Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Перешли на русский язык: как учителя татарского пережили сокращение учебных часов

Перешли на русский язык: как учителя татарского пережили сокращение учебных часов
В Татарстане прошли профессиональную переподготовку для преподавания других предметов 1,2 тыс. учителей татарского языка и литературы. Все они трудоустроены в образовательные организации республики для продолжения педагогической деятельности.

 О том, как проходило обучение педагогов и в связи с чем возникла такая необходимость, «Татар-информ» рассказала начальник отдела развития дополнительного образования Минобрнауки РТ Роза Шаяхметова. 

Почти у четверти учителей татарского языка снизилась учебная нагрузка 

В республике на начало 2017 – 2018 учебного года числилось 4 тыс. 543 учителя татарского языка и литературы. «Во второй четверти прошлого учебного года у 1,2 тыс. учителей татарского языка и литературы снизилась недельная учебная нагрузка примерно до 10 – 12 часов, в связи с чем возникла необходимость их профессиональной переподготовки. В соответствии с поручением Президента Татарстана, озвученным на 33-м заседании Госсовета республики 8 ноября 2017 года, мы провели большую работу, чтобы наши учителя татарского языка смогли продолжать работать с 1 сентября 2018 года как педагоги», – сообщила Роза Шаяхметова. 

«Обучение началось в декабре 2017 года, учились ежемесячно по графику, сессионно. Учителя из районов каждый месяц приезжали на две недели, занимались, выполняли домашние задания самостоятельно, дистанционное обучение тоже было. В конце июня – начале июля была итоговая аттестация, а в августе педагоги получили дипломы по новым направлениям», – заметила начальник отдела Минобрнауки РТ. 

Переподготовку прошли учителя изо всех районов Татарстана, добавила она. Больше всего педагогов было из Казани, Набережных Челнов, Зеленодольска, Нижнекамска, Альметьевска и Бугульмы. 

«На сегодня все 1,2 тыс. человек трудоустроены, обеспечены нагрузкой. Они либо продолжают работать в своих образовательных организациях, либо для них нашлись места в других школах в их муниципальных районах», – подчеркнула Роза Шаяхметова. 

Первоначально заявок на переподготовку было 1228, но 28 педагогов отказались от обучения. 

Выяснилось, что часы по татарскому языку у них остаются, не уменьшаются, поэтому переподготовка им не нужна, – уточнила она. – У нас ведь снизилось количество часов у тех учителей татарского языка, которые работали в русскоязычных группах, потому что дети перешли на родной язык». 

Из бюджета Татарстана на профессиональную переподготовку учителей татарского языка и литературы было выделено 28 млн рублей. 

Наибольшее число учителей татарского выбрали русский язык 

Обучение проходило на базе Казанского (Приволжского) федерального университета, Набережночелнинского государственного педагогического университета и Института развития образования РТ. Продолжительность программы переподготовки равнялась 350 часам. 

«В соответствии с действующим законодательством РФ профессиональная переподготовка может длиться минимум 250 часов. Мы определили 350 часов исходя из того, что это – действующие учителя, они имеют опыт работы, до этого обучались и получили дипломы. То есть уже изучали “психологию”, “педагогику”, поэтому часы на эти предметы не отводили, оставили на методику преподавания другого предмета», – поделилась собеседница информагентства. 

Наибольшее число учителей татарского языка и литературы, около 33 процентов, для переподготовки выбрали русский язык, добавила Роза Шаяхметова. «Около 33 процентов учителей выбрали направление "русский язык и литература", более 27 процентов – "учителя начальных классов", 10 процентов – "дошкольное образование" и около 30 процентов – другие направления», – отметила начальник отдела Минобрнауки РТ. 

Учителя были распределены на переподготовку по таким направлениям, как русский язык и литература (395 человек), учителя начальных классов (327), логопедия (36), дошкольное образование (119), история и обществознание (78), география (43) и другим специальностям (дефектология, технология, ИЗО, биология, химия, математика, ОБЖ и иные предметы – 230 человек). 

Каким образом эти направления были определены? В каждой образовательной организации есть аттестационная комиссия, которая принимает определенные решения, например, на соответствие занимаемой должности, на категории учителей – первую или высшую. Исходя из вакантных мест в конкретной школе, потенциала учителя, аттестационная комиссия принимала решение, по какому направлению можно порекомендовать педагогу обучение. Вот так были определены эти направления», – пояснила Роза Шаяхметова. 

В начале учебного года утверждать, что эти педагоги стали специалистами по выбранному направлению переподготовки, невозможно, поскольку они только начинают свою работу, заметила Роза Шаяхметова. 

«Мы благодарны нашим образовательным организациям, директорам школ, которые для этих педагогов определили наставников, чтобы они могли войти в другое направление, содержание нового для себя предмета. И им еще предстоит много работать над собой, войти в курс дела других предметов, чтобы можно было на высоком уровне вести преподавательскую работу, достойно обучать наших детей», – заявила она. 

В Татарстане не хватает учителей русского языка и литературы и начальных классов 

С 2016-го года в республике реализуется проект «Целевая подготовка». Необходимость в нем возникла из-за дефицита учителей математики, физики, информатики, химии, биологии, начальных классов, рассказала собеседница информагентства. 

«Это адресная подготовка кадров по нужным для республики направлениям. Студенты во время учебы получают стипендию в размере 15 тыс. рублей ежемесячно. При этом они берут на себя обязательство вернуться в свой муниципалитет, в школу и отработать там не менее пяти лет. Если они отказываются, то средства возвращаются в бюджет Татарстана», – продолжила она. 

По словам начальника отдела Минобрнауки РТ, на сегодня не хватает учителей русского языка и литературы, начальных классов. «Эта ситуация у нас продолжается, потому что увеличивается количество детей. Только в этом году в республике более 50 тыс. первоклассников. Педагоги прошли переподготовку на учителей начальной школы как раз из-за нехватки. На начало прошлого учебного года было 4,5 тыс. учителей татарского языка. Сейчас их количество уменьшилось на 1,2 тыс. человек. Около 3 тыс. учителей преподают татарский язык. Но говорить о том, что есть потребность в учителях татарского, наверное, пока не можем. Хватает тех, кто сейчас работает», – констатировала она. 

Роза Шаяхметова добавила, что педагоги, имеющие диплом учителей татарского языка, так же могут работать по этому направлению. «Этот диплом не пропадает. У них есть часы, но снизилось их количество. Учитель на ставку должен работать не менее 18 часов, поэтому предлагаются часы на преподавание других предметов. Например, у нас были учителя татарского языка, у которых первый диплом учителя начальных классов. Но они в силу каких-то причин не работали по нему. А теперь у них появилась возможность работать в начальной школе. В данном случае надо пройти некое повышение квалификации, восстановить полученные во время учебы знания», – уточнила она. 

Эндже Валиева, заместитель директора гимназии № 126 Казани: 

– Часы татарского языка сократились, поэтому я пошла на переобучение, выбрала предмет «Русский язык и литература», поскольку считаю, что это ближе к татарскому. Мой педагогический стаж – 20 лет, работала в русскоязычных группах. После переобучения осталась работать в той же школе. Веду русский язык и литературу в 6-м классе. На этот предмет мне выделено 9 часов, плюс 3 часа татарского. 

На мой взгляд, обучение было эффективным. С нами работали опытные педагоги, практики и теоретики, поэтому было легко. В нашей группе, тех, кто выбрал русский язык и литературу, было 56 человек, все пришли целенаправленно. И мы до сих пор общаемся, очень подружились. Поэтому точно знаю, что без работы никто не остался, у всех есть часы, но не все ведут русский язык, кто-то – родной русский язык. Есть и те, кто остался преподавать татарский, и это хорошо. Два учителя татарского перешли в начальные классы, у них есть диплом педколледжа. 

Я сама курирую гуманитарные циклы, являясь заместителем директора в школе. Но, естественно, есть учителя с богатым опытом. Мы общаемся, обсуждаем и рабочую программу вместе составляем. 

Лейсан Гайнутдинова, педагог-организатор гимназии № 4 Казани: 

– Мой педагогический стаж – 8 лет. В прошлом году у меня было 18 часов татарского языка. В связи с тем, что часы сократились, нас направили на переподготовку. Я переобучилась на учителя ИЗО и музыки, поскольку раньше работала педагогом-организатором, мне это ближе. В этом учебном году мне дали ставку педагога-организатора, я преподаю музыку в 5 – 8-х классах. Есть, конечно, некоторые трудности, но, надеюсь, мы с ними справимся. Пока мне все очень нравится. 

Я осталась работать в своей школе. Музыку преподаю тем же детям, которых обучала татарскому языку. Они обрадовались тому, что я осталась у них преподавать пусть даже по другому предмету. Хотя вопросы задавали, почему я не веду у них татарский. 

В нашей группе было 17 человек, переобучение проходили в Институте развития образования РТ, а стажировку – в 9-й гимназии, где у нас были прекрасные педагоги. Они обучали нас своей методике преподавания ИЗО и музыки. Самое главное, что нам дали базу. И сейчас у нас есть стимул работать. В нас это не убили, а наоборот вдохновили своей работой.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев