Главный редактор
Минвалеев Руслан Мансурович
8 (953) 999-96-04
sneg_kzn@mail.ru
Сетевое издание «Снег» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 02 июня 2021г.
Свидетельство о регистрации: ЭЛ № ФС 77 - 81207
Территория распространения - Российская Федерация, зарубежные страны
Учредитель акционерное общество "ТАТМЕДИА"
Адрес редакции 420066, Татарстан Респ., г. Казань, ул. Декабристов, д. 2
Языки: русский, татарский, английский
Настоящий ресурс может содержать материалы 16+
Для сообщений о фактах коррупции: shamil@tatar-inform.ru

«Пайщики могут остаться без квартир»: кто может пострадать в Татарстане из-за проблем «Бест Вея»

«Пайщики могут остаться без квартир»: кто может пострадать в Татарстане из-за проблем «Бест Вея»
Кооператив «Бест Вей» подал в суд на Центробанк России и потребовал исключить себя из списка финансовых пирамид. Напомним, регулятор заблокировал сайт «Бест Вея», а Генпрокуратура завела в отношении кооператива уголовное дело. Пайщики бьют тревогу. Ведь если «Бест Вей» не устоит, им придется съехать из кооперативных квартир. Как выяснил «Снег» в Татарстане тоже оказалось немало пайщиков «Бест Вея».


Что такое «Бест Вей»?

Это кооператив, который предлагает купить квартиру в рассрочку. Пайщик, который вступает в кооператив, должен заплатить 2 тысячи евро. По нынешнему курсу это около 170 тысяч рублей. Кроме того, пайщик должен заплатить солидный первоначальный взнос – хотя бы 35% от стоимости квартиры. То есть если вы берете квартиру в Казани за 5 млн рублей, у вас в кошельке должно быть как минимум 1,8 млн рублей. Через год пайщик может выбрать себе квартиру.

Когда подходящую квартиру находят, кооператив покупает ее. Пайщик начинает в ней жить, и каждый месяц вносит паевый взнос за квартиру и членский взнос – 2 тысячи рублей.


Фото: Владимир Васильев


- Пока вы не выплатили всю стоимость, квартира находится в собственности кооператива. Когда вы покупаете жилье по ипотеке, квартира находится в залоге у банка, но это ваша собственность. А в случае с кооперативом квартира - это имущество кооператива, - поясняет директор агентства недвижимости «Счастливый дом» Анастасия Гизатова. Пайщик может оформить квартиру на свое имя, когда выплатит всю стоимость квартиры. 

Что происходит с «Бест Веем» сейчас?

Центробанк увидел в «Бест Вее» признаки финансовой пирамиды. По его инициативе сайт кооператива заблокировали.

Однако нам удалось найти новый сайт с личным кабинетом для пайщиков. Здесь есть и реквизиты компании, и адрес, и имена руководителей. Всплывает и калькулятор, на котором можно посчитать размер выплат. А вот финансовую отчетность в открытых источниках «Бест Вей» не публикует.

Генеральная прокуратура вместе с Центробанком провела проверку и возбудила уголовное дело против «Бест Вея» и аффилированных организаций по ч. 2 ст. 172.2 УК РФ («Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества»). Иными словами кооператив заподозрили в том, что он является финансовой пирамидой.

Добавим, что «Бест Вей» считается частью холдинга Life is good, который откровенно занимается сетевым маркетингом.

Позиция «Бест Вея»: «Это мы написали заявление»

Мы не нашли телефон ни на сайте «Бест Вея», ни на сайте Life is good. Электронного адреса, куда можно отправить письменный запрос, тоже нет. Мы оставили вопросы на официальной странице Life is good в сети Facebook. Редакция готова опубликовать ответы, если они поступят.

В сети Instagram много страниц, где агенты рассказывают о работе «Бест Вея». На одной из них мы нашли видео с счастливыми пайщиками, которые купили квартиру в Казани. В шапке профиля указан телефон агента по имени Марина. Корреспондент позвонил ей под видом человека, который хочет вступить в кооператив, и спросила, почему прокуратура завела уголовное дело против «Бест Вея».

- Уголовное дело инициировали юристы кооператива «Бест Вей». Мы как пайщики подписали петицию против Центробанка. Мы написали в прокуратуру заявление о возбуждении уголовного дела, потому что нас обвиняют в том, к чему мы не имеем отношения, - рассказала агент «Бест Вея».

Отметим, что «Бест Вей» действительно написал заявление, но не в прокуратуру, а исковое. Кооператив подал в суд на Центробанк и потребовал исключить себя из списка финансовых пирамид.

Представитель кооператива Марина уверена, что «Бест Вей» нельзя обанкротить, ведь он не может брать кредиты, а его уставной капитал составляет ноль рублей. Корреспондент поинтересовалась, купит ли кооператив квартиру для нее, если из-за уголовного дела в «Бест Вей» перестанут приходить новые пайщики.

- У вас мышление додумывания. Не придут и не надо. Ведь, люди, которые уже купили квартиры, в соответствии со своим гражданским долгом и статье 218 Гражданского кодекса («Основания приобретения права собственности – прим. ред.) должны вносить паевые взносы.

«Бест Вей» в Татарстане

Наиболее активно кооператив развивался на юго-востоке Татарстана – в Набережных Челнах и в Нижнекамске. Затем начал привлекать пайщиков и в Казани.

В Набережных Челнах «Бест Вей» к своей рекламной кампании привлекал даже мэра города Наиля Магдеева. Правда, сам Магдеев об этом ничего не знал. Сфотографировался на мероприятии с риелтором, а та использовала фото для рекламы кооператива. В свое оправдание риелтор заявила, что сделала это не со зла и вообще ни одного пайщика фото с Наилем Гамбаровичем не привлекло.

В Набережных Челнах есть и филиал Life is good, куда входит и кооператив «Бест Вей». Его директором называют Альфиру Газимову. В соцсетях она позиционирует себя как бизнес-консультанта. «Из риелтора в миллионера», - пишет о себе Газимова. На своем канале на Youtube дама рассказывает, что работала риелтором, но ее заработок упал в 2015 году, когда рынок недвижимости встал. Подруга рассказала о кооперативе «Бест Вей», но сначала Газимова и слышать не хотела о нем.


Фото: Салават Камалетдинов


- Потому что это обманутые пайщики, это обманутые дольщики. Информации очень много, - говорит она. Но признается – хотела много зарабатывать, поэтому начала привлекать клиентов для «Бест Вея».

Альфира Газимова числится как учредитель и руководитель агентства недвижимости «Камжилгарант» и как индивидуальный предприниматель.

Мы попытались связаться с Альфирой Газимовой на Facebook. Она не ответила на вопросы, хотя все эти дни публиковала мотивирующие посты на своей странице.

На сайте «Спарк Интерфакс» мы нашли компанию, которая зарегистрирована в Набережных Челнах и называется ООО «Бест Вей-Недвижимость». Учредитель компании – Артур Зиганшин, директор – Марина Карамуллина. Казахстанское издание «Датификация» называет Артура Зиганшина директором 8 уровня Life is good.

 «Не рекомендуем работать с данным кооперативом»

Руководители агентств недвижимости рассказывают, что представители «Бест Вея» предлагали им работать вместе. Правда, никто из опрошенных нами участников рынка на это не согласился. Риелторы полагают, что «Бест Вей» все равно сумел привлечь в Татарстане довольно много пайщиков. Было немало случаев, когда кооператив покупал квартиры у их клиентов-продавцов.

Директор агентства недвижимости «Кама» Рисхат Сабирзянов вспоминает, что представители «Бест Вея» и предлагали привлекать пайщиков много лет назад, когда кооператив только зашел в Набережные Челны.

- Я спросил, откуда они и откуда у них деньги. Я сказал: «Если вы даете деньги по ставке меньше чем процент инфляции, это мне непонятно». Они мне что-то рассказали, но так и не смогли [этого] объяснить. Мы с ними в принципе не работали. Их представители у нас не были. Они несколько раз предлагали прийти и провести собрание. Я ответил, что их действия мне непонятны, поэтому в наш офис они не придут, - вспоминает Рисхат Сабирзянов.

Глава ассоциации «Гильдия риелторов Татарстана» Андрей Савельев подчеркивает, что гильдия отказалась работать с «Бест Веем».

- Они приходили к нам. Несколько лет назад на расширенном заседании приняли решение, что «Гильдия риелторов Татарстана» настоятельно не рекомендует работать с данным кооперативом. Мы провели свой анализ и увидели как раз признаки финансовой пирамиды. Поэтому и своим клиентам мы не рекомендуем работать с данным кооперативом, - говорит Андрей Савельев.

Что будет с пайщиками, если «Бест Вей» рухнет?

Вероятно, пайщики, которые еще не выплатили всю стоимость квартиры и не оформили право собственности на себя, покинут кооперативное жилье. Квартиры могут продать на аукционе, чтобы закрыть долги «Бест Вея». Ведь как мы уже говорили, квартиры оформляли не на пайщиков, а на кооператив. С вырученных денег пайщикам могут вернуть деньги, которые они вносили.

- Не знаю, по какой процедуре будут вскрывать «Бэст Вей». Если пойдут по процедуре банкротства, все неоплаченные квартиры уйдут в конкурсную массу, и за счет этих денег будет закрываться задолженность перед третьими лицами, - говорит Анастасия Гизатова.


Фото: Рамиль Гали


При самом неблагоприятном сценарии пайщики могут остаться и без денег, и без квартиры, считает Андрей Савельев.

Сами пайщики пытаются спасти «Бест Вей», как могут. Они создали петицию на change.org, чтобы полддержать кооператив. Они считают, что “Бест Вей” не является пирамидой, и винят во всем Центробанк.

«Центральный Банк ущемил гражданские и конституционные права пайщиков на добровольную кооперацию и нанес ущерб некоммерческой организации, созданной для удовлетворения потребности граждан в жилье», - пишут авторы петиции. На момент подготовки материала ее подписали почти 7 тысяч человек.

Кто стоит за «Бест Веем»?

Межрегиональный потребительский кооператив по улучшению жизни «Бест вей» зарегистрирован в Санкт-Петербурге в 2014 году.

Председатель совета кооператива – Василенко Роман Викторович. Он же числится гендиректором ЧОУ ДПО «МБА». Компания также зарегистрирована в Санкт-Петербурге в 2011 году. На сайте «Сбис» указано, что учредителями компании являются Сергей Бюллер и Татьяна Мамаева.

Руководитель «Бест Вея» - Роман Василенко - активно пиарит себя. У него есть собственный сайт, где он рассказывает о своих успехах. Правда, выглядит он устаревшим, как будто его сделали десять лет назад и забросили.

Зато Василенко активно ведет соцсети и канал на Youtube. В сети Instagram у него почти 80 тысяч подписчиков. Им Василенко регулярно рассказывает о вредных установках, о правильных целях и т.д. Одним словом – об успешном успехе. Недавно он презентовал собственную книгу. Она так и называется «Охотник за успехом». На обложке, конечно же, сам Василенко. Руководитель «Бест Вея» старательно создает образ мецената и благородного бизнесмена, который старается помочь людям.


О Романе Василенко известно, что он был военнослужащим, получил экономическое образование. Несколько лет назад он дал интервью журналисту Владимиру Соловьеву. В нем глава «Бест Вея» рассказывает, что сначала сам участвовал в сетевом маркетинге. Потом ему пришла идея создать собственную компанию, которая занимается тем же самым.

- Я прицепил кооперацию к сетевому маркетингу, - говорит Василенко. По его словам, пайщик может заработать на квартиру, привлекая других пайщиков. За каждого привлеченного пайщика платят минимум 240 евро. По сути сам Василенко и не скрывает, что «Бест Вей» - пирамида. Но как он говорит сам, от «МММ» Сергея Мавроди его кооператив отличается тем, что у него есть товар.

Роман Василенко в интервью Соловьеву говорит, что готов отвечать лично, если вдруг компания пойдет ко дну. Правда, пока официально он не прокомментировал ни блокировку сайта по инициативе Центробанка, ни уголовное дело. Сам Василенко, его компании и последователи кажутся открытыми и публичными. Есть и открытые сайты, и страницы в соцсетях, и каналы на Youtube. Но открытого общения на этих площадках практически нет. На сайтах компаний посторонний человек не может найти не только финансовую отчетность, но даже контактный телефон.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям