Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Перекрасить или повысить цену проезда? Ежегодно около 100 человек становятся жертвами краснобусов

Перекрасить или повысить цену проезда? Ежегодно около 100 человек становятся жертвами краснобусов
Ежегодно в Казани около 100 человек получают травмы (в том числе смертельные) в ДТП с участием красных автобусов. Перевозчики считают, что ситуацию исправит повышение цен на проезд, ГИБДД и эксперты указывают на недоработки организации схемы движения, корреспондент ИА «Татар-информ» разбирался в причинах высокой аварийности общественного транспорта Казани.

В Казани зафиксирован рост дорожных происшествий с участием автобусов. Только на прошлой неделе в городе случилось два ДТП с «краснобусами», в которых пострадало 6 человек. Госавтоинспекция винит во всем невнимательных водителей автобусов и их гонку за плановыми показателями. Перевозчики же сетуют на ухудшающееся финансовое положение предприятий, которое и вынуждает водителей всеми силами бороться за пассажиров. В мэрии ситуацию решили не комментировать. 

Ни недели без ДТП по вине «краснобуса»


ГУ МЧС России по РТ

С 2014 года в Казани случилось 392 ДТП по вине водителей автобусов, рассказали ИА «Татар-информ» в городской Госавтоинспекции. Отметим, что на самом деле аварий с участием пассажирских автобусов больше. Получается, что в среднем каждую неделю на дорогах города происходят 1-2 аварии, в которых виноваты водители общественного транспорта.

В них погибло 5 человек, еще 519 получили травмы различной степени тяжести, то есть фактически во всех ДТП есть пострадавшие. В инфографике по годам представлено количество пострадавших и погибших в ДТП по вине водителей автобусов:


Пик аварийности пришелся на прошлый год. Тогда в Казани зарегистрировали 86 ДТП по вине водителей автобусов, в которых 2 человека погибли и 121 пострадали.

Ситуация не меняется и в 2018 году. За 9 месяцев в Казани зарегистрировано 64 ДТП по вине водителей автобусов, 84 человека получили травмы. 

Столица РТ неизменно удерживает планку «ни одной недели без ДТП с краснобусом»


Казанская «Дорога ярости»: водители гонятся за планом


ГУ МЧС России по РТ

Самый распространенный вид ДТП по вине водителей автобусов — падение пассажиров, это около 51,6 процента всех происшествий, отметили в ГИБДД. Второе место занимают столкновения транспортных средств, третье — наезды на пешеходов.

Водители «краснобусов» пренебрегают правилами дорожного движения, лихачат, не соблюдают дистанции, не предоставляют преимущества другим участникам движения, считают в Госавтоинспекции Казани.

«Косвенной причиной такого поведения за рулем водителей пассажирских автобусов является сохраняющаяся проблема зависимости дохода водителей автобусов от выполнения плановых показателей», — говорится в сообщении пресс-службы ГИБДД.

Успеть на красный: Два ДТП с автобусами за неделю

В октябре в Казани произошло сразу два крупных ДТП с участием красных автобусов, в результате которых два человека до сих пор лежат в больнице.

В утренний час пик 4 октября на перекрестке улиц Татарстан и Салимжанова автобус № 37 выехал на красный свет светофора и на большой скорости протаранил Audi.

Пострадавшего водителя легковушки, которого после ДТП зажало в салоне, доставали спасатели. В городе образовалась внушительная пробка.

В аварии пострадали шесть человек. Больше всего досталось водителю Audi — у него тяжелые травмы таза. Пациента прооперировали, но предстоят еще несколько хирургических вмешательств, рассказали агентству в пресс-службе Минздрава РТ. Еще одна пассажирка лежит в травматологии после операции.

Водителя отстранили от работы на время следствия. Скорее всего, причиной несчастного случая была ошибка водителя, и 38-летний уроженец Азербайджана будет уволен, сказал ИА «Татар-информ» инженер по безопасности автотранспортного предприятия Михаил Анисимов.


Фото: соцсети

Следом, уже в субботу 6 октября, на перекрестке Фучика — Завойского автобус проехал на запрещающий сигнал светофора, протаранив Mercedes. В результате аварии иномарка получила серьезные повреждения кузова. По официальным данным никто не пострадал.

«Мы, например, в прошлом месяце 25 тысяч на двоих получили. Разве это деньги?»

На следующий день после произошедшей в центре города аварии, корреспондент ИА «Татар-Информ» отправился по маршруту того самого 37 автобуса. По словам кондуктора, водитель, которого предварительно обвинили в ДТП, — «хороший, спокойный парень».

«Говорят, чуть с ума не сошел после аварии, испугался. Но виноват сам, конечно, на красный выехал»,— сокрушалась кондуктор.


Фото: РИА Новости

В другом автобусе услышали совет от кондуктора держаться покрепче, в следующую секунду автобус буквально рванул с места, предоставляя пассажирам возможность почувствовать себя кеглями.

«У нас расписание, простите, опаздываем, — сказала кондуктор. — Понимаете, у меня план производственный есть в размере 9,6 тыс. рублей в день, за невыполнение которого штраф взимают. А мы план уже полгода как не выполняем, приходится зарплату отдавать, иногда частично, иногда в полном объеме. И выходишь в ноль».

Кондукторы пожаловались на маленькие зарплаты, по их словам, у водителей ситуация не лучше. При этом в салоне висят объявления о наборе водителей, кандидатам сулят зарплаты до 45 тыс. рублей в месяц.

«Мы, например, в прошлом месяце 25 тысяч на двоих получили. Он (водитель) отдал мне 7 тысяч, но разве это деньги в наше время?», — выразила беспокойство собеседница агентства.

В произошедшей аварии все кондукторы 37 автобуса, с которыми нам удалось пообщаться, винят водителя автобуса. Но гораздо большую вину возлагают на руководство компании, которое требует выполнения планов и не обеспечивает достойные условия работы.

32 рубля или жизнь — перевозчики связали безопасность пассажиров с низкими тарифами

Сами перевозчики не скрывают, что водители лихачат из-за поставленных планов, но при этом приходят к неочевидному выводу — что плату за проезд нужно поднять до 32 рублей с нынешних 25.

Участившиеся случаи ДТП они связали с тяжелым финансовым состоянием автотранспортных предприятий. В городе уже два года не поднимают тарифы на проезд, на компаниях бременем лежит лизинговая нагрузка, к тому же парк надо обновлять каждые пять лет. Прибавьте сюда падение рубля — и кризис на дорогах обеспечен, рассказал ИА «Татар-информ» директор КПАТП № 7 Ильдар Мухаметов.

«Гонки между автобусами — это все от выручки идет. У меня нет денег — нет денег и у водителя. Я сейчас им плачу в среднем около 17 тыс. рублей, а по-хорошему 50-60 тыс. надо. Мне не из чего выбирать водителей. Я не могу дать достойную зарплату хорошему водителю. Не хватает денег, он пытается нагнать время, обогнать конкурентов опять-таки, чтобы взять больше пассажиров, заработать больше денег. Если бы у него была достойная зарплата, он бы этого не делал», — поделился с агентством Мухаметов.

Коллеги водителя автобуса № 37, который попал в аварию 4 октября, рассказали, что последние десять дней он работал без выходных по 18 часов. Кроме того, за ним ехал конкурент с 31-го маршрута и пытался его обогнать.

Как все обстояло на самом деле, теперь предстоит установить следствию.

«Для чего тогда эта транспортная реформа была?»

Предприятия планируют обратиться в Госкомитет РТ по тарифам. Официального запроса от перевозчиков и муниципалитета в ведомство еще не поступало, сказали ИА «Татар-информ» в пресс-службе комитета.

За это время компания Мухаметова может обанкротиться, сетует предприниматель. К тому же, недавно уже закрылись два частника — ИП Гарипов и ИП Умаров, забрав с собой 30 машин, то есть около 5 процентов подвижного состава.

«Если мы предприятия (КПАТП № 7 работает на одной базе с ООО „Республиканский автовокзал“ — прим. Т-и) закроем, это уже почти 10 процентов. Понятно, что муниципалы останутся здесь продолжать работу кое-как. Мы же не хотим вернуться в конец 90-х годов, когда люди штурмовали автобусы на остановках и забивались по 250 человек в один автобус! Для чего тогда эта транспортная реформа была?», — выразил негодование Ильдар Мухаметов.

А чем меньше автобусов, тем больше интервал между рейсами, дольше ожидание на остановке. Тем более скоро зима, солярка на 5 рублей поднимется, продолжил предприниматель.

«Сплошной негатив к транспортникам, к нашей работе. Но мы на виду, автобусы красные. Может, если нас перекрасить в другой цвет, будет меньше негатива? За эти деньги контингент, который мы собираем... Уволить человека можно, но кто работать будет?», — вопрошает бизнесмен.

В Казани — африканский способ перевозки пассажиров

Вопрос тарифов имеет очень маленькое отношение к безопасности на дорогах, рассказал ИА «Татар-информ» директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. При этом он отметил, что, действительно, 25 рублей — это очень маленькая цена для большого города.

В крупных городах общественный транспорт должен четко ходить по заранее составленным и продуманным планам, обратил внимание эксперт. В схеме должно быть заложено время проезда от одной остановке к другой, так же как и безопасная скорость. Тогда водители не будут ездить слишком быстро или медленно.

«Нельзя горожан миллионной Казани возить африканским способом. Все, что называется общественным транспортом, должно работать по расписаниям. Там уже нет вопросов, быстро едут или медленно, как планировщик тебе записал, так ты и едешь. А у нас водители торопятся, хотят больше пассажиров перевезти, в миллионных городах так не ездят», — уверен профессор.

Этот вопрос должен быть адресован городским властям, добавил Михаил Блинкин.

«Реформа в этом деле вещь абсолютно небезобидная, с точки зрения городского бюджета, отношениям муниципальной власти и бизнеса. Это очень тяжелый, сложный вопрос», — сказал он.

«Но вопрос не в тарифе, а в том, что этот африканский способ перевозки в культурном городе Казань, который я очень люблю, неприемлем. Это надо менять», — подытожил собеседник агентства.

Мэрия ДТП не комментирует

В пресс-службе мэрии Казани не стали комментировать всплеск аварий. В частности, агентство интересовало, были ли наложены взыскания на сотрудников исполкома или ПАТП хоть в одном случае (из 398 за последние 4 года).

В открытом доступе нам не удалось найти упоминаний о случаях, когда после резонансных аварий сотрудники исполкома, отвечающие за транспорт, несли персональную ответственность за ситуацию на дорогах города. Как правило, председатель Комитета по транспорту Айдар Абулхаков заявлял, что ДТП «взято на особый контроль», результаты этого контроля пока остались без комментариев.

Абдулхаков возглавляет комитет с 2006 года. Он стоял у истоков транспортной реформы, затеянной мэром Ильсуром Метшиным. В 2007 году Казань закупила более тысячи китайских красных автобусов большей вместимости.

В 2012 году парк обновили «Нефазы» и «МАЗы». До конца года на улицы города выйдут 104 автобуса на газу.

«Изменение системы общественного транспорта не планируется»

Уже после публикации материала в редакцию поступил ответ от пресс-службы мэрии Казани.

Власти города не планируют изменять систему общественного транспорта, потому что контракты с перевозчиками уже заключены на 5 лет, говорится в сообщении.

Рост ДТП с участием автобусов связан с недостаточным уровнем квалификации водителей, отметили в пресс-службе. Кроме того, свою роль играет дефицит кадров — городу не хватает 278 человек. «На сегодня в транспортных предприятиях продолжают трудиться 507 иностранных работников. Их доля в среднем составляет около 25 процентов», — говорится в ответе на запрос.

С 2015 по 2018 годы за систематические грубые нарушения пассажирские транспортные предприятия города уволили 55 водителей. Муниципалитет дал указания руководителям компаний усилить работу по профилактике аварийности.

«Комитетом по транспорту вопрос организации безопасности пассажирских перевозок взят на особый контроль», — заявили в пресс-службе казанской мэрии.

В исполкоме Казани аварии с участием общественного транспорта рассматривают в три ступени. На первой проходит комиссия по безопасности дорожного движения, водителя отстраняют от работы на время расследования.

Затем в Комиете по транспорту Казани проводят заседание с приглашением сотрудников ГИБДД, «где по каждому случаю выносятся соответствующие рекомендации для дальнейшей работы».

Завершающий этап — заслушивание руководителей транспортных предприятий, которые допустили рост ДТП, на городской комиссии по безопасности дорожного движения.

Отметим, что вопрос ответственности сотрудников исполкома, отвечающих за транспорт, остался неотвеченным.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев