Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

«Отжимаем деньги и телефоны, говорим за пацанскую жизнь, обворовываем магазины»: АУЕ-движение среди молодежи

«Отжимаем деньги и телефоны, говорим за пацанскую жизнь, обворовываем магазины»: АУЕ-движение среди молодежи
АУЕ – «арестантско-уркаганское единство» не сбавляет обороты не только на территории России, но и в Татарстане. Своими историями с корреспондентом ИА «Татар-информ» поделились молодые люди, которые принимали непосредственное участие в инцидентах из разных городов Татарстана. Чем живут подростки, как воруют в магазинах, как вымогают деньги у сверстников и что поменялось после 90-х годов? Мнением поделились участники АУЕ-движения, представители вузов и другие эксперты.

«Толпой на одного – это просто зверство»

В эти дни в Казани произошло событие, которое потрясло всю общественность. Накануне на видео попало, как в Азино подростки избивают 17-летнего подростка. Как выяснилось позже, нападавшими оказались ученики 174-й школы. На данный момент по факту драки возбуждено уголовное дело. В соцсетях люди высказываются о том, что это не иначе как АУЕ-группировки. Комментируя эту ситуацию, близко знакомый с АУЕ-движением собеседник ИА "Татар-информ" отметил, что ничего сверх-ординарного в произошедшем нет, но драка 11 на 1 всё-таки вряд ли вызовет понимание в любом сообществе.

«Что можно сказать по этому поводу? Такие ситуации были всегда. Просто сейчас этому стали уделять слишком много внимания со стороны СМИ и социальных сетей. Даже если вспомнить нулевые: каждый день кого-то бьют за школой, тогда было даже еще хуже, сейчас просто слишком много внимания к этому. Толпой на одного – это просто зверство», — рассказывает Эльмир. 


«АУЕ-молодежь в тюремной иерархии занимает низкое место» 

Случай в Азино не первое подобное происшествие. Многие инциденты не попадают в объектив камер или у происшествий нет свидетелей, поэтому люди о них не знают. Это нам подтвердил один из подростков из Набережных Челнов, он рассказал, что «зажимает» сверстников порой от нечего делать. Они с друзьями по-прежнему «прессуют» в школе одноклассников, требуют денег на так называемый загрев для тех, кто сидит в тюрьме. 

«Деньги и телефоны «отжимаем» у одноклассников и прохожих, порой просто для себя или отправляем друзьям, которые сидят в тюрьме», — рассказывает Дамир (все имена изменены). 

Эту ситуацию прокомментировал Эльмир, который не так далек от АУЕ-движения. В середине нулевых он сам не раз попадался в опорные пункты полиции за вымогательство денег. 

«Деньги отжимали и будут отжимать всегда, от этого никуда не денешься. Такие вот отморозки в силу своего низкого интеллекта возвели культуру воров в законе в абсолют. Но подобное социальное влияние, низкий интеллект, культ крутости и многое другое вырастило из них вот такое посмешище», — рассказал Эльмир. 

Своим мнением делятся и жители Казани. Так, например, сотрудник службы безопасности Булат Сабитов рассказал, что слышал про АУЕ, но, по его мнению, сейчас это уже не актуально.

«АУЕ значит «арестантский уклад един». Полгода назад это было на слуху, особенно у всяких школьников. Сейчас вроде поутихло всё. Этому отчасти способствовали стримеры: Мопс и еще кто-то. Я считаю это все бредом зэковским», — отметил Булат.  

Конфликтолог КФУ Андрей Иванов отмечает, что субкультуру АУЕ нельзя приравнивать к уголовно-криминальному миру, но помнить, что для людей из уголовного мира это своего рода кадровый резерв.

«С АУЕ-субкультурой есть одна большая опасность, в ней есть молодые люди старшего возраста, то есть люди от 25 до 30 лет. И АУЕ-сообщество – это кадровый резерв или пехота, которая может рекрутироваться уголовным миром, хотя среди судимых людей говорят, что АУЕ-молодежь в тюремной иерархии занимает низкое место», — подчеркнул Андрей Иванов. 

«В коммерческих вузах Казани есть проблема АУЕ-движения» 

Доцент кафедры конфликтологии КФУ и исполнительный директор Казанского межрегионального центра экспертиз (КМЦЭ) Андрей Иванов рассказал, что проблема встречается не только в школах и колледжах, но не чужда и вузам. 

«Я как преподаватель Казанского университета вижу, что тема АУЕ для студента высшего учебного заведения, который, тем более, учится на бюджетной форме, не актуальна. В коммерческих вузах Казани такая проблема есть. Я не буду эти вузы перечислять, коллеги рассказывают, что АУЕ-тема там присутствует», — отметил доцент КФУ. 


Корреспондент ИА "Татар-информ", правда, и в КФУ нашел студента, который не понаслышке знаком с подобными явлениями. Он рассказал, как старшекурсники «отжимают» деньги в общежитиях вузов.

В один из вечеров они выпивали со студентом старших курсов, и настало время расходиться. Однако, как в таких случаях часто бывает, студенту старшего курса оказалось мало выпитого, ко всему прочему на «праздник» подоспели его друзья с других факультетов. 

«Они заставили нас идти в магазин через окно первого этажа общежития, по-другому из него уже нельзя было выйти. Мы принесли алкоголь, купленный на собственные деньги, и пьяный вечер продолжился, впоследствии начались те самые разговоры за “пацанскую” жизнь», — рассказал Кирилл. 

От разговоров бравые ребята перешли к действиям, и по одному к каждому первокурснику обращались с одним и тем же требованием — сесть перед ними на колени. За отрицательный ответ следовал удар в челюсть. Отпускали после того, как ты либо упал на колени, либо после четырех-пяти ударов. 

«После всего они спрашивали, имеем ли мы к ним по этому поводу какие-либо претензии? На что мы дали отрицательный ответ. Впрочем, один из моих соседей на следующий день позвал в город уже своих ребят, и те уже не выглядели такими бойкими», — поделился Кирилл. 

Вопрос урегулировали мирно, и в нашу комнату старшекурсники больше не заходили. Но, как говорит Кирилл, из общежития пришлось съехать, дабы не нарваться на подобные случаи. 

Этот случай нам также прокомментировал Эльмир, он высказал позицию о том, что в этом конфликте обе стороны крайне неправы. 

«По этой ситуации сказать можно только одно: это “зашквар” с обеих сторон. И с той, кто у парней “отжал” деньги, а потом с ними же сидел и пил. Так не делается — либо забирай деньги и иди дальше, либо не занимайся этим. А ребята тоже неправы, что садились на колени, на колени садятся только перед матерью», — говорит Эльмир. 


Воровство как образ жизни

Ильнар, подросток из Нижнекамска, рассказал корреспонденту «Татар-информ», как они с друзьями обворовывают магазины. 

Несколько раз получалось удачно, заходили толпой, брали вещи, которые понравятся. Один раз нас поймали, но до суда дело не дошло», — рассказывает Ильнар. 

Кроме этого, рассказал он, с друзьями они крадут и продукты, точно по такому же принципу берут приглянувшиеся и рассовывают по карманам или рюкзакам. 

Студент колледжа Григорий рассказывает, что про АУЕ слышал и в кругу знакомых. Они могут выкрикивать разные слова, но только ради шутки.

«В кругу друзей "поугорать" еще можно, но если ты хвастаешься и орешь это на всю улицу, тебя не поймут. А люди сидевшие за такое могут и наказать. Во всех кастах это идет как не норма и хвастовство, грубо говоря», — рассказал Григорий. 

 Андрей Иванов отметил, что одной из причин попадания в АУЕ-группы считается интернет-зависимость не только у подростков, но и у более старшей части молодежи.

«Большинство подростков все-таки достаточно много времени уделяют виртуальному пространству, и здесь не только моменты, связанные с АУЕ-субкультурой, но и с другими субкультурами. Улично-криминальная субкультура существует, прежде всего, в социальной сети "ВКонтакте", она имеет место, и вовлечение ребенка в это пространство происходит не только в рамках улично-криминальной коммуникации ребенка, но и в рамках сетевого пространства», — подчеркивает эксперт.

АУЕ как наследство от старшего поколения в маленьких городах 

В маленьких городах и поселках городского типа подобная блатная романтика никуда не выветрилась, да вот только исходит она не сколько от молодежи, сколько от старшего поколения. Корреспонденту агентства рассказали случай из Елабуги.

Руслан и его одногруппники решили отметить окончание учебного года на берегу рядом с Чертовым городищем. 

«Мы сидели на берегу, пели песни под гитару, тут к нам подошел мужчина лет сорока и начал задавать непонятные вопросы. Кстати, он пришел сюда с женой и двумя детьми. Сначала были вопросы о гитаре, потом умеем ли мы играть "блатные" песни, но что мы ему ответили отрицательно», — делится собеседник. 

Далее, как рассказывает Руслан, началась другая череда вопросов: откуда мы, из каких городов, чем зарабатываем? Сразу стало понятно, что он пытается перевести диалог в финансовую плоскость. 

«Начался разговор о том, что, по его мнению, мы якобы в гостях в его городе, и он намекнул, что в гости с пустыми руками не ходят. Так он начал вымогать с нас деньги, угрожая, что у него есть “связи” в наших городах и там нас найдут его друзья», — продолжает Руслан. 

Зарождавшийся конфликт удалось решить с помощью откупа, так как ко всему прочему на место событий подошел и друг мужчины. Молодые люди отдали вымогателям часть своих денег и ушли. 

Свое мнение по этой истории также высказал Эльмир. Он посчитал, что нужно было разговаривать в том же ключе, что и их собеседник. 

«В этой ситуации надо было просто спуститься на уровень мышления этого мужика. А лучше взять инициативу на себя. На любой подобный вопрос нужно ответить: "А ты сам кем будешь, чтобы мне такие вопросы задавать?" Но нужно аккуратно подбирать слова, говорить так, чтобы они не стали поводом для зацепки», — говорит Эльмир. 

Он добавил, что цель беседы АУЕ-товарищей с вами заключается в том, чтобы найти, за что зацепиться. Если они этого не найдут, то есть шанс разойтись миром. 

Истоки пришли из 80-х и 90-х

В 80-е  у милиции опять не было рычагов давления на молодежь, потому как одной из причин была коррупция. Эдуард, который прошел обе эпохи того времени, рассказал, как было раньше.

«Задачей было выкопать друг другу яму, а потом сказать: “Ничего личного – это просто бизнес”. В 80-е у группировок была идея справедливости, правда, и не было “рубилова” за деньги. И были ситуации, если человек, состоящий в группировке, сделал неправильную вещь, то, несмотря на статус, его обоснованно наказывали свои. Были рамки, и переступать через них было нельзя – тебя осудят. Но, к сожалению, в 90-е заканчивается борьба за идеологию и начинается борьба за деньги», — поделился Эдуард.

Владимир Путин обратил внимание на проблему АУЕ-движения 

В феврале 2016 года член Совета по права человека Яна Лантратова обратила внимание на данную проблему на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Тогда она рассказала о случаях, произошедших в Забайкальском крае, где в детдоме воспитательница за украденный банан посадила мальчика в железную клетку, а потом в мешке вынесла ночью в лес. Тогда в ходе проверок было возбуждено 20 уголовных дел. 

После этого инцидента представители СПЧ отправились с проверкой по стране, в ходе которой они столкнулись с процветанием АУЕ-движения в РФ. На тот год по данной проблеме было возбуждено 14 уголовных дел по всей России. 

«И страшно то, что мы видим некую тенденцию: ребенок совершает преступления и правонарушения, после этого он попадает в детскую колонию или спецшколу, где он заражается вот этой криминальной субкультурой. После этого, отбывая свой срок, он возвращается обратно, например в детский дом-интернат, становится там “смотрящим” и насаждает эту криминальную субкультуру среди всех остальных детей», — сообщила в своем докладе Лантратова. 

Владимир Путин запросил предложения и программу решения этой проблемы. 

«Даже ничего не буду комментировать. Давайте ваши предложения, программу. Проработаем, и обязательно будем и помогать вам, и вместе с вами работать. Спасибо большое», — подчеркнул тогда Президент. 

Мнение эксперта об АУЕ-движении

Если говорить об АУЕ-сообществах, они пропагандируют эти романтические блатные идеалы не только в сетевом пространстве. Если внимательно посмотреть многие подъезды города Казани, особенно в спальных районах, они расписаны у нас этой тематикой. Вот эти буквы АУЕ и другие аббревиатуры из уголовного мира стали частью пейзажа города Казани.

«Если говорить о возрастной рамке, то это где-то с 12 – 13 до 21 – 23 лет – это основная группа. В основном это молодые люди, но есть и девушки, если брать в соотношении 9 к 1: 9 молодых людей, но 1 – 2 девушки», — говорит Иванов.

АУЕ-подросток – это молодой человек с невысокой социальной мотивацией, у которого нет возможности для нормальной социализации в этом мире, и он начинает искать защиту. Он психологически и физически уязвим, то есть если помнить возраст подростка, он вроде по внешнему виду взрослый, но еще как бы сохраняет в себе ребенка, и когда он входит во взрослый мир, то, естественно, ему нужна защита.

«Получается, что если общество не предоставляет ему защиту и возможность для самореализации, то, естественно, он будет сплачиваться, так скажем, в такие группы, где ему обеспечат защиту. В таких группировках присутствует корпоративное братство, и человек чувствует себя защищенным», — отмечает доцент.

В том числе он отметил, что феномен улично-криминальных субкультур — это по сути один из способов социализации подростка и юноши. Такой механизм социализации включается в том случае, когда у подростка не развиты коммуникации или дефицит общения в рамках семьи, в рамках школьного пространства, то есть это такой способ социализации, очень болезненный.

«На подростка, который попал под АУЕ-зависимость, ни в коем случае нельзя наклеивать ярлыки, надо разобраться с причинами вовлечения. Обычный ребенок, который окружен теплом и лаской со стороны родителей, успешен в обучении, у которого достаточно широкий кругозор и родители которого в мягкой форме настаивают заниматься какими-либо видами спорта, чтением литературы, как-то развивают его увлечения, — вот такие дети обычно не попадают в зону риска»,— объясняет Андрей Иванов.


Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев