Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Падение «21-го века»: мог ли машинист спасти башенный кран?

Падение «21-го века»: мог ли машинист спасти башенный кран?
В центре Казани на строительной площадке в апреле упал строительный кран высотой 20 метров. Стрела упала во двор гостиницы «Берисон» – в нескольких сантиметрах от стены. К счастью, никто не пострадал. Потом уже в июне на частично заселенную многоэтажку под номером 34 по проспекту Камалеева в столице Татарстане из-за сильного ветра рухнул башенный кран, машинист получил травмы.

А в июле в Елабуге на грузовой пристани причала Танайка на судно упал автомобильный кран, небольшую травму получил один человек. «Татар-информ» поговорил со специалистами и выяснил, почему каждый год регистрируются случаи падения кранов.

На вопросы корреспондента ИА «Татар-информ» отвечали Николай Григорьев, начальник Казанского территориального отдела Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также заместитель директора специализированной организации по сервису подъемных сооружений ООО «ЛУН-М», доцент КНИТУ-КАИ Анатолий Сытник.

По данным Ростехнадзора, на территории Татарстана работают 8 тысяч подъемных сооружений. После изменения законодательства сотрудники надзорного органа не проводят постоянных плановых проверок, а действуют только на основании обращений граждан и самих владельцев кранов. Тем не менее с начала этого года за различные нарушения уже четыре крана получили «черную метку» – временный запрет на эксплуатацию.

В прошлом году на территории подконтрольной Приволжскому управлению, куда помимо Татарстана входят Чувашия и Марий Эл, произошло пять несчастных случаев, в которых погибли три человека. В прошлом году на одном из комбинатов в Казани под бетонной плитой, сорвавшейся с крана, погибла женщина. В Апастовском районе при разборе дома автокраном на рабочего рухнула стена, которую пытались поднять.    

Кран относится к категории опасных объектов, а потому его проверка для получения разрешения на эксплуатацию проводится комиссией.

«При подготовке документов к комиссионной проверке организации зачастую не предъявляют руководство по эксплуатации подъемного сооружения. При этом организации сообщают, что либо потеряли документацию, либо вовсе ее не имеют. Кроме того, должны быть акты выполнения монтажных работ, акты приемки монтажного участка, и контроль качества монтажа должен быть подтвержден актом. Нормативный срок службы подъемного сооружения 20 лет – если проверку пытается пройти устройству свыше этого срока, то оно подлежит экспертизе», – отметил Николай Григорьев.

Анатолий Сытник пояснил, что любое подъемное сооружение представляет из себя не просто огромную металлическую конструкцию, но еще и технологически-сложный агрегат, буквально «напичканный» всевозможными датчиками и компьютерами.

«Контролируются такие параметры, как масса груза, его положение, сила ветра и другие, необходимые для того, чтобы кран работал в безопасной для себя зоне. Кроме того, датчики отслеживают ту территорию, на которой кран работает, чтобы не было контакта со строящимся или построенным объектом, чтобы кран не работал над теми зонами, где проходит дорога или ходят пешеходы», – отметил Анатолий Сытник.

– Николай Самуилович, в конце июня произошло падение башенного крана в ЖК «21 век», была ли проведена проверка по данному факту?

Николай Григорьев: По распоряжению Приволжского управления Ростехнадзора организованна комиссия по расследованию данной аварии. Комиссия свою работу еще не закончила, поэтому какие-либо выводы делать пока рано. Работа в этом направлении ведется.

– Но ветер – неконтролируемая сила. Что должен сделать машинист, чтобы спасти кран в подобной ситуации?

Анатолий Сытник: Если это неожиданный порыв ветра, то здесь мало что сделаешь. Но опыт показывает, что любому сильному порыву предшествует несколько слабых, и все эти порывы отслеживаются. И наверняка крановщику они были видны, если они были.

– Если возникает усиление порывов ветра, какие действия у машиниста?

Николай Григорьев: У любого крана, во-первых, есть тормоза, и когда он проводит работу, то ставит кран на тормоз. Также есть специальные захватывающие устройства: когда начинается сильный ветер, машинист может спуститься или дать команду, чтобы кран поставили на захват – к колесам прикрепили дополнительные колеса. Это позволяет избежать падения, если время позволяет это сделать. Но, как правило, внезапно это не происходит. Кроме того, тот кран, который упал, был рассчитан на работу при скорости ветра до 15 метров в секунду. А что там действительно было – решит комиссия. А так – кран спасти возможно.

– Есть еще способы избежать падения?

Анатолий Сытник: Да, в такой ситуации разблокируется стрела крана, чтобы она была как флюгер, а не принимала на себя весь порыв ветра. Крановщик, выполнив эти действия, должен успеть спуститься. Опыт показывает, что он это успевает.

– Но в этот момент он, получается, не защищен от ветра? Когда будет спускаться с крана.

Анатолий Сытник: Получается, что так.

В интернете гуляют очень много различных видео из разных стран, на которых по разным причинам опрокидываются автокраны. Эксперты рассказали, что, как правило, первая ошибка при работе с автокраном – ставить его параллельно объекту. В этот момент срабатывает принцип рычага и груз опрокидывает кран.

Чтобы этого избежать, необходимо ставить автокран не параллельно, а под углом как минимум в 30 градусов, это позволит избежать опрокидывания.

Кроме того, как уже было отмечено, на каждом кране установлены датчики. Продвинутые системы и вовсе не позволяют работать с краном, если «улавливают» нарушения. Если компьютер почувствует, что подъем груза повредит самому устройству, то он не даст его поднять выше –только спустить. Или если поворот стрелы приведет к столкновению с объектом.

Системы попроще просто предупреждают машиниста об опасности, и уже сам рабочий решает, как поступить в сложившейся ситуации. Опрошенные эксперты отметили, что безопасное обращение с подъемным сооружением и вовремя проведенный ремонт позволят избежать инцидентов.

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев