– Владимир Николаевич, что такое – фестиваль «Эко Берег-2018», который пройдет осенью в Казани?
– Международный архитектурный фестиваль «Эко Берег-2018» пройдет в Казани с 4 по 6 октября. Идея его проведения в столице Татарстана была озвучена в ноябре 2017 года президентом Союза архитекторов России Николаем Шумаковым после проведения очередного фестиваля. Казань – один из волжских городов, обширные территории здесь соприкасаются с водой. Ежегодный фестиваль «Эко Берег-2018» проводится, начиная с 2010 года в сентябре-октябре. Его учредителями являются Союза архитекторов России и Союз московских архитекторов. В Казани он проводится при поддержке Кабинета министров РТ, исполкома Казани, Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, Союза архитекторов РТ. В 2010 году фестиваль проходил в Анапе, а в последующие годы в Зеленогорске, Сочи, Одессе, Москве, Баку и Нижнем Новгороде. Это итоговое мероприятие программы «Эко Берег», самым главным событием которого станет архитектурно-градостроительный конкурс по заданной тематике.
– Какую территорию в Казани ждут глобальные изменения по итогам конкурса на лучшую концепцию реконструкции набережной Волги?
– В Казани мы выбрали территорию для детальных преобразований на участке от Речного порта до Кировской дамбы. В качестве исходных данных мы давали конкурсантам более обширную территорию – от так называемого будущего казанского финансового района (Старо-Татарской слободы). Это часть грузового порта и промышленных территорий. В дальнейшем предполагается реорганизация этих промышленных площадок, включая Адмиралтейскую Слободу. Участникам конкурса предложена достаточно обширная территория. Заявки на конкурс принимались до 17 августа, работы принимаются до 21 сентября. На сегодняшний день подано 79 заявок, в том числе 11 международных – из Китая, Великобритании, США, Турции, Болгарии, Италии, Канады Австралии. Также поступила 21 заявка от архитекторов Казани. Кроме того, подано много заявок от представителей Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Самары, Краснодара, Белгорода, Уфы, Кисловодска, Владимира и других городов страны.
– Кто входит в состав жюри конкурса?
– В качестве председателя жюри предложена кандидатура мэра Казани Ильсура Метшина. В состав жюри войдет главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Кроме того, предполагается участие председателя Белорусского Союза архитекторов Александра Корбута, вице-президента Союза московских архитекторов Вячеслава Осипова и других. На сегодняшний день сформирована программа проведения международного фестиваля. Все основные мероприятия пройдут в ЦСК «Смена», неподалеку от железнодорожного вокзала. Там же будут организованы научно-практическая конференция по проблемам реновации прибрежных территорий Волги и мастер-классы. Торжественное награждение победителей конкурса состоится в Казанской Ратуше.
– Почему для глобальной реконструкции выбрана именно эта территория?
– Казань – один из волжских городов. Практически все города на Волге имеют благоустроенную, ухоженную, активно развивающуюся и посещаемую набережную для горожан, гостей, туристов.
Казань, к сожалению, не имеет благоустроенную набережную. Набережная здесь существует с 1957 года, когда построили ГЭС, появились защитные сооружения по берегам реки. В те времена она функционировала как пешеходная зона, но со временем пришла в упадок, превратилась в депрессивную территорию. И хотя там компания «Таиф» присутствует, на полуострове «Локомотив» яхт-клуб существует и развивается, но в целом набережная безлюдная и безликая. Все эти проблемы были обозначены участникам конкурса в техзадании. Почему так произошло с данной территорией? Потому что она отчасти отделена железной дорогой и комплексом инженерных сооружений железнодорожного вокзала. Все эти проблемы должны решить в своих работах авторы проектов.
– Какая награда ждет победителей конкурса?
– Победитель конкурса проектов по реконструкции набережной Волги в Казани получит преимущественное право для дальнейшей проработки проекта на отдельных условиях. Предусмотрены также денежные призы. Размер первой премии составляет 300 тысяч рублей, второй премии – 200 тысяч рублей. Также предусмотрено две третьих премии в размере по 100 тысяч рублей. Кроме того, партнеры фестиваля назначат свои призы и награды.
– Какие требования включает в себя техническое задание конкурса?
– В техническом задании все четко расписано. Проектная часть должна содержать функциональное, событийное наполнение, транспортную и пешеходную доступность территории, экологические аспекты и инженерную защиту. Немаловажной составляющей являются предложения по экономике и управлению территории в дальнейшем, включая объекты торговли, а также фирменный стиль и дизайн. В новом генплане Казани, который должен быть утвержден в конце этого - начале следующего года, эта территория обозначена как рекреационная. Пляж попадает под разрешенные виды ее использования. Что будут предлагать конкурсанты, будут ли они предлагать пляж или нет – неизвестно. Думаю, что пляж в любом случае будет, только уже в более цивильном, благоустроенном виде.
– Каковы сроки реализации проекта?
– Реконструкция набережной завершится в Казани летом 2020 года, когда республика будет праздновать 100-летие образования ТАССР. Территория действительно непростая и потребует немалых финансовых вложений. Так что будем над этим работать. Никаких конкретных сумм под реализацию проекта пока не предусмотрено, поскольку пока еще нет конкретных проектных наработок. В техническом задании суммы тоже не определяются. Однако участникам конкурса предоставлен подробный исходный материал: фотографии, исторические справки и материалы, все проекты планировки данной территории, а также концепции развития Старо-Татарской и Адмиралтейской слободы, нового казанского финансового района и многое другое.
– Сейчас у этой территории есть какие-либо собственники?
– Да, как я уже говорил, там есть «Таиф» (полуостров Локомотив, яхт-клуб). Есть муниципальная земля. Конкурсанты должны учесть в своих работах все намерения собственников. Собственники земли не входят в состав жюри конкурса. Однако жюри оценит все пожелания и аспекты. Работы, которые будут выбраны, будут потом повторно обсуждаться, чтобы еще более предметно подойти к данному вопросу.
– Подвергнется ли изменениям речной порт?
– Речной порт останется на прежнем месте. Пока никаких планов по данному объекту не предусмотрено. Там уже проводилась реконструкция. Речной порт сейчас используется не полностью, не на сто процентов. Когда территория в целом оживет, он насытится функциями и заработает совершено по-иному. В дальнейших планах предусмотрена реорганизация и реновация территории южнее – грузового порта, промышленных зон. Концепция развития казанского финансового района есть, и она будет реализована. Мы еще увидим, как эта территория преобразится.
Нет комментариев-