Один из трендов банковского рынка — консолидация и укрупнение банковских групп. Расскажите о результатах консолидации банков под брендом Бинбанка. Что это дало клиентам?
Петр Морсин (П.): На данный момент мы провели консолидацию 11 российских банков под брендом Бинбанка. Это были как крупные банки, известные лидеры на федеральном рынке так и сильные региональные банки, пользующиеся доверием среди клиентов.
На текущий момент Бинбанк — один из крупнейших частных банков в стране с отделениями от Калининграда до Владивостока. Эффект масштаба очень важен для наших клиентов, потому что банки крупного федерального уровня могут предложить более интересные технологические решения и всю линейку современных продуктов по разумной цене. Консолидация всегда идет на пользу рынку, он становится более прозрачным и стабильным.
Назовите особенности идеального современного банка…
П.: Для меня слово «идеальный» значит «тот, к которому ты должен стремиться». Идеала в природе, как мы знаем, не существует. Но если говорить о том, какой мы строим банк, то первое — мы строим открытый Бинбанк, прозрачный для всех заинтересованных сторон — прежде всего для клиентов, партнеров и, конечно, сотрудников.
Также технологичность. Сегодня очень многие банкиры говорят о необходимости внедрять новые технологии, о диджитал-революции, которая начиналась несколько лет назад и продолжается сегодня. Банк должен соответствовать этим трендам. У нас для этого есть отдельный проект, который называется «Бинбанк Диджитал», где мы отрабатываем самые свежие технологии — карточный бизнес, интернет-банк, мобильное приложение.
Действительно, сейчас все финансовые организации активно развивают диджитал-каналы. Что еще в этом сегменте делает «Бинбанк»?
П.: Как я уже сказал, мы выделили диджитал-технологии в отдельный банк. Ими у нас занимается отдельная команда. Мы разработали хороший самостоятельный интернет-банк. Не так давно он получил первое место в рейтинге одного из самых уважаемых аналитических агентств, которое специализируются на исследованиях в сфере интернет-бизнеса. Мы, насколько динамично наша клиентская база начинает пользоваться дистанционными каналами. Сегодня каждый седьмой вкладчик предпочитает открывать счет через дистанционный канал. И этот показатель будет расти.
Означает ли это, что классические офисы будут вытеснены этими приложениями?
П.: Разумеется, нет. Нельзя не замечать такой тренд, что многие сегодня уходят в «цифру». И на текущий момент через наш интернет-банк и приложение можно совершить большую часть типовых банковских операций.
Однако есть еще большая категория услуг, которая требует личного визита в отделения. Например, я не думаю, что клиенту будет комфортно получить, скажем, ипотечный кредит на 20 лет без визита в банк. Конечно, ему захочется посмотреть, что это за банк, где он находится, что за люди в нем работают, в конце концов, внимательно прочитать договор. Или, например, открытие вклада на крупную сумму. У нас есть опция открытия вклада через интернет-банк, а кроме того — мы даем за это повышенную доходность. Но я считаю, что клиенту важно, чтобы опция визита в офис была, чтобы он мог пообщаться с персоналом, задать все необходимые вопросы.
Во многих городах Бинбанк запустил кампусные проекты. Расскажите об этом направлении. Чем банку интересны студенты?
П.: Несколько лет назад мы приняли решение развивать цифровую экосистему для вузов. Мы не просто зачисляем стипендии студентам или заработную плату преподавательскому составу через нашу карту. Мы предоставляем возможность через нашу карту получить доступ к цифровым технологиям — устанавливаем систему доступа в вуз, то есть турникеты, которые работают на пропуск от прикосновения нашей карты. Карта становится и цифровой зачетной книжкой, и журналом учета успеваемости, и цифровым читательским билетом. Ряд вузов уже разрабатывает мобильное приложение, которое интегрировано с нашим мобильным интернет-банком.
На сегодня в России есть уже 10 крупных региональных вузов в которых мы реализовали такие проекты. Это широкая территория — мы сделали один проект на Дальнем Востоке, несколько проектов Сибири, несколько проектов в Центральной части России, готовимся запустить новые проекты на Юге. Еще 10 учебных заведений у нас находятся в фазе подписания контрактов.
Мы видим в этом будущее, потому что понимаем: сегодняшние студенты это завтрашние работники предприятий, топ-менеджеры, руководители, собственники компаний. Чтобы в будущем они сделали выбор в пользу нас, нужно работать уже сегодня.
Но сегодня банки активно работают не только с молодежью, но и с пенсионерами. Чем они вам интересны?
П.: Пенсионеры для нашего банка — это одна из наиболее интересных клиентских категорий. Клиент-пенсионер интересен потому, что он заинтересован в сбережении, в накоплении денег. По моему опыту, это наиболее устойчивый вкладчик, который готов работать с банком на долгосрочной основе.
Сегодня среди частных банков мы располагаем одной из крупнейших клиентских баз пенсионеров в стране, у нас порядка миллиона клиентов старшего возраста. Они активно пользуются нашими банковскими картами. Мы сегодня кредитуем пенсионеров и специально увеличили возможный максимальный возраст кредитования людей пенсионного возраста. Для нас это интересный сегмент.
Регулятор последовательно снижает ключевую ставку. Чего ждать потенциальным заемщикам?
П.: Это хороший знак для потенциальных и для действующих заемщиков, потому что, когда снижается ставка ключевая ставка банка России, сразу же снижаются ставки по привлечению вкладов. Это реакция рынков, реакция других банков, и, когда снижается стоимость привлечения денег, у банков сразу появляется возможность кредитовать заемщиков по более интересной процентной ставке. Поэтому это хороший знак.
Когда, по-вашему, лучше открывать вклад?
П.: Вы знаете, открытие вклада — это всегда очень личный вопрос. Но если говорить об объективных тенденциях, то ключевая ставка вероятнее всего будет и дальше снижаться, соответственно доходность по рынку тоже до конца года сыграет на понижение. Поэтому имеет смысл открывать вклад сейчас, чтобы зафиксировать доходность, как минимум на год…
А есть ли позитивные тенденции в кредитовании малого и среднего бизнеса?
П.: Позитивная тенденция в том, что снижение уровня процентных ставок делает кредиты для предприятий малого и среднего бизнеса более доступными. Это безумие, когда процентные ставки по кредитованию производственного предприятия малого и среднего бизнеса, составляют 25 — 35 процентов годовых. Очень сложно такую процентную ставку отработать, рассчитаться с банком, заплатить проценты за кредит. Сейчас ставка снижается, кредиты для малого и среднего бизнеса становятся более доступными. Очень важно, что сегодня есть много программ, которые стимулируют развитие малого и среднего бизнеса на уровне государства. Это всегда поддерживает спрос и помогает банкам сформировать выгодное предложение.
Как вы оцениваете стабильность банковской системы в целом?
П.: Сегодня мы видим, что ситуация стабилизируется. Мы уже не чувствуем такой волатильности, а наша доля на рынке обменных банковских операций в стране около 5 процентов. Мы видим, что волатильность снижается, что объем валюто-обменных операций у населения тоже снижается. Это говорит о большом доверии к национальной валюте, к рублю, и это очень хорошие факторы для всей банковской системы нашей страны.
Также сегодня на рынке наблюдается всплеск недобросовестной конкуренции. Что вы можете сказать по этому поводу?
П.: Оценку недобросовестной конкуренции в банковской отрасли должны давать соответствующие компетентные органы — Банк России и Федеральная антимонопольная служба. Да, мы видим периодические информационные вбросы и даем все разъяснения нашим клиентам. На нашем сотрудничестве это никак не отразилось, и мы видим, что клиенты относятся к этому с пониманием. К большим структурам всегда повышенный интерес. Однако Сегодня банковская система в целом довольно стабильна, а значит любые сложности и кризисы — вполне преодолимы.
На правах рекламы
Нет комментариев-