Зима-2020: автобусы снова в беде
В очередной раз перевозчики Казани начали жаловаться на финансы и предрекать разорение. История не нова: в этом году по бизнесу ударила пандемия, в 2019-м — льготники, в 2016-м — транспортные карты. После каждого кризиса казанцы платят за проезд все больше, но проблема возвращается.
«В этом году была зафиксирована рекордная цифра — пассажиропоток весной упал более чем на 80%, а транспортную работу никто не отменял. Нужно, как обычно, обслуживать и заправлять автобусы, всем сотрудникам выплачивать зарплаты»председатель Ассоциации автотранспортных предприятий РТ Сергей Темляков
1 ноября с рынка ушел перевозчик, обслуживавший 70-й и 71-й маршруты, а ранее не стало перевозчика «Агромир», который работал на 62-м маршруте.
Транспортники сетовали на миллионные убытки осенью прошлого года. Тогда они просили поднять стоимость проезда в автобусах до 30-40 рублей, а некоторые жаловались, что пришлось продать автобусы.
Теперь во всем виновата пандемия
В прошлом году транспортники винили в своих бедах льготников, но появился новый злодей — коронавирус. Пускай из-за него транспортникам предоставили меры федеральной поддержки, отсрочки по лизингу. Этого мало. Деньги брать неоткуда, долги никуда не денутся.
«Некоторые лизинговые компании пошли навстречу, дали отсрочку. Правда, она заканчивается с нового года. Нужно будет платить лизинговые платежи не только за текущий период, но и выплачивать накопившиеся долги. Работникам надо повышать зарплату. Иначе сотрудники, которых и так не хватает, уйдут. Им нужно кушать, а цены на продукты в магазинах повышаются» Сергей Темляков
Чтобы снизить убытки, перевозчики начали сокращать нерентабельные рейсы в вечернее время. Еще они хотят помощи от Правительства РТ, например адресной субсидии. Про компенсацию за льготников тоже не забыли. Просить повышения цен на автобусы пока не решаются.
«Говорить о необходимости повышения тарифов не могу. Пока не считали»Сергей Темляков
Цены на проезд растут по одному сценарию
История с повышением всегда начинается с подобных заявлений о бедственном положении. Потом автотранспортные предприятия обращаются в Госкомитет по тарифам. Если тот не реагирует и требует больше доказательств, перевозчики идут на крайние меры — активно информируют о своих проблемах через СМИ (как в 2019 году или сейчас) или публикуют открытое письмо к властям (как в 2016 году).
Затем начинается череда обсуждений: сначала поиски компромиссной цены на проезд вместе с мэрией Казани, а затем поиск общего решения. В конечном счете стоимость проезда увеличивается. Радует, что власти устанавливают цену меньше той, о которой просили перевозчики. Например, в 2019-м цена билета при покупке наличными составила не 40 рублей (как просили перевозчики), а тридцать. А при оплате транспортной картой еще меньше — 27 рублей.
Цену билета на «краснобус» уже трижды повышали — вот как менялась стоимость проезда по транспортной карте
- 2014 год — цена выросла с 19 до 20 рублей
- 2016 год — цена выросла с 20 до 25 рублей
- 2019 год — цена выросла с 25 до 27 рублей
Противостояние автобусников с мэрией — правда или фикция?
Обычно транспортники требуют резко и существенно повысить цену на проезд, потом ведут переговоры с властями. В итоге стоимость увеличивается, но цена оказывается меньше той, о которой просили перевозчики. Это похоже на компромисс. Но правда ли перевозчики и власти — по разные стороны баррикад?
В Ассоциации автотранспортных предприятий сейчас 12 членов из Казани. Недавно их было 14, но из-за долгов двое ушли с рынка.
Среди перевозчиков есть муниципальные «тяжеловесы» — ПАТП № 4 и ПАТП № 2. Они принадлежат Комитету земельных и имущественных отношений казанского исполкома. Эти перевозчики обслуживают подавляющее большинство автобусных маршрутов. Недавно забрали еще парочку за счет обанкротившихся «Агромира» и ИП Умарова.
Муниципальные ПАТП катают казанцев на 70% маршрутов. Значит, в большинстве случаев перевозчики и городские власти заодно. Поэтому спектакль «злые транспортники хотели поднять цены на 50 рублей, но добрый мэр решил, что повысит только на 5 рублей» выглядит неправдоподобно.
Это страшное слово «лизинг»
Перевозчики часто сетуют на неподъемные лизинговые платежи, но кому они их платят?
«На сегодняшний день все перевозчики находятся в убытках. По нашему предприятию долг перед поставщиками составляет порядка 40 млн рублей. Выросли пенсионные расходы, стоимость запасных частей, поэтому ситуация очень тяжелая», — жаловался директор муниципального ПАТП № 4 Айрат Исхаков в 2019 году.
Недавно муниципальным ПАТП достались новые автобусы на метане от «Государственной лизинговой компании» с 60-процентной скидкой. Еще эти ПАТП брали автобусы у лизинговой компании «КАМАЗ» и других лизингодателей.
«За последние три года муниципальными автотранспортными предприятиями приобретено 236 автобусов по договору лизинга, в том числе с АО „Сбербанк Лизинг“ — 120 автобусов, с АО „Лизинговая компания КАМАЗ“ — 63 автобуса и с ПАО „Государственная транспортная лизинговая компания“ — 53 автобуса»исполком Казани
Городские власти заверили, что из-за «коронакризиса» муниципальные маршруты тоже пострадали. Пасcажиропоток снизился, доходы упали.
«Муниципальные унитарные предприятия за 9 месяцев 2020 года имеют балансовые убытки»исполком Казани
Несмотря на якобы растущие долги, у муниципальных перевозчиков пока не отнимали автобусы. А вот, например, у «Агромира» лизингодатель «КАМАЗ» автобусы изъял.
Четыре года назад муниципальные ПАТП № 2 и 4 взяли крупную партию автобусов у компании «Лизинг-трейд», связанной с казанским исполкомом через «Банк Казани». Согласно СБИС, «Лизинг-трейду» принадлежит 60% «Банка Казани», оставшимися 39% банка распоряжается Комитет земельных и имущественных отношений городского исполкома.
Тесная дружба насторожила антимонопольщиков. УФАС обнаружил сговор между «Лизинг-Трейдом» и казанскими ПАТП. Причиной стали заказы на автобусы для ПАТП № 4 и ПАТП № 2 почти на 1 млрд рублей. Срок лизинга этих автобусов еще не истек.
Как дела у частных перевозчиков: нет денег на долги и топливо
Независимые перевозчики жалуются на бедственное положение. «Байлык № 3» на рынке уже 11 лет. Согласно СБИС, сейчас у компании нет денег на погашение текущих долгов. Своих пассажиров «Байлык» катает на «НЕФАЗах». Неясно, чьи это автобусы, ведь информация о лизингодателе скрыта. В прошлом году предприятие активно выступало за повышение цен на проезд.
«Наше требование, чтобы мы не остались без автобусов, которые сейчас лизинговая компания пытается отсудить у наших коллег, поднять [плату за] проезд по безналу до 30-31 рубля, наличными — до 40 рублей»,настаивал в 2019 году первый замдиректора ООО «Байлык № 3» Руслан Юсупов.
О проблемах с деньгами открыто говорит «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие № 7» (КПАП № 7). В июне перевозчику якобы не хватало денег на топливо и зарплаты. Директор компании даже записал видеообращение. Согласно СБИС, компания взяла четыре автобуса Lotos в 2018 году у московской «Лизинговой компании независимого строительного банка». Срок лизинга истекает 31 августа 2021 года.
В похожем положении оказался «Республиканский автовокзал». У компании недостаточно денег на погашение долгов и есть риск банкротства, согласно СБИС. Автобусы компания брала у разных лизингодателей: у «Восток-Лизинга», «Лизинговой компании малого бизнеса РТ» (которая связана с Торгово-промышленной палатой РТ), московской компании «Финаренда».
Еще несколько маршрутов в Казани обслуживают частники — ИП. Они держатся в тени и высказываются не так громко, как остальные. Так что известно о них немного. Среди ИП много однофамильцев: Роберт Гилязов, Фарид Гилязов, Альберт Гилязов. Они возят казанцев на автобусах N 37, 89a и 89. Особняком держится ИП Рустем Идрисович Беляев, обеспечивающий работу 35-го автобуса.
Перевозчик «УМ-4» продолжает работу, несмотря на проблемы в прошлом — в 2016 году директора предприятия обвинили в мошенничестве. В прошлом году предприятие обновило половину автобусов, так что платежи по лизингу выросли и перспектива остаться без автобусов стала более реальной.
«Не за горами то время, когда и к нам придут за автобусами. Большая часть наверняка останется без своего парка, а от этого пострадают пассажиры, говорил директор «УМ-4» Рустем Гараев в конце 2019-го.
«Республиканский автовокзал-07» может постигнуть судьба «Агромира», покинувшего рынок перевозок (тем более что учредитель у обеих компаний один и тот же — Андрей Логинов). В сентябре этого года Федеральная налоговая служба приостановила операции по счетам предприятия, по данным СБИС.
Пока перевозчики надеются на помощь от Правительства Татарстана: ждут содействия в покрытии убытков, возможно, адресной субсидии. Чтобы сэкономить, уже начали уменьшать число автобусов на маршрутах. Как будет развиваться ситуация и приведет ли она к привычному повышению цен — покажет время.
Нет комментариев-