Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Открытое письмо журналиста Рузили Мухаметовой дирижеру Александру Сладковскому

Открытое письмо журналиста Рузили Мухаметовой дирижеру Александру Сладковскому
Журналист агентства «Татар-информ» Рузиля Мухаметова обращается к художественному руководителю и главному дирижеру Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, народному артисту России Александру Сладковскому с открытым письмом.
Уважаемый Александр Витальевич! Свое обращение начинаю словами благодарности. Фестиваль «Мирас», появившийся у нас благодаря вашей инициативе, – очень нужный проект для республики и для всего татарского народа. Из года в год программа фестиваля становится богаче и интересней, и это внушает оптимизм, надежду на светлое будущее татарской национальной классической музыки. Программа нынешнего форума и его первый концерт – тому подтверждение. Вы возродили в памяти татарского зрителя имена Анвара Бакирова, Рашита Губайдуллина, Захида Хабибуллина, Шамиля Шарифуллина. Напомнили балетные постановки «Кисекбаш», «Водяная», «Заколодованный мальчик», «Юсуф и Зулейха». Показали, какое богатство лежит в архивах. Спасибо вам!

Говоря словами арт-директора фестиваля, уважаемого профессора Вадима Дулат-Алеева, «Сладковский смог открыть красоту татарской музыки, спрятанную в нотах». Если вам удалось представить концерт татарской музыки на таком уровне, значит, республика не ошиблась в вас, пригласив руководить своим самым большим оркестром. Естественно, что после такого от вас ожидают еще более смелых шагов.

Я считаю, что фестиваль достоин самой большой государственной награды Республики Татарстан – премии Габдуллы Тукая. Да, он проходит всего третий раз. Ну и что! Если уже в третий раз фестиваль взял такую высоту, почему бы не отметить его достойной наградой?! Профессор, музыковед Вадим Дулат-Алеев нашел забытые ноты, пылившиеся в архивах полвека, и подготовил их к фестивалю – его труд достоин того, чтобы преклонять перед ним голову. А ваше «открытие красоты татарской музыки, спрятанной в нотах» – неоценимый труд перед народом.


Перейдем к главному. Перед первым концертом III фестиваля татарской академической музыки имени Назиба Жиганова «Мирас», посвященным выдающемуся татарскому дирижеру Фуату Мансурову, вы объяснили, почему не выезжаете в города России и Европу с татарской академической музыкой. Да, все решают рыночные отношения и все те же продюсеры. Эти же слова мы слышим из уст руководства Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, в частности от его директора Рауфаля Мухаметзянова и его заместителя по продажам билетов Юрия Ларионова.  Творческие коллективы вынуждены «танцевать под дудку» продюсеров ради возможности выезжать на гастроли и показывать коллектив. Понятно.

Позвольте вам рассказать о том, каким путем татарскую музыку можно представить европейской публике. Известно, что, заканчивая концерт, оркестр играет на «бис». Здесь выбирается музыка, доводящая эмоции зрителя на высшую точку, и дирижер с музыкантами купаются в аплодисментах. Александр Витальевич, а что если во время одного из гастролей сыграть на «бис» татарское произведение?! Скажем, выбираете на бис два произведения: одно согласно концепции – на ваш выбор, второе – из национального. «Бис» – это ведь бонус зрителю, сыграв основную программу, прописанную в договоре, почему бы не предложить слушателям национальные мелодии? Что на это скажет продюсер? Дать послушать раз, второй… а может, упомянутая вами «капля» – это оно и есть?

Есть и второе предложение. Эта идея появилась после выступления председателя Союза композиторов Татарстана, известного композитора Резеды Ахияровой на концерте, посвященном выдающемуся дирижеру Фуату Мансурову. Резеда Ахиярова упомянула в своем выступлении о том, что Мансуров работал в Казани над очень смелым, решительным проектом. «Работая в Казани, он сдружился с композиторами Татарстана и начал готовить концерты под названием «Премьеры с Фуатом Мансуровым». Здесь звучали только новые произведения. Требуется решительность, чтобы предложить зрителю незнакомое, новое. А Фуат Шакирович сделал это. Он совершил трудоемкое дело для развития национальной симфонической музыки в Татарстане», – рассказала композитор. 

Александр Витальевич, вы в Татарстане продолжаете дело такой выдающейся личности, как Фуат Мансуров, вы обновили оркестр, которым он руководил четверть века, повысили его уровень. А может, стоит продолжить и начатый им проект? Почему бы не быть в республике проекту «Премьеры Сладковского», представляющему зрителю произведения татарских и татарстанских композиторов?! Если бы новые творения наших молодых и талантливых композиторов – Эльмира Низамова, Эльмиры Галимовой, Радика Салимова – выходили в свет по вашему благословлению?


Продолжая тему Фуата Мансурова, у меня есть и третье предложение. Очевидно, пришло время основать фестиваль или премию имени Мансурова, чтобы увековечить его память. Давший жизнь в республике пяти-шести международным фестивалям и успешно их развивающий оркестр мог бы организовать фестиваль имени Фуата Мансурова, или же в области академической музыки можно было бы учредить республиканскую премию его имени… Считаю естественным, что инициатором дела по увековечению имени Мансурова, руководившего оркестром,  мог бы выступить этот самый оркестр.

Сохранение и развитие татарского национального искусства – задача, миссия каждого коллектива, работающего в Татарстане. Мы в вас верим, Александр Витальевич!

Оставляйте реакции
Почему это важно?
Расскажите друзьям
Комментарии 0
    Нет комментариев