«То, что омикрон менее патогенный — это большая наша удача»
— Омикрон вызвал взрывную волну заболеваемости во всем мире, при этом мы не наблюдаем ужесточения ограничений, введения локдаунов. С чем это связано?
— Омикрон, при том, что он заразнее, имеет более мягкие симптомы. Мы видим, что вероятность госпитализации где-то в четыре раза меньше, чем при предыдущих вариантах вируса.
Идея введения локдаунов - замедлить распространение инфекции, чтобы количество тяжелобольных одномоментно не было слишком большим, и тем самым не допустить переполнения госпиталей. Поскольку число тяжелобольных растет гораздо медленнее, чем число инфицированных омикроном, локдаун вводить нет смысла.
— А насколько оправдана теория, согласно которой, власти делают ставку на менее смертельный, но более заразный омикрон, как на «вакцину» — для приобретения коллективного иммунитета?
— Уверен, что Омикрон появился без всякого участия властей. То, что он менее патогенный — это большая наша удача. Власти действуют по обстоятельствам и не так глубоко продумывают шаги. Да и сама идея коллективного иммунитета для меня кажется сомнительной, потому что ковидом, как и другими коронавирусами, можно болеть по нескольку раз.
Власти не вводят локдауны, потому что сейчас в этом нет необходимости. Надо понимать, что карантин неизбежно вредит здоровью общества как эмоциональному, так и физическому.
«Исходная вакцина помогает даже от последнего штамма»
— Учитывая все новые и новые мутации коронавируса, как поступать с вакцинацией, ревакцинацией? Есть ли в этом смысл?
— Смысл в вакцинации есть. Исходная вакцина помогает даже от последнего штамма - омикрона, хотя и меньше. Ревакцинация тоже улучшает ситуацию, и я надеюсь, что сейчас начнется производство вакцины, адаптированной конкретно под омикрон. Кажется, Pfizer уже начал ковать свою. Думаю, скоро вакцинация будет проводиться не одной моновалентной вакциной, а коктейлями. Это вполне обычная практика. Например, вакцина от полиомиелита содержит три штамма вируса.
— Правда ли, что если привиться, а потом еще и заразиться, то защита от коронавируса будет максимальной?
— Естественно, болезнь может стимулировать иммунный ответ, особенно после прививки. У вас могут быть высокие титры антител. Но заражаться коронавирусом специально я вам не советую. Весь смысл вакцинации в том, чтобы не болеть.
Коронавирус иногда приводит к пожизненным или очень долгим осложнениям. Ковид может влиять на мозг, почки, поджелудочную железу и обоняние. Перенесенная болезнь с высокой долей вероятности ухудшит качество жизни.
«Коронавирус становится заразнее — это не сюрприз»
— Графики заболеваемости испанским гриппом и коронавирусом имеют схожесть: коронавирус демонстрирует похожую динамику, которая была у испанки в начале XX века. Вирус становится более заразным и менее летальным, как и испанка. Считаете ли Вы, что эти два случая пандемии схожи между собой?
— У испанки и коронавируса есть сходство. Но все вирусы подчиняются законам эволюции, которые говорят, что если вирус более заразный, то и более успешный. Так что то, что коронавирус становится заразнее — это не сюрприз. Ту же самую параллель можно привести и с другими вирусами. На прошлой неделе, например, в Голландии обнаружили более заразный вариант ВИЧ.
Что касается летальности вируса — это вопрос более размытый. Эпидемиологические модели предсказывают, что менее летальные вирусы должны быть более живучими, потому что не убивают хозяев и тем самым не истребляют свою “кормовую базу”. Если вирус уничтожает людей, как Эбола, то образуется пустыня и некого будет заражать.
С омикроном нам, по видимому, здорово повезло. Его “мягкость” возникла в связи с другим эволюционным механизмом не связанным с истреблением большого числа людей. Все эпидемиологические модели в чем-то похожи. В случае со схожестью испанки и коронавируса — это скорее случайность, чем закономерность.
— В продолжение предыдущего вопроса приложим вот такой скриншот. Как вы считаете, насколько это реалистичный прогноз?
— Ковид уже дал четыре пика: Альфа, Бета, Дельта и Омикрон. А на графике пика всего три. Разумеется, этот прогноз нереалистичный, потому что грипп развивается по другим законам и дает пожизненный иммунитет.
С коронавирусами ситуация другая. Ими можно болеть по нескольку раз. Угасание эпидемии испанского гриппа связано с тем, что все люди перенесли вирус и приобрели иммунитет. В случае с коронавирусом такого, к большому сожалению, не произойдет.
«Коронавирус не такой уж и страшный, это не Эбола»
— Можно ли предсказать, по какой траектории будет дальше мутировать вирус? Он будет постепенно ослабевать или возможно появление крайне летальных форм?
— Предсказание здесь дело неблагодарное. Кто-то из великих, рассуждая об эволюции, использовал такую метафору: "Эволюция — детерминистическая собака, следующая за своим стохастическим носом”. То есть, сначала эволюция, вот эта собака, куда-то тыкается своим носом, и это мы очень плохо можем предсказать. А, если ткнулась в какое-то удачное место, то тогда вся собака подтягивается за своим носом, и это процесс детерминистический, который мы хорошо понимаем и можем описывать математически. Но, к сожалению, наша возможность прогнозировать первую решающую стадию стохастического тыкания носом довольно невелика.
В целом, общая траектория эволюции должна вести в сторону увеличения заразности и, скорее всего, снижения патогенности. Потому что тяжело заболевших людей мы забираем в госпитали. А если в городе происходит вспышка тяжелого варианта, мы этот город запираем на карантин. И таким образом создается выборочное давление в сторону менее патогенных форм. Но, разумеется, возможно появление более жесткой формы, если она по какой причине будет иметь преимущество в отборе.
— Есть ли у коронавируса аналог среди вирусов/заболеваний по массовости и силе долгосрочного урона для человеческого организма?
— Коронавирус не такой уж и страшный, это не Эбола. Из-за этого ковид и заразил гораздо больше людей. Наверное, можно провести параллель между коронавирусом и каким-нибудь из пандемических гриппов. Испанка, может быть.
Есть еще интересные идеи по поводу русского гриппа или, как его еще называют азиатский грипп, пандемия которого произошла в конце XIX века. Некоторые ученые связывают русский грипп с коронавирусом OC43. Это сейчас такой довольной мягкий сезонный коронавирус, гриппоподобное заболевание. Возможно, тогда он перескочил с животных на человека и тоже вызвал похожую пандемию, которая сначала бушевала так же как и нынешняя, а потом стала менее заметной из-за эволюции этого вируса.
— По вашей оценке, учитывая последствия болезни для организма, насколько сильно «потрепал» (и, возможно, еще потреплет) человечество коронавирус? К примеру, многие переболевшие жалуются на ухудшение когнитивных функций: не значит ли это, что в перспективе все мы массово оглупеем?
— Да, вирус имеет большое количество осложнений. К примеру, я участвовал в проекте, где группа ученых доказала, что коронавирус может заражать клетки островков Лангерганса поджелудочной железы — бета-клетки, которые производят инсулин. Это может вызвать диабет первого типа. После начала пандемии мы действительно наблюдаем увеличение количества новых случаев диабета первого типа.
Однако оценивать последствия пока довольно сложно. Должно пройти еще несколько лет, прежде чем мы поймем масштабы проблемы.