Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Паммакариста»: за что казанские музейщики обиделись на богословов и вернется ли дар патриарха Константинопольского в народ

«Паммакариста»: за что казанские музейщики обиделись на богословов и вернется ли дар патриарха Константинопольского в народ
Завтра, 15 февраля, в столице РТ митрополит Казанский и Татарстанский Феофан освятит после реставрации храм преподобного Сергия Радонежского на Япеева. Для обряда и первого торжественного богослужения, которое также проведет лично владыка, из фондов Национального музея РТ в храм доставят икону Божией Матери «Всеблаженнейшая» («Паммакариста») – подарок патриарха Константинопольского Иоакима III. Увидеть ее смогут прихожане и все желающие, но лишь в течение одного дня, затем реликвия снова вернется в музейные фонды.

Собственно, это и стало поводом для негласного противостояния музейщиков, которые в силу исторически сложившихся обстоятельств являются «опекунами» святыни, однако не выставляют ее в экспозициях, а держат за семью замками в фондах, и православной церковью, жаждущей «применения» иконы. Впрочем, обо всем по порядку...

В «биографии», или, как сказали бы верующие и иконоведы, в бытовании иконы «Паммакариста» буквально каждый значимый поворот событий смело можно начинать словами «Если бы не...»

Если бы не украли

Действительно, если бы в 1904 году не украли прямо из Казанского Богородицкого монастыря чудесным образом явленную еще в 1579-м Казанскую икону Божией Матери, образ «Паммакариста», вероятно, вообще никогда бы не оказался в нашем городе и не стал столь почитаемым.

Достоверно известно, что икона Божией Матери «Всеблаженнейшая» была прислана патриархом Константинопольским Иоакимом III в Казань в 1905 году в утешение горожанам взамен украденного первоявленного чудотворного образа. До революции 1917 года она действительно буквально занимала ее место и, как и явленная в XVI веке, даже стала проявлять чудеса. Казалось, почти утешились...



Если бы не власть Советов

С приходом к власти большевиков, как и все другие иконы в Казани и стране, «Паммакаристу» пришлось срочно «эвакуировать» с глаз долой от богоборцев, рьяно принявшихся уничтожать святыни. Образ перенесли в Петропавловский собор Казани, которой продолжал службы до 1930 года, а после здесь находились реставрационные мастерские. Но затем след иконы был утрачен. Казалось, невозвратимо...

Если бы не воссоздание собора Казанской иконы Божьей Матери

В 2005 году Папа Римский Иоанн Павел II передал Русской Православной Церкви, в Казань, один из первых трех списков (копий) с оригинальной, первоявленной в 1579 году Казанской иконы Богоматери. Удивительным образом икона когда-то оказалась в Сан-Франциско, в 1962 году совершила «крестный ход» по городам США и Канады, в 1970-м попала в португальскую деревушку с восточным названием Фатима, а оттуда в 1993-м, наконец, в личные покои Папы Римского. Этот список получил название Ватиканского.

Его обретение подтолкнуло к воссозданию взорванного в советский период собора Казанской иконы Божией Матери. На закладку первого камня 21 июля 2016 года пригласили представителей мусульманства России, а также полномочного представителя Президента РФ в ПФО Михаила Бабича и спикера Госдумы Сергея Нарышкина. Кроме того, был снят документальный фильм о первоявленной иконе, и если бы не щепетильная работа с архивами к съемкам, «компенсационная» константинопольская «Паммакариста» так между делом, наверное, еще долго не обнаружилась бы в фондах Национального музея РТ, который десятилетия то ли упорно помалкивал о ней, то ли чистосердечно забыл.

Нам было известно, что когда в 1904 году пропала явленная Казанская икона Богоматери, вместо нее использовались два других образа – так называемая выносная Казанская икона, сегодня она находится в церкви на Арском кладбище Казани, и «Всеблаженная» («Паммакариста»). Но обе иконы в советское время исчезают. С первой все решилось довольно просто, а вот «Паммакариста» долгое время считалась исчезнувшей. Потом прошла информация, и я остаюсь верен этой идее, что большинство чудотворных икон, которые исчезли в советский период, все же не уничтожены или вывезены за границу, а остались в России. Было много порядочных людей, поэтому такие реликвии прятали в фондах, давали им другие имена... Мы искали ее по признакам, запечатленным на фото. Зацепкой стала дарственная надпись с обратной стороны иконы. И я просил людей, которые работали в фондах Национального музея, сообщать о похожих иконах. И вот однажды информация о том, что «Паммакариста» действительно находится в Национальном музее, пришла», – рассказал «Татар-информ» советник мэра Казани, соавтор фильма о Казанской иконе Божией Матери «Первоявленная» Дмитрий Хафизов.

По словам собеседника, предположения о том, что икона, скорее всего, находится именно в этом музее, сложились еще около 1999 года. Но тогда «музей очень неохотно шел на сотрудничество, так как еще нечего было предъявить в качестве доказательств этой версии». Во время работы над фильмом его создатели впервые официально обратились в Национальный музей РТ с просьбой показать «Всеблаженнейшую».

«Это находка по уровню соответствует возвращению Тихвинской иконы Божией Матери (икона XIV века, с 1950 года принадлежавшая Свято-Троицкому собору в Чикаго и лишь в 2004 году по завещанию настоятеля архиепископа Иоанна была возвращена в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь в Ленинградской области. – Ред.). “Паммакариста” за короткое время с 1905 по 1917 год успела стать всероссийской святыней, и возвращение ее должно быть очень триумфальным», – уверен Дмитрий Хафизов.

Именно выход фильма «Первоявленная» и, казалось бы, безобидных публикаций о путешествии «Паммакаристы» во времени post factum сильно взволновали музейщиков. Высказанная одним из соавторов первым проректором Казанской православной духовной семинарии игуменом Евфимием (Моисеевым) надежда на то, что однажды икона будет возвращена верующим, вызвала негодование хранителей, бесспорной заслугой которых является ее безупречная сохранность.

Теперь Национальный музей журналистов к реликвии допускает крайне настороженно, но в то же время и не размещает дар патриарха Константинопольского ни в одной из экспозиций. Выставка «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» в 2016 году в Благовещенском соборе Казанского кремля по случаю закладки собора Казанской иконы Божией Матери была до настоящего времени  единственным шансом увидеть икону, присланную в утешение утраченной – народу.

Образ Божией Матери «Всеблаженнейшая» не спутаешь ни с каким другим ее изображением. Это большая икона в половину или даже в треть человеческого роста (93 на 63 см). Ее хранят сокрытой от света в фондах Национального музея РТ и переносят только в специальных перчатках. Икона написана на деревянной основе по канонам древнегреческой иконописи, но по сути представляет собой точный список (копию) с оригинального изображения, выполненного в техники мозаики. Именно в связи с этим иконописец воспроизвел каждый отдельный элемент исходника – каждая частичка древнего полотна из патриаршего храма св. великомученика Георгия прописана с помощью красок.

Как все же удалось узнать корреспонденту ИА «Татар-информ» у заведующей отделом изобразительных и документальных источников Национального музея Республики Татарстан Наталии Фоминой, «Паммакаристу» не размещают в выставочных залах за неимением соответствующих ее уровню ценности условий экспонирования. Да и главное, казалось бы, – нашлась.

Если бы не митрополит Феофан

По словам Дмитрия Хафизова, прежний митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий действий по возвращения иконы Русской Православной Церкви не предпринимал. Новый владыка, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан к вновь обретенному дару отнесся с большим уважением и пониманием, поддержав возвращение ее верующим.

«Про "Всеблаженнейшую” были сделаны доклады на нескольких конференциях. Наши доказательства должны были быть очень серьезными. С музеем есть предварительная договоренность. Сейчас такие реликвии не забирают у музеев совсем, но мы предложили вариант, чтобы образ выставлялся в соборе Казанской иконы Божией Матери, который сейчас восстанавливается. И я уверен, что там он и будет – дар Константинопольского патриарха из фондов Нацмузея перенесут в собор Казанской иконы Божией Матери. Юридически икона будет принадлежать музею, а церковь на себя возьмет соответствующую охрану. Таким образом, икона будет числиться на балансе музея, а фактически принадлежать верующим, которые смогут ей поклоняться», – обрисовал возможное будущее иконы собеседник агентства.

Правда, как признался Дмитрий Хафизов, в настоящее время такая договоренность между музеем и епархией еще в процессе работы. Но как только собор восстановят, для нее должно найтись в нем особое место, тем более, что опыт подобного, хотя и более кратковременного экспонирования реликвии (на сутки) уже есть.

«Эта икона должна находиться в храме, как, например, Владимирская икона, которая доступна верующим, но при этом принадлежит музею. Так что вариант выхода из ситуации есть», – констатировал советник мэра Казани.

Сам митрополит Казанский и Татарстанский Феофан тактично возложил миссию по разъяснению позицию РПЦ по этой ситуации на первого проректора Казанской православной духовной семинарии игумена Евфимия. Последний, напомним, был одним из соавторов фильма о Казанской иконе Божией Матери и публикаций о «Паммакаристе», которые сильно встревожили музейщиков.

Игумен Евфимий подтвердил желания Русской Православной Церкви вернуть реликвию, однако от обсуждения перспектив ее нахождения, со своей стороны, не менее тактично ушел:

Это общее пожелание, что святыня должна вернуться. Но пока конкретные шаги не предпринимались, потому что это целая операция с переговорами и т.д. Мысль – это одно, а конкретные шаги – это другое. Мы многое чего хотели бы: чтобы и храмы были восстановлены, и монастыри… Но это не так легко сделать. Возможно, это и произойдет. В настоящее время официальных шагов в этом направлении пока не предпринималось».

Уже известно, что на открытие собора Казанской иконы Божией Матери, которое приближается к завершению, власти Татарстана пригласят Президента России Владимира Путина. Кроме того, на днях мэрия Казани анонсировала сотрудничество с Троице-Сергиевой лаврой по обмену опытом в области религиозного туризма. Видимо, оба этих обстоятельства вполне могу стать очередным поворотным «если бы не...» в судьбе Богородичного образа «Паммакариста».

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев