Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Перестановки в Правительстве, «татарские» дороги, полилингвальные школы и жилье для молодежи: о чем говорил Рустам Минниханов с представителями ведущих СМИ

Перестановки в Правительстве, «татарские» дороги, полилингвальные школы и жилье для молодежи: о чем говорил Рустам Минниханов с представителями ведущих СМИ
Президент Татарстана Рустам Минниханов встретился с главными редакторами ведущих изданий. «Татар-информ» публикует стенограмму встречи.

Минниханов Р.Н.:

Хәерле көн барыгызга да, исәнмесез.

Добрый день, уважаемые коллеги, друзья! Рады приветствовать вас в Казани в преддверии крупного международного события –                           45-го чемпионата мира "Ворлдскиллс", который будет проходить у нас, в нашей стране, в России, в городе Казани. 22-го числа открытие, а 27-го будем завершать. Очень большое событие, 63 страны представлены и вообще очень серьезная была подготовка к чемпионату. Огромная поддержка со стороны руководства страны, Президента, Премьер-министра. Председателем оргкомитета назначена Голикова Татьяна Алексеевна.

Все идет свои чередом, ну и в принципе есть добрые традиции у нас – встречаться с представителями ведущих СМИ.

Господин Брилев, нам просто повезло, что вы оказались рядом с нами. Поэтому мы сегодня поговорим о тех процессах, которые идут в нашей республике. Наверное, у вас тоже есть вопросы, потому что средства массовой информации – это не только способ передать информацию потребителю, гражданам республики, это обратная связь, когда мы видим, какая реакция населения на те или иные наши решения.

В принципе у нас в правительстве еженедельно те или иные темы по желанию прессы представляются.

Тем не менее есть, наверное, какие-то вопросы, интересы у наших зрителей, которые вы сможете задать сегодня.

Я еще раз вас приветствую. Пожалуйста.

Хабибуллина С.Н., АО «Телерадиокомпания «Новый век»:

Рөстәм Нургалиевич, Сез Ворлдскиллстан башладыгыз. Мин шуның белән дәвам итим әле. Бу хокукны безнең республика, Россия 2015 елда алган иде. 4 ел вакыт сизелмичә дә узып киткән. Менә Сез Ворлдскиллс әләмен күтәрдегез. Бу зур әзерлекнең беренче нәтиҗәсе дә бар. Май аенда Россия чемпионатында Татарстан җыелмасы беренче урын алды, медальләр саны буенча. Без медальләрне, әлбәттә, бу чемпионаттан да көтеп калабыз. Шушы зур халыкара вакыйга алдыннан Сез үзегез нинди хисләр кичерәсез һәм анда катнашачак Татарстан егет-кызларына, аларның әти-әниләренә, тренерларына ниләр теләр идегез?

Минниханов Р.Н.:

Әлбәттә, бу бик зур вакыйга безнең илебез өчен. Без көрәшкәндә шушы чемпионат Россиядә үтсен дигәндә бик зур көч куйдык. Безнең Бельгия шәһәре һәм Франциянең Париж шәһәре белән көрәшергә туры килде. Әлбәттә, дөнья торышлары безнең файдага түгел иде. Санкцияләр, тегесе, монысы. Аңа карамастан, без Казанны матур итеп күрсәттек, Россияне матур итеп күрсәттек. Һәм шушы вакыйга менә безнең Казанда үтәчәк.

Икенчедән, без бу Ворлдскиллс системасында 2015 елдан Россия күләмендә. Бу нәрсә белән бәйле? Беренчедән, без эш кешесе, хезмәт кешесенең дәрәҗәсен күтәрергә тиеш. Бүгенге көндә ул дәрәҗә тиешле урында түгел. Шуңа күрә уку йортлары, менә шушы һөнәргә өйрәнү центрлары – без моңа бик зур игътибар күрсәттек, ил күләмендә дә моңа игътибар үзгәрде, безнең республика күләмендә дә. Менә 31 центрны без тәртипкә китердек. Бу тагын да ел саен артачак бу центрлар. Һәм моның нәтиҗәсен без шушы май аенда Россия чемпионатында күрдек. Татарстан бу чемпионатта беренче урынга чыкты. Без Мәскәүне дә узып чыга алдык. Шуңа күрә ул бик зур хезмәт, ул укытучылар хезмәте, ата-аналар хезмәте, шушы безнең балаларыбыз хезмәте. Без моның белән горурланабыз. Менә бүгенге көндә бик зур эш безнең алда – шушы чемпионатны зур дәрәҗәдә үткәрергә һәм тырышырга Россиянең командасы алдынгы булырга тиеш. Аның өстендә эш бик зур бара Россия күләмендә дә, Татарстан күләмендә дә. Һәм, мин ышанам, без моннан бик күп үзебезгә файдалы практикалар, күп танышулар алачакбыз. Шуңа күрә бу ачылуга безнең Премьер-министр килергә тиеш. Дмитрий Анатольевич Медведев. Әгәр дә уңай булса, ябылышына Президентыбыз Владимир Владимирович килергә тиеш. Шуңа күрә бик тырышып әзерләнәбез.

Хабибуллина С.Н., АО «Телерадиокомпания «Новый век»:

Рәхмәт.

Садыков Ш.М., «Татар-информ»:

Рустам Нургалиевич, сейчас очень много с высоких трибун говорится о масштабных республиканских проектах. Как по-вашему, они влияют на качество жизни людей? Татарстан какой-то новый проект сейчас еще готов предложить?

Минниханов Р.Н.:

Вы, как татарстанец, должны реагировать, влияют ли эти проекты на качество жизни людей.

На самом деле работа должна строиться на системной основе – проектный офис, проектное управление. Некие вот эти элементы у нас уже заложены и мы уже, допустим, последние 10–15 лет активно стараемся решать те или иные задачи системно.

В рамках решения этих задач мы принимаем программы. Пять лет назад их было 27, сегодня их 40. Конечно, это связано с качеством жизни людей, это и школы, это и детские сады, это и больницы, это и садовые товарищества, это и агропромышленный комплекс, это и дороги. Это полный спектр, который работает. В разных районах от 25 до 35 программ реализуется.

Два года мы очень большие средства выделяем, чтобы все поликлиники республики были приведены в порядок, в один стандарт. Таких программ много.

Или взять школы, садики. Вы видите, дороги. Садовые товарищества, они забытые, нужно помочь им с дорогами. Я считаю, что эта работа дает результат.

Вот мы часто встречаемся с жителями республики в разных районах, населенных пунктах. И, конечно, приятно, приезжая, видеть фельдшерско-акушерский пункт, сделанную дорогу, уличное освещение. Это качество жизни. Конечно, нам еще много нужно работать, чтобы охватить все эти проблемы. Вы спросили, какая теперь задача стоит перед нами. Она очень амбициозная, ее озвучили наши коллеги из «Единой России», это проект «Наш двор». Сегодня мы где-то под 30% дворов привели в порядок. Каждый год мы выделяем определенные суммы, но этого недостаточно. Наши граждане, выходя из дома, в первую очередь оказываются во дворе. Мы, допустим, 328 объектов за последние 4 года привели в порядок – это общественные пространства: парки, скверы, набережные. Но когда во дворе некуда ребенку или взрослому человеку присесть, везде стоят автомобили, это, конечно, неприятно.

Сейчас идет большая работа. Во-первых, мы проводим инвентаризацию до 15 августа, мы будем иметь паспорт каждого двора республики. Сейчас уже «Единая Россия» с муниципалитетами занимается, идет обсуждение с гражданами, в какой форме и что бы они хотели видеть. В ближайшее время мы должны принять 3-летнюю программу. Мы хотим за 3 года решить эту задачу. Это очень большая программа, очень дорогостоящая, но я считаю, что сегодня мы эту задачу можем решить, для республики это подъемно. Это будет заметно каждому гражданину, жителю нашей республики. Мы такую программу ставим перед собой.

Нуриева Д.А., ГТРК «Татарстан»:

Рустам Нургалиевич, государственные программы направлены на повышение качества жизни людей. Насколько сами люди вовлечены в процесс их разработки? Как их мнение учитывается? Как вы работаете?

Минниханов Р.Н.:

Вы затронули очень важную тему. Мы хорошую компетенцию получили, когда приступили к программе вот этих парков, скверов, общественных пространств. Как вам известно, мы пригласили специалиста из Москвы – Наталию Фишман, которая на самом деле очень много привнесла, создала команду единомышленников, которая называется «Архдесант». Конечно же, мнение людей тоже должны формировать профессионалы, они должны рассказывать, показывать. И вот такую работу мы провели. Когда мы говорим о программе «Наш двор», эта система тоже будет работать.

Сегодня есть электронная услуга, когда люди могут проголосовать на нашем портале госуслуг. И мы ее будем использовать. Сегодня она используется полным ходом. Есть разные формы, есть сходы граждан, есть общественные слушания, есть референдумы.

Вот есть у нас такая форма, как самообложение, когда люди принимают решение сделать дорогу, родники отремонтировать, привести в порядок кладбище, и на референдуме они голосуют. На каждый рубль граждан мы выделяем 4 рубля, но в этом случае уже и объект, который был построен, будет под контролем граждан, и дальнейшая его эксплуатация будет организована совсем по-другому. Она у нас очень эффективно работает в сельских районах, поэтому надо понимать, что нужно людям.

А в принципе, я говорил, 40 программ. Как они появились? У нас есть система «Народный контроль», куда пишут наши граждане. Мы формируем пул тех проблем, которые есть в нашей республике, и исходя из критической массы того или иного направления, принимаем решение. Но а дальше, вы правильно сказали, в какой форме все это должно быть, двор ли, общественное пространство ли, — проголосовать должны граждане. Поэтому такая компетенция уже есть.

Вопрос:

Какой будет масштаб, только по строительству в городах?

Минниханов Р.Н.

Нет, все многоквартирные дома, но двор твоего личного индивидуального участка мы не будем трогать. Я сказал уже, что где-то 30% мы охватили. Все дворы мы должны за 3 года привести в порядок.

Мы это озвучим, мы скажем, какой двор в каком году сделаем. Может быть, кто-то из вас помнит, когда была Программа ликвидации ветхого жилья, Минтимер Шарипович ее тогда продекларировал, и было расписано, какие дома когда будут переселены. Эта программа была реализована до 2005 года. Примерно так же мы хотим сделать, чтобы люди знали, в каком году будет реализована программа в конкретном дворе за 3 года.

Вопрос:

Объем финансирования не известен пока?

Минниханов Р.Н.:

Объем финансирования нам обойдется не менее 50 млрд руб.

Брилев С.Б., программа «Вести»:

Рустам Нургалиевич, вы сейчас вспомнили о прошлом, я тоже себе позволю это сделать. Я вот раз 40 или 50 был в республике, но одно из первых ярких впечатлений было, когда «Ак Барс» играл с «Авангардом». Я пришел, и вдруг, несмотря на то что все происходило на рубеже веков, все трибуны скандировали «Россия, Россия!» Я так удивился, и мы сейчас, отвечая на татарском, использовали выражение «Россия командасы».

Хотел бы вам сказать, что мы – москвичи, в свою очередь «Татарстан командасы», потому что следим за республикой.

Одна опять же из очень ярких вещей, если возвращаться к прошлому, это, конечно, программа социальной ипотеки, которая здесь состоялась и заработала. Но теперь вы возглавили рабочую группу всего Федерального Государственного Совета как раз-таки по рынку жилья и по благоустройству. Но благоустройство, так или иначе уже прозвучало, а вот по рынку жилья.

Давайте все-таки я чуть-чуть федеральный и чуть-чуть республиканский вопрос задам. Осуществима вот эта история, заложенная в нацпроектах, к 2024 году в разы увеличить введение жилья?

И вот тут я себе выписал такое специально обученное слово, какое обычно читаешь в бизнес-газетах, но здесь волей или неволей надо проникаться. Эти самые эскроу-счета, они не помешают новой системе? 

Минниханов Р.Н.:

На самом деле есть очень амбициозная, очень сложная задача, которую поставил Президент. На самом деле наличие качественного жилья – это качество жизни людей. Как можно жить качественно, комфортно, если у тебя жилье некачественное, некомфортное и среда некомфортная? Это очень сложная задача – 120 миллионов ( кв.м жилья). Она сложная не в том, сможем ли мы построить столько. Мы можем 150 построить. Сегодняшние строительные ресурсы это позволяют. Мы сегодня 2 млн 400 кв. м строим жилье в республике, но нам надо выйти на 3,600– 3,700.

Брилев С.Б.:

А что же набирается тогда, покупательская способность?

Минниханов Р.Н.:

Вопрос покупательской способности. Надо сделать несколько вещей, которые мы донесли до Президента, но пока еще решение не найдено.

Первое – ипотека должна быть доступной. Мы говорим о тех гражданах, кому нужно жилье. Это молодые граждане. Которые хотят рожать детей, или те, у кого жилье небольшое, им надо расширяться. То есть, как правило, жилье покупают не взрослые люди, даже статистика говорит о том, что жилье покупает молодежь. Сегодняшняя ставка ипотеки была 8 с чем-то процентов, стала за 10, сейчас опять немного упала, но это непосильно для молодой семьи. Это не должно быть более 5 %. Что бы мы ни делали, что бы мы не говорили, мы построим жилье.

В начале года у нас было 16 тыс. коммерческих квартир, не проданных. И тем более было озвучено, что у нас будет ипотека до 7 % падать. Она поднялась, но люди же тоже ждут. Зачем он будет под 10 или 10,5 % оформлять, когда было сказано, что у нас будет 7 %? Я считаю, что не 7 %, а надо 5 %. Для многодетных, для тех, кто хочет более серьезно поработать над демографией, еще ниже сделать. Это первая задача. Построить, не вопрос.

Первое – это стоимость ипотеки. Она должна быть доступная, но не короткая. Наша социальная ипотека до 28 лет, то есть нужны длинные деньги. Банки должны иметь длинные деньги, чтобы решить эту задачу.

Вторая тема. Вот вы представьте, надо построить 120 млн кв. м жилья. Мы это построим. Нужны очистные сооружения, тепло, электроэнергия, то есть инженерные коммуникации, это очень серьезная тема и ее надо комплексно решать. Если там нет детского садика, школы, зачем там строить жилье? Молодая семья хочет родить ребенка, им нужен детский садик, школа, то есть комплексно надо подходить.

С места:

Стоянка нужна.

Минниханов Р.Н.:

Да, и стоянка. Вот мы сделали расчет только для нашей республики, чтобы вот эти 17,5 млн кв. м жилья за это время построить, и только на инфраструктуру нужно 67 млрд руб. Они же нужны за короткое время, это же большие деньги. Перекладывать эти суммы на людей, которые покупают жилье, это будет дорого. Вот это две задачи, которые мы озвучили Виталию Леонтьевичу Мутко, он проводил совещание здесь, у нас на днях. Мы об этом говорили.

Что касается эскроу-счетов. Знаете, это вынужденная мера. Огромное количество граждан страны оказались обманутыми. В некоторых случаях это были жулики, в большинстве случаев они собрали деньги и уехали за границу. В некоторых случаях это просто разбазаривание, неправильно потраченные деньги, неправильное вложение, или по заниженной стоимости собирали деньги. Но за эту стоимость жилье не построить.

Конечно же, руководство страны, правительство были вынуждены принять это решение, это эскроу-счета, то есть люди не теряют деньги, здесь есть гарантии.

Брилев С.Б.:

Но и бизнес не получается.

Минниханов Р.Н.:

Есть отрицательные моменты. Сегодня у многих застройщиков нет опыта, чтобы вести проектное финансирование. Это нужно оформить землю, отмежевать, проект нужен, юридические службы, целый комплекс таких сложных процессов.

И второе, только крупные банки имеют специалистов по проектному финансированию. Вот практически каждую неделю я приглашаю застройщиков и банки, идет такая работа. Мы организовываем учебу, мастер-классы. Я думаю, что этот определенный промежуток времени мы переживем, и научимся работать по схеме эскроу-счетов.

Брилев С.Б.:

Вы будете предлагать это на федеральном уровне распространять?

Минниханов Р.Н.:

Мы предлагаем, мы это озвучиваем, но чудес не бывает. На эти вопросы мы должны найти ответы. Это задача, которая поставлена Президентом страны, она не обсуждается, мы будем работать над тем, чтобы и стоимость ипотеки пересмотреть, и средства для решения инженерных вопросов найти. Здесь без федеральной поддержки решить эту задачу будет сложно.

Вавилова Е.В., KazanFirst:

Рустам Нургалиевич, нынешние национальные проекты – это уже не первый опыт проектного управления для нашей республики. Насколько эффективен этот механизм и как по-вашему, нет ли здесь некоего дублирования, когда деньги из бюджета, ну, например, на ремонт поликлиник, мы тратим и по национальным проектам, и по республиканским программам?

Минниханов Р.Н.:

Знаете, никакого дублирования нет. Президент подписал указ и на самом деле беспрецедентно, чтобы 12 таких направлений, в каждом из них много таких блоков, например, здравоохранение. Там только по нашей линии, по-моему, 7 блоков. Это решение самых насущных проблем, решение самых сложных проблем, до которых мы боялись дотронуться или ее решали постепенно. Поэтому все эти нацпроекты очень даже красиво и правильно вписались в те проекты, которые реализуются у нас в республике.

Ведь после 2024 года мы дальше будем жить, будут более серьезные и амбициозные задачи поставлены, поэтому проектное решение, комплексное решение этих задач, оно даст результаты. Есть разные суждения, разные разговоры. Вот знаете, если что-то мы сделаем во благо наших людей, это уже положительно. Все эти направления в интересах граждан и республики, и муниципалитетов, в целом нашей страны.

Поэтому мы активно по каждому направлению определили ответственных. Вот, например, 1000-летие Казани. Если бы его не было, Казань была бы другая. Если бы Универсиады не было, Казань бы тоже осталась как после 1000-летия. Любое событие возьмите.

Или, посмотрите чемпионат мира. Огромные слова благодарности, что чемпионат мира, во-первых мы выиграли, во-вторых доверили нам. Построили выставочный центр мощнейший, мирового уровня. То есть любая задача заставляет нас работать более усердно. И регион вкладывается, и федералы помогают. Это общая работа.

Вавилова Е.В.:

Можно уточнить? Вы сказали, что назначены ответственные. Кто отвечает в республике за нацпроекты?

Минниханов Р.Н.:

Самый главный ответственный – это я. Я пока работаю руководителем республики и за все отвечаю я.

По направлениям – здравоохранение, социальная сфера, агропромышленный комплекс, у нас есть вице-премьеры, все они ответственные. Ну и, конечно, начальник штаба – это Премьер-министр. Это нас держит в тонусе, и мы должны отчитываться перед нашими федеральными коллегами. У нас подписаны все соглашения с министерствами, которые ведут эти федеральные проекты.

Вавилова Е.В.:

Вот у каждого нацпроекта, естественно, есть целевые показатели. Интересно, что лично для Вас будет главным показателем того, что они успешно реализованы? 

Минниханов Р.Н.:

Просто вам будет комфортнее. Вот вам в Казани сейчас больше нравится или раньше лучше было?

Вавилова Е.В.:

Сейчас очень нравится.

Минниханов Р.Н.:

А это не значит, что мы все сделали и остановились. Мы должны сделать так, чтобы вам еще больше нравилось, не только в Казани, в Челнах, в Сабах, в Кукморе, в деревне, везде, но это большая и длинная дорога. Конечно, Казань – это столица нашей республики, здесь, конечно, приоритет, но это не должно быть в периметре столицы, в периметре районного центра. Нам важно, чтобы все это чувствовал каждый житель республики, каждый житель страны. Такую задачу Президент ставит.

Посмотрите по здравоохранению. Там такие параметры, просто так достичь невозможно, нужно полностью менять систему здравоохранения, использовать самые современные технологии. Самое главное, очень серьезно надо поработать по профилактике. Мы все время пытаемся людей лечить. Это надо делать, но очень мало усилий и средств мы тратим на профилактику.

Сельский житель, пока он не свалился, он в больницу не идет. У него нет времени, у него скотина, огород, дрова надо заготавливать и т.д. У них ментальность такая. Вот мы посмотрели некоторые регионы, там передвижные поликлиники. Мы сделали расчет, сколько нам нужно таких больших передвижных поликлиник, чтобы каждый год мы полностью все населенные пункты обследовали. Они могли в город поехать, в райцентр, но они не едут, 10 % всего поедут.

Я был в Тетюшах, один комплекс посмотрел, очередь стоит. Он пришел, он знает, в какое время ему прийти. Если сосед сходил, они тоже все туда идут. У нас будет 4 мобильные поликлиники, в конце месяца мы все 4 задействуем. Они закреплены за ведущими медицинскими центрами Казани, Челнов и Альметьевска. И мы каждый день будем контролировать, как они работают. Это современные комплексы. Мы специально купили КАМАЗы повышенной проходимости – тягачи, чтобы они могли заехать в любой населенный пункт. Врачей тоже привозим на комфортных автобусах.

Я в Тетюшах посмотрел, очень люди довольны и я уверен, что от этой работы будет польза. Мы до этого не доходили, но мы видим, если мы этого делать не будем, у нас задача, которая перед нами поставлена, будет невыполнимой. То есть нужны некие серьезные решения.

Хабибуллина С.Н.:

Рустам Нургалиевич, какие у нашей республики планы по онкологии?

Минниханов Р.Н.:

На самом деле вопросы онкологии очень серьезные и вот эти крупные центры оснастить самым современным, но опять-таки самое главное в профилактике и выявлять все эти проблемы в начальной стадии.

Вот в Тетюшах мне сказали, они два–три дня проработали, троих отправили на дообследование. То есть это очень важно, чтобы в начальной стадии мы могли отреагировать.

Один из серьезных блоков – это онкология, сердечно-сосудистые заболевания, еще ряд, 7 направлений.

Шерстнев С.В. – ТК «Эфир»:

Рустам Нургалиевич, возвращаясь к нацпроектам в целом. Их в общем-то сравнивают с майскими указами Владимира Путина. Но вместе с тем в российском правительстве кое у кого есть определенная доля скепсиса, что столь масштабные проекты можно будет за столь короткий период – 5 лет реализовать. Ну, в частности глава Счетной палаты Алексей Кудрин высказывал сомнение.

Вы можете сказать, что Татарстан на все сто их реализует?

Минниханов Р.Н.:

Знаете, можно любую программу критиковать. Где-то у нас готовность выше, где-то ниже. Потом же для каждого региона это индивидуально, это же не шаблон для всех. Для Татарстана есть расчетные цифры, они напряженные, но они есть и мы по ним работаем. Каждый регион имеет свою цифру, свои показатели. Наверное, какие-то параметры у кого-то могут быть не выполнены, но это не беда. Мы в целом для страны сделаем очень много.

Что касается Татарстана, до этого времени Татарстан пока не подводил. Будем работать так, чтобы не краснеть перед руководством страны, перед нашим Президентом.

Брусницын А.В.,«Бизнес-Онлайн»:

Рустам Нургалиевич, есть такая примета, после выборов идет серия важных кадровых перестановок. Вот и сейчас тоже в предвыборных списках есть несколько крупных руководителей, это и Марат Готович Ахметов, и Азат Киямович Хамаев, и Айрат Зарипов, несколько глав районов.

В связи с этим хочется спросить. Будет ли продолжен курс на обновление? Как Вы можете оценить деятельность этих руководителей? И как Вы оцениваете ту плеяду молодых министров, молодых руководителей, которые в последние годы пришли в правительство?

Минниханов Р.Н.:

Во-первых, Парламент – это очень важное звено в системе органов власти. Вот мое мнение, чтобы в Парламенте были опытные люди, которые могли ставить и решать те задачи, которые сегодня есть сегодня.

У нас такая практика есть, мы опытных наших коллег определяем их или в Государственную Думу, или в Совет Федерации. У нас всегда один из руководителей муниципалитетов является членом Совета Федерации. В этом году мы тоже планируем также.

Это нормальный процесс. Эти наши коллеги профессиональные, хорошие коллеги. Вот представьте работу министра сельского хозяйства. Столько лет Марат Готович и до этого работал в районе, один раз он просился в Госдуму, я его оставил, попросил. Я не понял, когда формировалась Госдума, человек с таким опытом, а ему даже не предложили ничего, а рядовым депутатом его туда отправлять, это было бы неправильно.

Азат Хамаев тоже опытный товарищ. Айрат Зарипов тоже, и такие люди нужны. Во-первых, Парламент должен обновляться, это не место, куда ты пришел и находишься там всю жизнь. Парламент надо обновлять.

Я не против молодых, но в Парламент должны приходить люди с опытом, авторитетные. Но самое важное, что для начала надо достойно провести выборы. И только потом должно быть движение. Если будет движение, когда человек меняет свою позицию, он получает какую-то энергию.

Брусницын А.В.:

А Вы выбрали достойного преемника? 

Минниханов Р.Н.:

Есть достойные преемники. На любую должность есть преемник. Татарстан не имеет проблем кадрового голода. У нас много специалистов, на любую должность. Молодые очень амбициозные, очень талантливые ребята, готовы работать.

Движение должно быть. Это наши коллеги, они, на самом деле опытные, авторитетные. Они будут очень полезны в нашем Парламенте. Ведь Парламент, это не только заседания. Они очень много ездят, они очень много встречаются, они вносят какие-то инициативы, поэтому, когда есть такие опытные люди в Парламенте, это хорошая поддержка и правительству, и Президенту.

Саушина А.А.– «Реальное время»:

Рустам Нургалиевич, в этом году, в августе Совет директоров «Татнефти» принял решение направить на выплату дивидендов 100 % чистой прибыли. То есть не дожидаясь итогов года, по итогам первого полугодия. С чем связано такое решение?

Минниханов Р.Н.:

Знаете, у нас в акционерном соглашении или еще где не менее 50 % прибыли компания должна направлять на дивиденды. Это международная практика, это критерий оценки эффективности акционерного общества.

Если взять последние годы, наша компания по капитализации очень серьезно выросла. Но это и система управления, это и те подходы, которые есть, но и дивидендная политика, эффективная работа.

Что касается выплаты дивидендов и не скажется ли это на инвестиционной составляющей? Нет. Я как Председатель Совета директоров «Татнефти» очень внимательно слежу. Все инвестпрограммы мы принимаем, у нас инвестпрограмма не уменьшается, у нас достаточно оборотных средств. И самое главное, капитализация, рейтинг нашей компании растет. Поэтому каких-либо угроз мы не видим, оборотного капитала хватает, инвестпрограмма формируется, показатели прибыли достойные и, конечно же, мы – один из акционеров.

Вот когда я говорил о программе «Наш двор», Вы спросили, сколько это будет стоить. Мы, если бы у компании «Татнефть» не было такой дивидендной политики, не смогли бы озвучить, что за 3 года мы такую задачу будем решать.

Вопрос:

То есть часть средств будет за счёт …?

Минниханов Р.Н.:

Да, конечно.

Вопрос:

То есть «Связьинвестнефтехим»?

Минниханов Р.Н.:

Да, СИНХ будет основную часть этой нагрузки брать на себя. Но это хороший показатель для компании. То есть не просто деньги потратили куда-то.

С места:

Спасибо «Татнефти».

Минниханов Р.Н.:

Компания «Татнефть», она очень много делает в рамках программы социальной ипотеки, поддержки агропромышленного комплекса – топливо, социальные объекты. То есть компания «Татнефть» на самом деле очень и очень много вкладывает сама. Кроме платежей в бюджет еще и через дивиденды, через свою социальную программу. Очень много вкладывает в республику. Это одно из наших больших достояний.

Брилев С.Б.:

Рустам Нургалиевич, Вы в свое время как раз через «Татнефть» заставили кувалды вбивать на месторождении. Незабываемая совершенно история, но я сейчас хотел немного поменять тему, если нефтяная тема закончилась. Я не оборвал коллег? Поговорить про дороги.

В известной степени татарские дороги сейчас переехали в Москву, так что наша транспортная инфраструктура тоже меняется. Но тем не менее, действительно, мы в Москве обычно еще до недавних пор рассуждали категориями, что на Западе ближайшие и хорошие дороги – это Белоруссия, на Востоке нормальная дорога начинается в Татарстане.

Первый вопрос. Не сочтите за лесть, но все-таки реально, как это удается, потому что контраст разительный. Вот только сейчас даже Москва начинает выбираться. Вы как-то в ручном управлении ищете подрядчиков, тех, кто обслуживает? Вот как это работает?

У нас недавно было интервью с федеральным министром транспорта, буквально в конце прошлого телевизионного сезона и только замахиваются еще на эту тему. Здесь контраст есть.

Ну и собственно в продолжение дорожной темы. Где Татарстан, там ВСМ – высокоскоростные магистрали, но о них говорили всякое в последние месяцы. Будут они, не будут, какой будущий план дорог?

Минниханов Р.Н.:

Во-первых, по дорогам. Хорошая дорога, прежде всего – это хорошая проектная документация и хороший подрядчик. В нашей республике благодаря тому, что мы провели и 1000-летие, и Универсиаду, все эти крупные мероприятия заставляют нас много инвестировать в дороги. В этом году только республиканская часть где-то 32 с лишним миллиардов рублей. Это большие объемы и у нас сформировался пул таких профессиональных команд, организаций дорожно-строительного комплекса, которые покупают самые современные технологии. Ну и жесточайший контроль.

Мы заставляем все переделывать, если это не соответствует стандарту. У нас очень требовательная система заказчика, но кроме заказчика у нас еще есть инспекция государственного строительного надзора. Мы каждый объект принимаем с гарантией. Не секрет, что приходится часто вмешиваться и заставлять переделывать.

Брилев С.Б.:

Сколько у вас традиционная гарантия, 3–5 лет?

Минниханов Р.Н.:

До 5 лет там, если я не ошибаюсь.

Брилев С.Б.:

И если за эти 5 лет что-то происходит…

Минниханов Р.Н.:

Ну, как правило, если это происходит, то происходит в течение года.

Брилев С.Б.:

За счет самого же строителя.

Минниханов Р.Н.:

Конечно. Мы даже в процессе приемки, когда видим, что он нарушил технологию заставляем переделывать. 

Брилев С.Б.:

А по ВСМ, по платным дорогам? 

Минниханов Р.Н.:

Сегодня обсуждалась тема ВСМ. Было решение – строим, потом решение – не строим.

Брилев С.Б.:

А Вы знаете, оно какое? Я, признаться, уже и запутался.

Минниханов Р.Н.:

Тема не закрыта, может быть, это успокаивает. Знаете, на примере Китая можно определить, что такое ВСМ. У Китая, если я не ошибаюсь, было 18 тыс. км, они по объему самые большие. В ближайшее время 25 тыс. Я разговаривал с руководителями Китая, как они перемещаются, ведь страна большая. А они говорят — это не проблема, у нас везде высокоскоростные и автомобильные дороги.

Как бы нам тяжело не пришлось расставаться с деньгами, нам придется строить и ВСМ, и магистрали. Наша страна большая, другого пути нет. Поэтому сегодня мы очень благодарны Минтрансу России, что М-7 между Казанью и Челнами уже двусторонняя, соответственно I категории. Столько у нас там аварий было, столько жизней потеряно, сегодня таких вопросов нет.

Ну и, конечно, объемы перевозимых грузов растут, экономика растет, и сегодня обсуждают вопрос делать новую магистраль Москва – Нижний Новгород – Казань, или расширять старую . Вот даже министр экономического развития России Максим Орешкин на машине проехал. Вся беда в чем? Мы рассуждаем, ссылаясь на сегодняшний момент, это наша самая большая ошибка. А что будет через 10 лет? Дорогу-то все равно минимум 5 лет надо строить. А что будет через 10 лет? Сегодня, если посмотреть трассу М-7, она уже забита. Поэтому надо строить дорогу. Я думаю, может быть, даже автомобильную дорогу строить пораньше.

Брилев С.Б.:

Параллельно?

Минниханов Р.Н.:

Она должна пройти немного по-другому, чтобы другие экономические зоны расширить. Не прямо второе М-7 должно идти, а охватывать другие направления, которые интересны с экономической точки зрения. У нас один мост через Волгу, ну что это такое? Поэтому нужен мост через Волгу, новая М-7 нужна.

Что касается ВСМ. ВСМ обязательно и в Питер, и в Казань, и дальше нужно строить. Наша задача, чтобы страна изменилась, надо сделать ее мобильной. Мобильной она будет, когда ты сел в Казани и через 3,5 часа в Москве. Это будет другая страна образно говоря.

Если исходить из экономической выгоды, то строить надо по направлению к нам. Если взять туристические интересы , это, значит, Питер или Сочи, но номер один должна быть экономика. Мы должны сначала сделать магистрали там, где будет экономика, там, где будет добавленная стоимость. Туристы – тоже добавленная, но это уже вторично. Я думаю, что решение правительство примет, эти дороги будут построены.

Брилев С.Б.:

Рустам Нургалиевич, Вы перед этим говорили о крупных мероприятиях, которые так или иначе подталкивали. Кстати, эта логика прослеживается не только в Татарстане, взгляните, в хорошем смысле на шоковую терапию, которая произошла с Петербургом на 300-летие, потом там восьмерка проводилась, Сочи, Владивосток – саммит АТЭС. Там, кстати, буквально одного мероприятия хватило, чтобы город, что называется, перешагнул через себя.

Минниханов Р.Н.:

Красноярск можете посмотреть. 

Брилев С.Б.:

Красноярск. Но видите, какая штука. У нас сейчас закончился список. Олимпиада прошла, чемпионат мира прошел, у вас, кстати, до следующего чемпионата мира по водным видам спорта еще лет пять-шесть из этой серии.

Минниханов Р.Н.:

Пока 2025, но мы обсуждаем, может быть, на 2023 год.

Брилев С.Б.:

Как раз мой вопрос был этому посвящен. Не конкретно водному чемпионату, а тому, какие еще бы придумать? Вот WorldSkills сейчас пройдет, а дальше что?

Минниханов Р.Н.:

Мы минимум десять таких крупных международных мероприятий проводим в год. Я думаю, что придумаем что-нибудь.

Брилев С.Б.:

А как вам удается столько всего к себе заманивать? Я помню, это на моих глазах в известной степени происходило, как заманивали Универсиаду, как это со скрипом шло поначалу? А потом одно, другое, третье, пошло подряд. В чем ноу-хау? Не всем регионам и даже стране не удается такими темпами.

Минниханов Р.Н.:

Вы посмотрите, что за последние 5 лет два объекта Татарстана вошли в Список ЮНЕСКО.

Брилев С.Б.:

Вы имеете в виду Болгары и Свияжск.

Минниханов Р.Н.:

Да, Болгары и Свияжск. Это говорит о том, что проектный офис работает, ведётся системная работа. Ведь у нас не было таких компетенций, археологов не было, людей, которые могли бы профессионально все это сформировать, чтобы с ЮНЕСКО выстроить эти отношения

Или возьмите Универсиаду. Нам надо было полностью систему гостеприимства формировать, транспортную систему. Или чемпионат мира по рабочим профессиям. Каждый из них что-то привносит, это же потом не музеем становится, они все работают.

Брилев С.Б.:

Большинство рабочих мест, которые создаются на время таких мероприятий потом сохраняются?

Минниханов Р.Н.:

Конечно, все это работает. Когда-то мы мечтали, что Кремль будут посещать 3 млн туристов, сейчас я вижу, что людей очень много.

Брилев С.Б.:

3 млн за все время или ежегодно?

Минниханов Р.Н.:

За год.

Брилев С.Б.:

Так это вы вышли на уровень Питера, получается.

Минниханов Р.Н.:

Ну мы и обгоним еще кое-кого. Мы сейчас полностью переместили все учреждения из Кремля, там помимо нашего Аппарата будет музейный, выставочный комплекс. Сейчас идет большая работа по реставрации самого большого блока.

Брилев С.Б.:

Я в таком случае отчитаюсь немного, потому что я приехал в республику еще раз оглянуться перед тем, как мы запускаем проект, посвященный 100-летию Татарской АССР. Договорились заранее уже с Чулпан Хаматовой и Гузель Яхиной, тем более что они будут играть у нас в сериале на канале «Россия». Но ей богу, договоренность параллельно достигалась, что мы с ними, а они, оказывается, ни та ни другая, Гузель не была в Свияжске тысячу лет после того, как его обновили, а Чулпан, по-моему, вообще не была в Болгарах. Так что повезем и глазами всей стране покажем.

Минниханов Р.Н.:

Я считаю, что Болгар и Свияжск достояние нашей страны.

Шерстнев С.В.:

Рустам Нургалиевич, идея полилингвального образования, судя по новостным заголовкам, охватывает все больше регионов страны, но в частности в сентябре, я видел, 2 школы в Уфе открываются, Северная Осетия-Алания расширяют сеть таких учреждений.

Как Вы считаете, насколько в общефедеральном масштабе эта идея может стать популярной или это актуально только для национальных республик в составе Федерации?

Минниханов Р.Н.:

Ну, наверное, для национальных республик это более востребовано. Сегодня надо сделать такую систему, чтобы ты соответствовал федеральному стандарту, он не обсуждается, и в то же время усиленно мог дать уроки родного языка – татарский, чувашский, башкирский, или вот Осетия, Вы сказали. И дать также иностранный язык. Это не просто на высоком качественном уровне. Много нам придется еще поработать по учебным планам, по учебной программе. И, конечно, не каждый ученик будет способен освоить этот материал. Но такие центры нужны, очень активно эта тема ведется нашим первым Президентом Минтимером Шариповичем Шаймиевым, очень много наработок. Сами комплексы с дошкольного образования должны быть, и сами школы, преподавательский состав должен соответствовать. Я думаю, что мы друг у друга будем учиться, но самое важное, что знание языков – это конкурентное преимущество.

Я думаю, что востребованность в этих школах везде будет. Это не значит, что только в национальных республиках это может быть, но национальные республики, наверное, первыми этот путь пройдут, наработают какой-то опыт. Мы считаем, что это большая серьезная задача.

Садыков Ш.М.:

Рөстәм Нургалиевич, Сез ничек уйлыйсыз, татар китабын ничек танытырга була икән? Бүгенге көндә, Аллага шөкер, безнең язучыларыбыз да күп, китаплар да күп бастырыла. Ләкин бүгенге көндә китапның дәрәҗәсе кимеп бара. Шундый ук ситуация матбугат буенча да. Укучылар саны кими, тиражлар кими. Беләсез бит инде, кеше хәзер Интернетка күчә. Ничек күрәсез киләчәген китапларның, басма матбугатның, ничек саклап калырга микән шуны?

Минниханов Р.Н.:

Бу мәсьәләдә ниндидер яңалык чыкканын да бит бөтен кеше шунда орыла. Менә Интернеттан, айпадтан укый. Ул айпадта уку менә бу китапның менә бу җирен укып, яңадан кире кайтып уку түгел ул, барыбер. Шуңа күрә без яңадан ул китапка кайтачакбыз. Икенчедән, мин үзебезнең язучыларга бәя бирәсем килми. Әлбәттә, әсәрләр бик кызык һәм ничектер без җиткерә алмыйбызмы укучыга? Менә шундый әсәрләр килеп чыкты. Менә мин уйлыйм, хәзер бит без китапханә эшлибез НКЦ урынында. Анда ниндидер яңа технологияләр, яңа күренешләр булачак, яңа специалистларны чакырачакбыз. Менә бу мәсьәләгә зур игътибар бирәчәкбез. Аннары соң мин уйлыйм мәктәптә бу мәсьәләгә игътибар бирергә кирәк, бу татар китаплары. Безнең яңа язучылар гына түгел, безнең бик күп әсәрләр күренекле язучыларның әсәрләре бик кызык. Алар аны белми. Бәлки, шул әсәрләр нигезендә ниндидер фильмнар ясарга кирәктер. Ул аны күргәч, аны укыйсы киләчәк. Мин Ростовка бардым, «Тихий Дон»ның яңа фильмын бирделәр.

Голубев мне подарил фильм «Тихий Дон», новая версия. Может быть, его кто-то уже смотрел. Совершенно по-другому поставлен, очень интересно. Поэтому, чтобы читали национальную литературу, мы должны это донести. Наверное, в школах мы тоже недостаточно работаем или наши библиотеки не соответствуют. Современная библиотека – это не просто книгохранилище, это место, где должны быть какие-то мастер-классы, какие-то встречи проводиться.

Наши писатели сами тоже неактивные. Как-то надо идти в школы, встречаться. То есть их тоже надо изменить. Я серьезно говорю.

Вот у нас Шәриф Камал музеенда андый мөмкинлек туды, менә монда мөмкинлек килеп туачак. Монда безнең тарафтан да эш җитми, алар да ничектер шушы тормышка риза, үзгәрергә җыенмыйлар. Бу бик кирәк. Китап укыган кеше – ул икенче кеше, ул нәрсәдер яңалыкка тартыла, ул ниндидер яңа әйберләр белә, кеше тормышларын белә кызыксына. Тормышта менә шушы әсәрләр буенча ниндидер ситуацияләрдә үзен ничек тотарга өйрәнә. Шуңа күрә бу мәсьәләдә безгә күп кенә эшләргә кирәк әле.

Саушина А.А.:

Рустам Нургалиевич, вопрос отопительного сезона. В последние годы очень большая модернизация ТЭЦ была произведена, в том числе силами «ТАИФ», «Татнефти». Но на данный момент по-прежнему большое количество тепла, достаточно дорогого используется от котельных в то время, как не загружены мощности по комбинированной выработке.

Скажите, пожалуйста, генерирующие компании, насколько мы знаем, разрабатывают свой план коренной модернизации этой системы. Они предлагают увеличить выработку комбинированного тепла, модернизацию центрального теплоснабжения они предлагали. Есть ли какие-то решения в этом направлении и планируете ли вы реформировать эту систему с целью снизить тарифы на тепло или больше загрузить действующий ТЭЦ? Есть ли такие планы?

Минниханов Р.Н.:

Во-первых, надо начинать с того, чтобы мы соответствовали по энергопотреблению лучшим мировым странам. К сожалению, мы потребляем тепла в 2–2,5 раза больше, чем развитые европейские страны. То есть мы должны строить дома, здания, систему воздухообмена, все вопросы рекуперации. Вообще тепло надо экономить и сегодня вот эти потери на передачу тепла, это отдельная тема – энергосбережение, ресурсосбережение.

Второе. Вы правильно заметили, есть большие теплоэнергоустановки, комбинированная выработка сегодня дает самое дешевое тепло, потому что после того, как выработана электроэнергия, которая продается в сеть, появляется тепло.

Есть там технологические моменты. Сегодня, чтобы подать это тепло на те территории, где есть котельные, нужны магистрали, то есть нужны стартовые, достаточно большие инвестиции.

Мы за последние 5 лет модернизировали наши генерирующие мощности, где-то 1–2 гигаватта и, если я не ошибаюсь, порядка 600 гигакалорий дополнительного тепла. Их надо, конечно, раскрывать, нам, уходить от локальных теплоисточников. Комбинированная выработка была и останется самым эффективным видом тепла. Мы в этом направлении будем и дальше работать.

Брусницын А.В.:

На днях исполнилось 20 лет, как Путин стал Премьер-министром. Многие делятся воспоминаниями. Возможно у Вас тоже есть, что рассказать о том, как вы познакомились, какие-то, может быть, яркие моменты. И как Вы вообще, со своей позиции оцениваете эти прошедшие 20 лет?

Минниханов Р.Н.:

Он был еще руководителем ФСБ, когда я первый раз его увидел. У нас была смена кадров, он приехал и так получилось, что я его встречал. Очень открытый человек, мы разговаривали, он рассказывал, как в Санкт-Петербурге мечеть они реконструировали. Вот такой интересный состоялся первый разговор.

Татарстан имеет возможность принимать нашего руководителя, часто приезжает. Человек, который очень много сделал, который изменил страну. Некоторым не нравится, что у нас такой сильный лидер, но нам это нравится, когда с нашей страной считаются и есть вот такое уважение.

Я же много езжу, в принципе Путин не только для нас наш национальный лидер, его в Америке, Европе уважают. У него огромный мировой авторитет.

А что касается профессионализма, любое совещание, вы обратите внимание, кто, что сказал, он по всем вопросам потом подводит итог.

Это профессионал очень высокого уровня, никаких сложностей в общении с ним нет. Очень доступный, но и в то же время человек железной воли. Поэтому Всевышний пусть ему даст здоровья и наша страна будет процветать.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев