В период становление ТАССР к традиционным религиозным праздникам прибавились также революционные советские праздники. 1 мая 1920 года состоялся первый коммунистический субботник, а вместе с ним парад и митинг на Ивановской, которая сейчас носит название Площади 1 мая.
Сабантуй с «угольными призами»
Одновременно с празднованием образования ТАССР жители республики отмечали национальный татарский праздник Сабантуй. Место празднования с 1918 года был сад «Аркадия» на левом берегу озера Средний Кабан. Кроме традиционных народных игр на Сабантуе в то время проводились также велосипедные и лодочные гонки, существовал особый «детский Сабантуй», в празднование включались «морские бои» на озере Кабан, полеты на аэропланах над Волгой и Казанью и лотерея, в которой призами были уголь-кокс и черепица для крыш. Такие подарки считались ценными, поскольку были труднодоступны.
В первые послереволюционные годы средства, собранные на Сабантуе, шли на благотворительность для помощи беспризорным детям, семьям фронтовиков и погорельцам.
Постановки про коммунистов
Народ в 1920-х годах развлекали и так называемые «революционные празднества» — театрализованные действа на улицах города, но обязательно на коммунистические темы. Так как подобное зрелище было бесплатным и доступным любым слоям населения, то революционные представления стали любимой формой культурного досуга казанцев.
Первое массовое празднество в городе называлось «Русская Свобода», рассказывающая о жертвах борьбы за свободу, начиная со Степана Разина. 7 сентября 1921 года представление было поставлено на Театральной площади, позднее в связи с этим официально переименованной в площадь Свободы.
Казанцы наряду с уличными постановками активно посещали и театры: Малый на Покровской улице, в Пассаже и Коммунистическом клубе напротив него, Народный театр и в Доме железнодорожника. Особенно выделилась татарская театральная группа «Сайяр». Постановки «Зулейха» Гаяза Исхаки и «Галиябану» Мирхайдара Файзи у зрителей пользовались наибольшим успехом. В кинотеатрах же обычно показывали фильмы-памфлеты, которые часто были низкопробными. Посмотреть кино можно было не только в кинотеатрах, но, например, в студенческой столовой на Ново-Горшечной улице. Там после обеда показывали немые фильмы за совсем небольшие деньги. Особый интерес вызывали зарубежные киноленты — например, о Тарзане.
Игры без спиртного
Представители средних классов и интеллигенция часто ходили друг к другу в гости и играли в лото, карты, шахматы, «третий лишний», «горелки», «конфетти» и разыгрывали шарады. Спиртное в основном на таких посиделках не употребляли, а чаще всего устраивали веселые танцы.
«Времена ТАССР я застала в селе Новое Кадеево (сейчас Утыз Имян) Черемшанского района. В основном мы с друзьями собиралась в пять или шесть вечера в определенном месте около какого-нибудь дома или на поляне. Мы называли это „Кич белән җыелу“. Приходили и девушки, и парни, хотя нам особо не разрешалось общаться с молодыми людьми. Если мы возвращались после девяти или десяти вечера, то родители нас очень ругали и грозились больше никуда не пускать. Мы собирались компанией, чтобы немного отдохнуть от дневной работы и вместе поиграть.
Часто играли в „сукыр тәкә“ или просто жмурки: завязывали повязку на глаза и искали игроков по хлопку, на слух. Еще была одна занимательная игра „куркытылыш“, когда мы объединялись по пять или шесть пар, однако суть игры я плохо помню. Также мы играли со стульями: ребята ходили по кругу и пританцовывали, пока играет гармошка, когда музыка затихает, нужно успеть занять свое место. Проигравшим обычно давали небольшое задание как наказание: они должны были спеть песенку или загадать загадку. Многие из нас умели играть на гармошке, на флейте и на мандолине — это музыкальный инструмент наподобие маленькой балалайки», — рассказывает пенсионерка Разия Махмудова.
Из неазартных игр казанцы предпочитали бильярд, кегли, шахматы и шашки, но в общественных заведениях играли в них только по разрешению НКВД Казани. На улицах и бульварах города запрещались футбол, городки, пускание воздушных змеев, где проходили провода, а также катание на санках, лыжах и коньках не в специально отведенных для этого местах. Запрет особенно касался сеансов хиромантии, гаданий и всяческих предсказаний.
Зато казанцы могли посещать цирковые представления. Так, бешеный успех в Казани имел гипнотизер Арро, выступавший в 1929 году. А профсоюзы активно покупали для своих рабочих билеты в театры.
Проведение культурного досуга означало и посещение всевозможных музеев — Центральный музей, Музей революции, санитарно-гигиенический, социальной гигиены и музей при Доме крестьянина.
Елки с исключением из комсомола
В 1930-х началась активная антирелигиозная политика, и Рождество как праздник из календаря исчез. Елки были запрещены, за празднованием с традиционным зимним символом следовало исключение из комсомола. Дед Мороз также стал один из главных врагов советского народа, «союзником попа и кулака». Вместо Рождества появился привычный для нас Новый Год. Но и этот праздник считался только детским и проводился без застолья и посиделок. С 1936 года вновь разрешили устройство новогодних елок. Они стаи устанавливаться для детей и по месту работы родителей, на празднике — никакого оливье, из угощений — какао и пирожные.
Взамен Нового Года взрослые активно отмечают октябрьские и майские праздники, выходят нарядными на демонстрации. Обычно в таких случаях на стол ставились пироги, картошка, капуста, квас и домашняя наливка.
Санатории, лагеря и полеты за 12 рублей 50 копеек
В то же время приобрел популярность отдых в санаториях и домах отдыха. Первый дом отдыха «Здравница» в Казани был построен еще в 1921 году на берегу озера Кабан, а через год построили еще один — у станции Васильево. Путевки перед войной в дома отдыха стоили 170-250 руб. за 12 дней, а в санатории в два раза дороже, но уже за месяц. Часть путевки часто оплачивал профсоюз.
Молодежь Казани часто состояла в Осоавиахиме — Общество содействия обороне страны и авиационному и химическому строительству СССР. Грезя о полетах и приключениях, молодые люди сдавали нормы на «Ворошиловского стрелка» и ходили в военизированные походы по Волге. Накануне войны каждый желающий мог в аэропорту за 12 руб. 50 коп. увидеть город с высоты птичьего полета.
«В первое послевоенное десятилетие казанцы вернулись к привычным формам досуга. В теплые летние дни купались и загорали, в том числе в черте города — например, на Кабане. Там были вышки для ныряния, сдавались лодки напрокат, покататься на лодке можно было, оставив в залог паспорт, прокат стоил два рубля в час. Летом те, кто имел возможность, отправляли детей в пионерские лагеря, например, в еще довоенный лагерь „Яльчик“ (в войну там размещался детдом)» Книга «Культура повседневности провинциального города. Казань и казанцы в XIX–XX веках», авторы: Е. Вишленкова, С. Малышева, А. Сальникова
Джаз, стиляги в Доме ученых и парковые прогулки
Что касается музыки, то жители города еще до войны начали слушать джазовые пластинки с записями оркестра Эллингтона, а также отечественных исполнителей — Александра Цфасмана и Генриха Варса. Из-за особой любви к джазу в Казань приехал джаз-оркестр Дмитрия Покрасса, выступавший в здании драматического театра.
Вслед американской музыке казанцы потянулись также и к другому знаменитому молодежному направлению в массовой культуре — стиляжничеству. Улицу Баумана казанские стиляги называли «Бродом» — сокращенное от американского Бродвея в Нью-Йорке, а Дом ученых стал центром для такой молодежи. Его директор Лазарь Ванштейн одобрял новое модное формирование, а тон всем стилягам задавал писатель Василий Аксенов.
В 1960-х в Казани зарождался особый городской национальный фольклор. Среди народа бытовали различные анекдоты, шуточные стишки, остроты и песни, которые формировали общественное мнение. Например, популярным считался отрывок из пьесы Юлия Кима «Московские кухни»:
Чайхана, пирожковая-блинная,
Кабинет и азартный притон,
И приемная зала-гостиная,
По-старинному, значит — салон,
И кабак для заезжего ухаря,
И бездомному барду ночлег -
Одним словом, московская кухня:
Десять метров на сто человек.
«Во времена ТАССР излюбленным местом отдыха и развлечений горожан считался парк им. Горького. Этот парк до революции назывался «Новикова дача», а позже «Русская Швейцария», потому что природой и царящей вокруг атмосферой напоминал казанцам предгорье Альп.
Мне всегда поднимал настроение фонтан в парке с зеленым крокодилом в центре и гипсовыми белыми лягушками по окружности, изо ртов которых струйками текла вода. У нас с семьей была традиция — ходить в парк каждое воскресенье, так как в то время парковая культура развлечения приобретала все большую популярность. Для таких выходов обязательным считалось посещение кафе-мороженого в Ленинском садике, где сладкое лакомство продавали в железных креманках и, конечно же, вкуснейший сок в конусах. Также в парке им. Горького находилось множество гипсовых скульптур пионеров и спортсменов, а еще запомнились статуи персонажей из «Маугли» Киплинга: Багира, Балу и сам Маугли, которые смогли дожить до конца 80-х.
Для молодежи в парке имелась известная танцплощадка, но я не была ни разу на подобных танцах, так как это считалось чем-то неприличным. Однако на этом развлечения не заканчивались, существовала еще летняя эстрада со скамеечками, где организовывались концерты и приезжали знаменитые артисты того времени.
Одно из моих самых запоминающихся детских воспоминаний — это гастроли театра кукол им. С. В. Образцова, в то время он сам еще выступал. Помню, как вместе с семьей мы посмотрели его знаменитую «Лампу Аладдина». Вдобавок почти все дети сбегались на захватывающие и страшные для меня аттракционы. Я плохо запомнила колесо обозрения и карусели, так как меня сильно укачивало. А наиболее популярными развлечениями в советское время считались тир и комната смеха. Мы с папой часто туда ходили, особенно помню, как в тире я стреляла из маленькой винтовки. Сейчас территория парка сильно урезана дорогой и выездом на Миллениум, но все-таки это все еще остается одним из популярнейших и любимейших мест отдыха горожан. Можно сказать, своего рода продолжение традиций советского времени», — вспоминает жительница Казани Ольга Несмелова.
Нет комментариев-