Уже давно ведутся разговоры о необходимости присвоения звания Героев России генералу Миннигали Шаймуратову, «черному генералу» Даяну Мурзину и водрузившему на рейхстаг Знамя Победы Гази Загитову. Известно, что уже были обращения по этому поводу к главе Республики Башкортостан. В этом году благодаря Радию Хабирову, наконец, присвоили звание Героя России Шаймуратову. В парке Победы в Казани был установлен монумент Воину-победителю, прообразом которого стал также Гази Загитов — вот как Татарстан почтил память героя. А Даян Мурзин? Герой Чехословакии, «черный генерал» все еще остается без должного внимания.
Но, кажется, лед может тронуться. Недавно глава Республики Башкортостан Радий Хабиров во время деловой поездки в Шаранский и Бакалинский районы побывал и в селе Ахманово. Здесь расположен музей выдающихся земляков — писателя Нажиба Асанбаева и Даяна Мурзина. Согласно официальным данным, в результате делового визита принято решение выделить 10 млн рублей на ремонт музея и здания дома культуры, где и расположен музей.
Даян Мурзин родился 20 января 1921 года в деревне Старые Балыклы (ныне Бакалинский район, Башкортостан). По национальности — татарин. Окончил Кушнаренковское педагогическое училище, работал сельским учителем, директором школы. В мае 1941 года окончил Рижское военное училище. В 1942 году начал агентурную деятельность. С августа 1942 года действовал в качестве агента в 1-й штабной роте Туркестанского легиона. В 1943 году на подпольной работе в Донбассе в городе Сталино. В декабре 1943 года с группой разведчиков в Молдавии организовал партизанский отряд имени В. М. Молотова. В 1944 году учился в Специальной школе разведчиков партизанского движения Украины. В августе 1944 года в составе группы словацко-чешских разведчиков заброшен в Словакию для организации партизанского движения. Вместе со своей группой Даян Мурзин уничтожил более 4 тысяч фашистов, они взорвали 60 эшелонов. Был известен под прозвищем Черный Генерал. Известно, что Гитлер считал Даяна Мурзина личным врагом.
Даян Мурзин — Герой Чехословакии, почетный гражданин 16 городов Чехии, Словакии и Моравии. Удостоен 86 орденов и медалей. Умер в 2012 году в возрасте 90 лет.
Мурзины — известный род
В Башкортостане ни у кого не возникает вопросов относительно национальности Даяна Мурзина. Никто не сомневается в том, что он татарин. «Мурзины — известный род. У нас все знают, что их династия принадлежит татарскому народу. Они не могли бы указать себя башкирами, даже если сами бы этого пожелали», — говорят местные.
Мы собрали информацию об известном роде и их родине.
Дети деревни Старые Балыклы сейчас учатся в соседнем селе Ахманово. Школьный музей был организован еще при жизни Даяна Мурзина.
Музей работает в сельском клубе. Здесь расположены экспозиции Даяна Мурзина и Нажиба Асанбаева.
Ахманово — чувашское село. В этой местности живет многонациональный народ, среди которых есть русские, чуваши, кряшены, татары, башкиры и даже немцы.
История деревни Старые Балыклы
(По рассказам учителя истории Ахмановской школы Натальи Анатольевны Дмитриевой)
Даян Мурзин родился в селе Старые Балыклы. Оказывается, в народе его еще называют и Тюменские Балыклы. Еще есть Новые Балыклы — кряшенская деревня. Деревня основана в конце XVII века. Раньше ведь существовала кантонная система. Деревни на этой стороне исполняли функции обороны, здесь стояли Нагайбакская (Нагайбацкая) и Бакалинская крепости. На эти земли перевели уральских казаков — кряшен. А позже сюда переселились татары, и вот их называют тюменскими татарами. Но не путать с городом Тюмень! Они не могли поладить с казаками, поэтому разделили территорию. Об этом существует интересная легенда.
Якобы местные татары-мусульмане и кряшенские татары поспорили: «Кто должен жить на правом, а кто — на левом побережье реки Сюнь?» Решили бросить жребий. Палку, коей должны были провести жеребьевку, закрыли в церкви и приставили к ней охранника. Ночью татары пришли, отмерили, сколько было нужно, и отрезали длину в свою пользу. Таким образом тюменские татары одержали верх и остались на левом побережье. Они и основали деревню Старые Балыклы. Род Мурзиных был среди этих татар.
А кряшены были обязаны перебираться на правое побережье — в Старом Балыклы осталось место их кладбища.
«Даян Мурзин никогда не бросал своих земляков»
Наталья Дмитриева, учительница Ахмановской СОШ: «Мурзины сами об этом не хвастаются, но я считаю, что их предки были «белых костей». Сами об этом не знают, конечно… Здесь народ относится к Даяну Мурзину с большим уважением. Я человек приезжий, работаю в данной школе уже 30 лет — все перед взором. Много раз мы проводили встречи и с Нажибом Асанбаевым, и с Даяном Мурзиным. Из села Старые Балыклы вышел еще один татарский писатель — Миассар Басыров, он рано умер. Проводили встречи и в его честь — в школу приезжали писатели.
Сейчас фамилия Мурзин встречается здесь не часто, раньше их было много. Да и сами деревни мельчают. Детей школьного возраста в селе Старые Балыклы не много, но деревня пока крепко стоит на ногах.
Мурзин многим помогал решить и бытовые проблемы, и юридические вопросы. Никогда не оставлял своих земляков. Пока работал, приезжал реже, но на пенсии зачастил на малую родину. Каждый его приезд превращался в праздник. Мы готовили концерты. Рядом со школой растет сосна, которую посадил Даян Мурзин.
«Мать Даяна Мурзина — из известного рода Еники»
О родословной Мурзиных рассказал племянник Даяна Мурзина.
Рамиль Рамазанович Мурзин, учитель истории Куштиряковской средней школы, сейчас на пенсии: «Известный нам предок — это пришедший из Тамбова Ибятулла бабай (1787 года рождения). Они обосновались в Старых Балыклах Бакалинского района. Его сын Бикмурза родился в 1818 году. Фамилия Мурзиным досталась от Бикмурзы бабая. Его сын — Галлямутдин (1850 г.р.), сын Галлямутдина — Фатхельбаян (1883 г.р.). Он и был отцом Даяна Баяновича и моего отца Рамазана Баяновича.
Есть интересный момент — сыновья Галлямутдина носят в основном фамилию Галлямов. И только сыновья Фатхельбаяна — Рамазан и Даян остались под фамилией Мурзин. Под этими двумя фамилиями и живет наш род.
Есть еще одна информация: супруга Фатхельбаяна Фатыма родом из Чекмагушевского района. Наша бабушка — представительница известного рода Еники.
У Фатхельбаяна бабая было девять детей. Выросли только пятеро: Нурлыгаян, Сажида, Галяветдин, Даян, Рамазан.
Галлямутдин бабай занимался торговлей, продавал мясо на бакалинском рынке. Больше торговал кониной. В людях этого края течет кровь торговцев. Понимая необходимость дать образование, Галлямутдин бабай отдал своего сына Фатхельбаяна в Бакалинскую церковно-приходскую школу. Решил — пусть обучается русскому. Бакалы находится недалеко от Балыклы, и Фатхельбаян ходил на учебу пешком. На втором году обучения ему пришлось бросить учебу, потому что деревенские старцы разузнали об этом и сказали Галлямутдину: «Оказывается, твой сын учится на попа, заканчивайте с этим!» Дед очень хорошо говорил на русском языке. И эти знания очень пригодились ему в будущем — он читал и писал письма, которые приходили в Первую мировую войну.
В годы коллективизации у деда отобрали его дом, и он вместе со всей семьей был вынужден жить в бане.
Из семьи Фатхельбаяна и Фатымы на войну ушли пятеро — четыре сына и зять. Когда мой отец в 1943 году уходил на фронт, уже было известно, что Имамутдин и Галяветдин погибли, а Нурлыгаян и Даян пропали без вести.
Нурлыгаян попал в плен на Волховском фронте. В 1945 году их освободили американцы и передали союзникам. Но вернуться в родной дом ему не пришлось — сразу же отправили на Колыму. Он рассказывал, что в Магадане встретил пожилого татарина, который всячески помогал ему. Нурлыгаян вернулся из лагерей ГУЛАГа живым.
Судьба Даяна не безызвестна — война началась, когда он учился в военном училище. На войне с самого первого дня. Был ранен, лежал в госпитале, а когда госпиталь захватили немцы, он убежал и примкнул к партизанским отрядам.
Мой отец и Даян абый вернулись с войны осенью 1945 года, чем несказанно обрадовали своих родителей».
Послевоенная жизнь героя и его семья
После войны Даян Мурзин заочно учился в Казанском юридическом институте. Значит, в биографии «черного генерала» есть пункт, связывающий его с Казанью. Работал в прокуратуре в Бакалинском, Дюртюлинском, Зианчуринском районах, был заместителем прокурора Башкортостана. Руководил Башкирской республиканской коллегией адвокатов, и с этой должности ушел на пенсию.
Супруга Даяна Мурзина — Надежда Павловна — была связисткой и медсестрой партизанского отряда. Там они и познакомились, вместе служили и после войны, в 1946 году поженились. Родился сын Игорь. Он был врачом, работал на военной кафедре в Уфимском государственном медицинском институте. Дочь Игоря звали Альбиной. Ее дочери — Карина и Маргарита.
Родной брат Даяна Мурзина — Рамазан Мурзин более 30 лет работал директором Куштиряковской школы. Рамиль Рамазанович, который рассказал нам историю рода Мурзиных, тоже выбрал профессию отца и окончил исторический факультет. Продолжил работу отца в той же самой Куштиряковской школе.
«В нашем роду много юристов, врачей, учителей, — говорит Рамиль Мурзин. — Даян абый очень дорожил родственными отношениями. К нему приходили с просьбами все родственники, да и просто жители нашего района, и он никому не отказывал в помощи.
Даян абый был не очень красноречив. А Фатхельбаян бабай, наоборот, любил много говорить. Нурлыгаян абый и мой отец пошли в отца в этом плане и тоже любили поболтать. Когда они собирались вместе, мы старались не пропустить ни единого слова, слушая их за печкой. Для нас это были уроки мужества. Говорили о войне, касались и политики, но все же главной темой оставалась война…
В Татарстане о Мурзине мало знают. Мы живем рядом с Азнакаевским районом — и даже там о нем ничего не знают».
Почему Мурзину не присвоено звание Героя России?
Рамиль Мурзин: «Много было разговоров о присвоении звания Героя, об этом и много писали. Писались коллективные письма. Ответа не последовало. Они встречались и говорили с Путиным в Братиславе. Ранее до этого в 1968 году, когда начались события в Чехословакии, Даяна Баяновича вызывали на Политбюро и отправили на место событий, потому что у него там было много друзей. Там он национальный герой. Несмотря на это, Героем России дядя не стал. Назвать причину не могу. Наконец, Шаймуратов стал Героем. Зазвучали теплые слова о том, что и Мурзину тоже нужно присвоить звание».
Наталья Дмитриева: «У нас есть надежда, что Мурзину тоже присвоят звание Героя России. Школа писала прошение многократно, есть и группа активистов. Речь об этом ходит уже давно. “Он Герой Чехословакии. Он не освобождал Советский Союз”, — якобы таков был ответ. Но эти слова абсурдны».
Нет комментариев-