4 апреля истек срок ультиматума Роскомнадзора с требованием к Telegram передать ФСБ ключи шифрования — иначе ведомство пригрозило мессенджеру блокировкой.
Внезапной единовременной блокировки не будет
В марте Роскомнадзор потребовал от Telegram в течение 15 дней передать ФСБ ключи шифрования — срок ультиматума истекает 4 апреля. После этого служба имеет право через суд потребовать блокировки мессенджера.
В судах интересы компании представляет международная правозащитная группа «Агора». Ее глава Павел Чиков заверил ИА «Татар-информ», что в один момент блокировки мессенджера не случится, но добавил, что Роскомнадзор может начать создавать технические сложности для пользователей.
«Но это не означает, что Telegram завтра пропадет из AppStore или GooglePlay. Для пользователей Android и Apple он также будет доступным, и если будут возникать какие-то технические сложности, то это не случится в один момент завтра. Это будет довольно длительный процесс», — рассказал Чиков.
Не факт, что у Роскомнадзора это получится, и не факт, что он вообще начнет это делать. Но если начнет, то это точно не произойдет внезапно, когда все сразу перестанет работать, добавил юрист.
«Факт блокировки Telegram положительно скажется на имидже мессенджера»
На вопрос о том, когда же возможна полная блокировка Telegram, Павел Чиков ответил, что такого никогда не произойдет, даже если госорганы добьются своего. По его словам, практика показывает, что как минимум половина пользователей заблокированных сервисов (RuTracker, LinkedIn, PornHub) продолжают иметь доступ к сервисам.
«С технологическим развитием и с более широким доступом к средствам обхода блокировок те, кто захочет продолжать пользоваться, будут продолжать пользоваться сервисом. Более того, факт блокировки Telegram положительно скажется на имидже мессенджера, потому что это означает, что переписка там действительно сохранна», — уверен адвокат.
«Нельзя отдать ключи в руки хорошим парням и быть уверенным, что они завтра не окажутся в руках плохих парней»
Telegram осенью 2017 года был оштрафован на 800 тысяч рублей за отказ передать ФСБ ключи шифрования сообщений пользователей. Мессенджеру не удалось оспорить это решение в Верховном суде.
По словам Чикова, власти в обвинениях ссылаются на закон, который не учитывает особенности технической архитектуры тех или иных сервисов — так, исполнить поручение в принципе невозможно.
Как уже разъясняли представители мессенджера, cообщения из «секретных чатов» вообще не сохраняются на серверах компании, а сообщения из «облачных» — зашифрованы и хранятся в распределенном виде в различных местах. В связи с этим Telegram не может декодировать передаваемые через него сообщения.
«Telegram изначально создавался таким образом, чтобы невозможно было какой-то одной стороне иметь доступ ко всему. То есть был так продуман, чтобы как раз обезопасить пользователей от возможного несанкционированного доступа к переписке. Компания стоит на принципе «Лучший способ сохранить тайну — это не владеть ей», - пояснил адвокат.
Теоретически Telegram может исполнить поручение суда, но для этого придется полностью переработать весь программный код всего мессенджера, создать мастер-ключ, который позволит получить доступ к любой переписке всех пользователей.
«Но как только это произойдет, это будет означать компрометацию всего сервиса, потому что нельзя отдать ключи в руки хорошим парням и быть уверенным, что они завтра не окажутся в руках плохих парней», — продолжил Чиков.
По его словам, Telegram не пойдет на такой шаг — по крайней мере такова политика мессенджера на данный момент.
«Роскомнадзору нечего ответить»
Адвокат «Агоры» Дмитрий Динзе 30 марта отправил письмо в Роскомнадзор от имени Telegram с ответом на требование предоставить ключи шифрования и разъяснениями, почему это в принципе невозможно сделать. Об этом своем Telegram-канале 2 апреля написал глава группы Павел Чиков.
Но пресс-служба ведомства сообщила «Интерфаксу», что никакого письма в ответ на свое уведомление от компании не получала.
По мнению Чикова, Роскомнадзору просто нечего было ответить.
«На самом деле органы власти прекрасно понимают всю ситуацию, потому что об этом заявляла компания в административном деле осенью прошлого года. Об этом речь шла в Верховном суде при оспаривании приказа, — отметил адвокат. — Павел Дуров сам публиковал посты и интервью, где он разъяснял все это. Поэтому ни для Роскомнадзора, ни для ФСБ политика Telegram и его техническое устройство не является чем-то неизвестным, они прекрасно это знают».
«Битва за Telegram» в судах может продлиться несколько лет
Международная правозащитная группа «Агора» сейчас занимается четырьмя разными процессами, связанными с Telegram.
«Это процесс обжалования административного дела в Московском городском суде, дело о штрафе в 800 тысяч рублей. Второй процесс — обжалование решения Верховного суда на приказ ФСБ, потому что решение в силу не вступило, будет еще пересматриваться», — рассказал Чиков.
Третий процесс — дело в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Две недели назад Telegram обратился туда с жалобой на решение московского суда о штрафе в 800 тысяч рублей за отказ выдать ФСБ ключи для расшифровки переписки пользователей. «Мы ждем решения о регистрации жалобы. В случае блокировки будем рассматривать возможности обращения с просьбой о срочных мерах», — продолжил правозащитник.
Четвертое — переписка со структурами ООН, прежде всего со спецдокладчиком ООН по свободе слова. «Переписка органов ООН происходит по дипломатическим каналам и она непублична. Они опубликуют эту переписку (обращения и ответы) в конце 2018 года», — прокомментировал Павел Чиков.
Дополнительно к этому есть отдельная большая кампания «Битва за Telegram» которую реализует общественный проект "Роскомсвобода".
«Там несколько десятков пользователей Telegram обратились вслед за журналистами Олегом Кашиным и Александром Плющевым в суды, сейчас проходят инстанции и будет коллективное обращение в ЕСПЧ. То есть юридическая работа идет своим ходом, это дело не быстрое, потребует несколько месяцев, а может, и пару лет. Она непосредственно не связана с вопросами блокировки и технического доступа и т. д.», — подытожил глава «Агоры».
Нет комментариев-