Как член Комитета по бюджету и налогам расскажите, как и когда будет скорректирован федеральный бюджет.
Уже на этой неделе мы рассматриваем изменения в бюджеты (федеральный бюджет, бюджет Пенсионного фонда РФ), которые приняты буквально три месяца назад. Основные причины изменений такие: Президент в своем Послании обозначил очень важные инициативы, которые направлены на поддержку семей с детьми и борьбу с бедностью. Это дополнительные деньги, которые нужно предусмотреть с 1 января, поэтому изменения в бюджет будут иметь обратный эффект.
Это первая причина, вторая — бюджет составляется на основе прогноза макроэкономического развития, некоторые показатели изменились, поэтому меняются параметры доходов и расходов. Третья причина — все деньги в бюджете, которые подразумеваются для субъектов, распределены по субсидиям. Поскольку предусматриваются дополнительные деньги, предусматривается дополнительное распределение регионам. По закону мы должны рассмотреть бюджет во всех трех чтениях в течение 25 дней.
Давайте по порядку. Как именно изменился макроэкономический прогноз?
Уточнен темп роста экономики. В 2020 году подразумевался 1,7, стало 1,9. Прогноз показывает, что в этом году мы вырастем чуть больше. Изменился рост реальных доходов населения. Это тоже хороший показатель, который предполагался на уровне 1,5, изменили на 1,9 на 2020 год. Рост реальных заработных плат в прогнозе был 2,3, изменили на 2,4. Инфляция, индекс потребительских цен остаются на том же уровне.
В результате эти перемен меняются и параметры бюджета — доходы, расходы, дефицит. Бюджет у нас будет профицитным, поэтому о дефиците мы не говорим. Доходы в этом году увеличатся по сравнению с тем, что мы планировали три месяца назад, на 214 млрд рублей. В 2021 году — на 645 млрд рублей, а в 2022 году — на 755 млрд рублей.
Как изменятся расходы? Они тоже вырастут — на 163, 557 и 678 млрд рублей в ближайшие три года. Главной причиной увеличения расходов станут инициативы, которые определены Президентом Российской Федерации: материнский капитал, пособия на детей от 3 до 7 лет, софинансирование музыкальных школ, программа развития сельских территорий и др.
Какие дополнительные средства поступят в Татарстан?
Внесенные изменения в бюджет подразумевают дополнительные расходы на поддержку семей с детьми от 3 до 7 лет, на софинансирование поддержки школ искусств и музыкальных школ, а самое главное — на дополнительные выплаты учителям, которые ведут классное руководство.
Вы не озвучили среди изменений программу материнского капитала, которую продлили до 2026 года.
Да, мы должны рассмотреть еще бюджет Пенсионного фонда РФ, поскольку именно он администрирует материнский капитал. Его мы также начнем рассматривать на следующей неделе. Как вы знаете, 466 тыс. рублей полагается за первого ребенка, 616 тыс. рублей — за второго и последующего. Если учесть, что на третьего ребенка полагается дополнительная субсидия на жилье в 450 тыс. рублей, то семья может рассчитывать на дополнительную поддержку почти в 1 млн рублей.
Председатель Правительства России Михаил Мишустин заявил, что стране рассматриваются вопросы снижения налогов. Насколько это реально сделать?
Для любой страны первостепенная задача — повышать рост экономики, а он напрямую связан с налоговой нагрузкой. В нашей стране она высокая. Есть налоги на труд, то есть страховые взносы. Это 30%, а если к ним прибавить еще НДФЛ в 13%, то получается неимоверная нагрузка на работодателей. Это обеспечивает огромную теневую занятость, люди не платят эти деньги. Надо думать, как снизить налоговую нагрузку на труд.
1% всех страховых взносов в России — это 200 млрд рублей. Если удастся снизить нагрузку хотя бы на 10% (это 2 трлн рублей) то мы существенно снимем нагрузку с бизнеса, поэтому вокруг вопроса идут серьезные обсуждения. Снижение налоговой нагрузки, на наш взгляд, станет драйвером роста экономики. Но когда мы снижаем налоговую нагрузку, нужно компенсировать выпадающие доходы внебюджетным фондам. Пока источник не определен. В стране в целом стабильная макроэкономическая ситуация, минимальный долг, хорошие резервы, низкая инфляция. Конечно, мы пока не знаем, как на ситуацию в экономике повлияет коронавирус.
Как врач дайте советы татарстанцам: как обезопасить себя от коронавирусной инфекции?
Сегодня коронавирус — это не пандемия, но есть ряд неопределенностей, они-то и вызывают вопросы. Например, непонятно, как этот вирус возник и как он распространяется. Интересно, что нет ни одного клинически подтвержденного случая заболевания у детей. Мы пока не знаем, могут ли дети передавать вирус взрослым. Мы же можем находить вирус у детей, но при этом они не болеют и у них нет серьезных осложнений. Ситуация в Китае улучшается, но Иран, Италия и другие страны показывают высокий рост заболеваемости. Государства, которые предпринимают меры — информируют граждан, закрывают большие публичные мероприятия, — смогли стабилизировать ситуацию, что и происходит в РФ.
Что могу посоветовать гражданам? Надо быть максимально здоровым, потому что этот вирус наиболее тяжело поражает тех, у кого есть усталость организма, иммунная недостаточность, хронические заболевания. Нужно беречь себя от избыточной нагрузки, стараться не посещать большие публичные мероприятия. Там, где это возможно, использовать маску, хотя она больше нужна тем, кто уже имеет симптомы заболевания. Значительно чаще нужно мыть руки, потому что вирус попадает сначала на поверхности, а когда мы их касаемся, то сами себя инфицируем через руки.
При этом в мессенджерах рассылается большое количество фейковой информации, которая приводит к паническим настроениям. Они тут совершенно неуместны. Нужно доверять только официальной информации, которая есть в открытом доступе. Уверен, что эта тема пойдет на спад и нам удастся уберечься от более широкого распространения инфекции.
Вы выступаете как соавтор законопроекта о введении акцизов на нетабачный снюс. Почему такая инициатива, на ваш взгляд, выгоднее полного запрета?
Уточню, что мы имеем дело с бестабачными никотиновыми смесями, а не со снюсами, которые давно запрещены. Это искусственный никотин. Есть два подхода к решению вопроса: запретить и начать регулировать. Если мы запрещаем, то завтра мы загоним эту сферу в тень и уже не сможем ее контролировать. Поэтому мы предлагаем ее регулировать, установить акциз на продукцию. Начать нужно с перевода этой вещи в правовое поле, установить правила производства и распространения. Мы сможем установить жесткие ограничения, в том числе в дозировке. Тогда мы будем знать в лицо всех производителей, видеть импорт и экспорт.
У нас уже был опыт с синтетическими наркотиками. Когда их запрещали, каждый раз появлялся новый, еще не запрещенный вид. Пока мы успевали запретить его, люди уже на него подсаживались. Мы считаем, что это путь в никуда. Нужно регулировать, выводить в легальную плоскость и устанавливать правила оборота. Акциз в данном случае — это не способ заработать, а возможность перевести в регуляторную плоскость.
После выхода фильма Юрия Дудя об эпидемии ВИЧ в России эта тема стала звучать чаще. Недавно у себя в Instagram вы опубликовали фото с ВИЧ-позитивной активисткой Светланой Изамбаевой. Вместе вы готовите какой-то проект?
Да, недавно мы встречались со Светланой Изамбаевой, с которой давно сотрудничаем. Я ее знаю с давних времен как человека, который всей своей деятельностью показывает пример обществу, как необходимо выстраивать политику государства по отношению к ВИЧ-инфицированным и в целом проблеме СПИДа. Во-первых, они должны получать лечение, во-вторых, они такие же граждане общества. В целом отношение к этой проблеме в нашей стране должно меняться. Одновременно должна идти работа по тому, как не стать ВИЧ-инфицированным.
Вместе со Светланой Изамбаевой мы обсуждали большой проект, который мог бы выйти за пределы Татарстана. Идея заключается в том, чтобы в один определенный день люди обратили внимание на то, что рядом с нами живут граждане, которые по какой-то причине стали ВИЧ-инфицированными. Мы могли бы в этот день обратить внимание на следующие вещи: это такие же граждане, которые имеют такие же права. Во-вторых, что нет никакого риска заразиться ВИЧ-инфекцией во время общения или обычного бытового контакта. В-третьих, это нужно для того, чтобы молодежь знала, как избежать инфицирования, а если такое все-таки произошло, жизнь не заканчивается. Есть возможности, чтобы качественно жить долгой и счастливой жизнью, рожать здоровых детей, учиться и т.д.
Кроме того, мы сможем обратить внимание властей на то, что ВИЧ-позитивных людей надо поддерживать. Сегодня препараты для терапии крайне дорогие, но их постоянный прием и бесплатное обеспечение позволяют качественно жить и сделать так, чтобы ВИЧ-инфекция не превращалась в СПИД.
Но ведь уже существует Всемирный день борьбы со СПИДом, который отмечается ежегодно 1 декабря. Кроме того, в третье воскресенье мая принято вспоминать людей, умерших от СПИДа.
Да, но нет дня, когда мы просто напоминаем гражданам о такой проблеме, как ВИЧ. Нужно говорить о том, что к этой теме нужно быть толерантными, а также нужно принимать меры, чтобы не стать ВИЧ-инфицированным. Мы бы хотели учредить не день памяти, а день, когда мы могли бы обратить внимание россиян на эту тему. Мы обсуждали разные варианты. Это могут быть лекции в День знаний, например, или в какой-то другой день. Это пока обсуждается. Эмблемой этого движения мог бы быть красный шарф, как красная ленточка, напоминающая о том, что проблема есть. А раз ты помнишь, ты всегда защищен, толерантен.
Проблема перешла серьезную грань. Более 1 млн граждан в РФ уже инфицированы, а в Татарстане каждый день 3 человека узнают о том, что они ВИЧ-инфицированы. И это только из тех, кто сдает анализ, а сколько людей, которые даже не задумываются о том, чтобы провериться. Мы бы хотели, чтобы люди могли доступно провериться, защититься и знать о проблеме. Только так мы сможем уменьшить количество заболеваемости в стране.
СМИ также сообщают о случаях, когда российские медики отказываются принять или лечить пациентов со статусом ВИЧ. Что вы думаете об этом?
Вопиющие случаи. Это абсолютная безграмотность, и на ее ликвидацию и нацелена наша акция. Люди должны понимать, что мы живем в XXI веке, поэтому проблема решается, от ВИЧ-инфекции можно защититься и что мы должны отстаивать права тех, кто, к сожалению, оказался один на один с этой проблемой.
Нет комментариев-