные отношения в доме», – отметил собеседник «Татар-информ».
Ошибки учителей
Рамиль Гарифуллин считает, что учителя современных школ сами являются вулканом некорректного поведения, инициаторами буллинга. Учитель – это лидер, и его оценка кого-либо отмечается всеми школьниками. Достаточно оценить или обозвать ученика, кинуть ему в лицо дневник… Если будет дана оценка школьнику, это подхватит весь класс. Учитель каждый раз должен оценивать, насколько корректно себя ведет и что говорит в классе. В проблемной ситуации педагоги зачастую во всем обвиняют жертву буллинга, а это недопустимо.
«Педагоги должны общаться со школьниками, чтобы знать об их переживаниях. В классе нужно организовать комфортную социально-психологическую атмосферу. Иногда учителя сами не могут справиться с буллером, который является продуктом развития социально-неблагополучной семьи. Честь педагога сейчас упала благодаря действию родительских комитетов, давлению на преподавателей и финансово-коммерческим отношениям, которые усилились в школах. Авторитет учителя уже не может быть инструментом для решения проблем», – считает психолог.
Зачастую школы пытаются скрыть проблему буллинга, чтобы не допустить скандал и не потерять свое место в рейтингах. Родители должны вовремя распознать эту показуху.
Противодействие буллингу
С жертвой буллинга должна быть проведена психологическая работа. Ребенок должен изменить свое отношение к ситуации. Дети часто попадают в психологическую ловушку от безысходности и поэтому ничего не делают. Пострадавший должен получить объективное представление о том явлении, которое с ним происходит. Нужно понять, что проблема решаема. Для этого нужно выскочить из психологической ловушки.
1. Для начала нужно выявить зачинщика травли.
2. Пострадавшему от психологического давления школьнику нужно выбрать помощников. Это люди, которые его уважают и ценят. Это может быть родитель, учитель, психолог, авторитетный друг.
3. Далее нужно вывести агрессора на диалог, открытое обсуждение ситуации в классе.
4. Этот диалог нужно выстроить на чувственном общении. Тогда выяснится, что другие дети в классе боятся и не поддерживают буллера.
5. Необходимо поднять авторитет жертвы буллинга. Одноклассники должны начать ценить его за что-то: какие-то навыки, способности, таланты, достижения.
Пример из практики
К Рамилю Гарифуллину обратилась мать подростка, который учится в школе с физико-математическим уклоном и является жертвой буллинга. Буллер из класса после уроков занимался рукоприкладством и словесной травлей. Пострадавший мальчик в этой школе был новеньким. Ему был объявлен бойкот, у парня вымогали деньги.
«Сначала я поработал с мальчиком, объяснил, как правильно общаться с буллером и что нужно дальше делать. В результате ему удалось дважды дать сдачу. Но этого оказалось недостаточно, буллер пришел на следующую встречу с двумя приятелями. Однако с тех пор отношение к жертве изменилось. Пострадавший перестал быть пассивным, ситуация переломилась. В результате мне пришлось вмешаться, позвонить директору школы. Выяснилось, что директор обо всем знает», – рассказал Рамиль Гарифуллин.
Оказалось, что у буллера дома плохой психологический климат, проблемные родители. Конечно, он не был в одночасье перевоспитан. Но психолог провел с парнем стрессотерапию. Подросток задумался о своей дальнейшей судьбе и изменил поведение. Парень, ставший жертвой буллинга, тоже прошел большую школу личностного роста.
Советы родителям
Родители должны быть друзьями своим детям. Взрослым нужно общаться с подростками, чтобы знать, что творится в их душе. Мамам и папам следует самим делиться своими переживаниями с детьми. Взрослым рекомендуется обращать внимание не только на настроение ребенка, но и на его сон, аппетит. Если ребенок страдает в глубине души, но не выражает своих чувств, то это является проблемой. Родителям нельзя уничтожать человеческое достоинство ребенка. В семье должен царить мир в отношениях между матерью и отцом.
«Посмотрите со стороны – насколько счастлив ваш ребенок. В случае возникновения проблемной ситуации не стоит всю ответственность перекладывать на учителей. В любом случае родители должны глубоко осознать, что есть технологии решения проблемы буллинга», – подчеркнул Гарифуллин.
Травля взрослых и кибербуллинг
Травле подвержены не только школьники, но и их родители и учителя. Одни родители травят других при помощи родительских комитетов, и это серьезная проблема. Взрослые забывают, что это школа. Члены родительского комитета начинают применять методы конкурентной борьбы по отношению к другим взрослым.
«Это разборки взрослых, и школа здесь ни при чем. В таких случаях нужно собирать всех родителей на общешкольном собрании, делать эти факты предметом огласки», – отметил психолог.
Кибербуллинг (травля в интернете) в отношении взрослых людей – серьезная проблема, которая тоже может довести до суицида. Кибербуллинг сегодня стал методом конкурентной борьбы. Он стал частью деструктивной культуры общества. К сожалению, вся Россия находится в состоянии внешнеполитической травли, отмечает психолог. Внутри самой страны тоже наблюдается политический и экономический буллинг в силу конкуренции разных институтов.
Нет комментариев-