На мастер-классе собралась разношерстная аудитория. Одним из первых пришел тихий татуированный парень, одетый в кепку, толстовку оверсайс и короткие шорты. Он постоянно рисовал в своем альбоме черно-белые узоры и ни на кого не обращал внимания. Следом пришли две подружки-школьницы. Одна из них принесла акварель с кисточками, несколько блокнотов, штук 50 цветных карандашей и несколько минут точила их с помощью механической точилки. Позже присоединились еще несколько девушек, судя по всему студенток, и молодой человек. Самой взрослой участницей стала мать переводчицы, которая постоянно говорила, что пришла сюда за компанию, рисованию не училась, так что на успех даже не надеется.
Преподавателем стал приглашенный иллюстратор из Швейцарии Ойген Флекенштайн. Он рисует для культового швейцарского журнала комиксов Strapazin, который существует более 30 лет. Ойген там работает практически с момента создания издания.
«Я в Штутгарте изучал искусство, но я был худшим студентом, потому что для меня это было что-то ненастоящее. Тогда я жил в квартире с другими людьми и однажды разукрасил нашу ванную, нарисовал там акулу, какую-то гавайскую девушку, пальмы. Просто мне хотелось, чтобы там было хорошее настроение. Это увидел создатель журнала Strapazin и сказал „Зачем ты делаешь всякие скучные вещи, лучше занимайся комиксами“. И в один день я поменял свое направление», — поделился с нами художник.
Помимо журнала Strapazin, Ойген делает иллюстрации для детских учебников, рекламных объявлений и даже создавал дизайн для часов фирмы Swatch. Художник любит ловить движения людей, но нередко рисует архитектуру, особенно если дело касается путешествий.
«Рисунок с места — дорогой сувенир, потому что по нему можно запомнить запахи, окружающие звуки и разные мелочи», — говорит Ойген. Из Казани у него будет немало таких сувениров — художник показал несколько набросков, где участники мастер-класса сразу узнали ключевые места в городе. Театр кукол, Кул Шариф, «Чаша», Колхозный рынок, «Пирамида», вход на станцию метро «Кремлевская» — все места уже в скетчбуке Ойгена, рисунки будут на сентябрьской выставке в «Смене». Пока же художник объяснял нам, как быстро переносить живописные городские объекты в свои блокноты.
«Порой, когда вы рисуете на улице, получается нечто невероятное, то, чего в другой обстановке, никогда бы не получилось», — считает иллюстратор.
России рисовать на улице легко — никто не подходит, не задает вопросов, не отвлекает, а вот в Японии художник никогда не остается незамеченным.
По мнению иллюстратора, рисуя архитектуру на улице, вы можете забыть о перспективе — в наброске главное передать форму, силуэт, цветовое сочетание. Полезно делать маленькие эскизы — например, на Колхозном рынке Ойген нарисовал разноцветные мешки с овощами, орехами и сухофруктами. Также. впечатление от места и страны передают личные автомобили и общественный транспорт. Поэтому теперь в скетчбуке художника и российский ПАЗик, и индийский тук-тук.Людей, как считает Ойген, рисовать непросто, ведь они вечно норовят изменить позу или удрать. Поэтому про анатомические особенности вы тоже можете смело забыть, а свое внимание лучше перенести на форму, постараться передать движение.
«Ну что ж, я объяснил вам, как поймать жизнь, теперь ваша очередь», — сказал иллюстратор. Вместе с ним мы отправились в район Колхозного рынка и остановились между противоположными автобусными остановками. Каждый занял свою позицию и приступил к рисованию. Наш корреспондент выбрал вид на автобусную остановку и зеленое здание на Межлаука,1. Хотя, на работу с цветом времени так и не хватило.
Ойген подходил к каждому участнику и давал советы: «Не забывай про мелочи — антенны, провода; передай текстуру черепицы; не бойся вывесок и букв, они добавят настроения; рисуй одной линией, а не несколькими штрихами, так рисунок становится более похожим на иллюстрацию».
Позже 18-летняя девчонка, которая постоянно задавала вопросы и записывала буквально каждое слово мастера, попросила художника показать, как он работает с цветом. За считанные секунды Ойген взял в руки блокнот, разложил на нем мини-палитру с акварелью и достал ручку-кисть, она же брашпен. «Это моя новая подружка, — с улыбкой заметил художник. — Она со мной уже две недели». У брашпена есть синтетическая кисть и резервуар для воды, поэтому не надо носить с собой стаканчик-непроливайку. Всего пара штрихов, и набросок мужчины стал выглядеть еще живее.
Вернувшись в «Смену», Ойген предложил обсудить работы. Кто-то постеснялся демонстрировать свое творчество при всех, другие разложили блокноты рядом. Фаворитом однозначно можно назвать работу татуированного парня — автобусную остановку и первые два дома по улице Межлаука он изобразил будто бы сверху, да еще и несколькими цветными ручками.
Второй молодой человек нарисовал ТЦ «Модная семья», но, по словам Ойгена, в его скетче мало воздуха, а ситуацию могут выручить краски. Незавершенный эскиз нашего корреспондента иллюстратору понравился изгибом изображенной дороги и достаточным количеством белой, незакрашеной бумаги. «Хорошая работа», — с улыбкой заметил художник.
Многие спросили Ойгена Флекенштайна, приедет ли он в Казань еще. Он заметил, что с радостью вновь окажется в Татарстане, если будет такая возможность, и посоветовал всем следить за новостями «Смены», чтобы первыми увидеть результаты его работы на сентябрьской выставке.
Оставляйте реакции
Почему это важно?
Нет комментариев-