В апреле этого года Президент Татарстана Рустам Минниханов на три месяца заморозил застройку исторического центра Казани. За это время должна была быть созвана рабочая группа, которая сформирует план для устойчивого развития территории исторического поселения Казани и проведет ряд форсайт-сессий архитекторов с пошаговым проектированием, рассказала тогда ИА «Татар-информ» помощник Президента РТ Олеся Балтусова. Задача группы — увязать градостроительное развитие территории и сохранение исторического наследия, выявить казанскую идентичность, понять, почему «в центре сейчас так пусто и грустно, по каким причинам центр стал таким «несомасштабным» человеку и агрессивным к пешеходу».
Установочный семинар по разработке технического задания на концепцию устойчивого развития исторического поселения Казани прошел в стенах КГАСУ с участием архитекторов, музейщиков, проектантов, городской администрации, застройщиков и неравнодушных жителей города. Инициатором дискуссии стала Олеся Балтусова.
Исторический центр города касается всех жителей
Модератором семинара стал основатель Центра прикладной урбанистики Святослав Мурунов. ЦПУ — это сетевое сообщество городских команд, которое занимается комплексным исследованием постсоветских городов. Как признался Мурунов ИА «Татар-информ», он лично работал над проектами примерно в 500 городах.
Фото: ВКонтакте
«Наш подход заключается в том, что в каждом новом проекте заново разрабатываются подходы к реализации подобных проектов. Это такая научно-исследовательская работа, чтобы посмотреть, могут ли в постсоветском пространстве появиться собственные технологии устойчивого развития», — сказал он.
Во многих городах исторические центры характеризуются тем, что местных жителей там маловато, территория больше используется в административных, рекреационных и демонстрационных целях, отметил эксперт.
«Второе — исторический центр касается не только тех, кто там живет, но и всех жителей города. Это общая идентичность, место истории, памяти. Наша задача — сделать так, чтобы каждый из субъектов был представлен в процессе, чтобы уже потом на этапах, когда решения будут приняты, не плодить конфликты», — продолжил собеседник агентства.
Мурунов напомнил о нынешних конфликтах, связанных с принятием генплана Казани. По его мнению, они связаны с тем, что при его разработке использовался старый подход.
«Сели в кабинете, разработали техническое задание, провели конкурс (выиграл Московский институт генплана). Они сделали математические модели, привезли проект сюда. Провели публичные слушания, а люди не понимают, что нарисовано. Генплан затрагивает их интересы — никто не проводил с ними разъяснительную работу. Большая часть городских конфликтов построена потому, что затрагиваются чьи-то интересы», — резюмировал специалист, напомнив, что его задача — как раз учесть интересы всех стейкхолдеров и предотвратить проблемы в самом начале разработки техзадания.
Программа ликвидации ветхого жилья и генетический код Казани
Казанский архитектор Олег Маклаков напомнил собравшимся, откуда пошли проблемы в центральной части Казани — с начала реализации программы ликвидации ветхого жилья. Тогда, по его словам, пошла под снос вся территория ул. Подлужная, Ярмарочной площади и Суконной слободы. Затем он перешел к точкам градостроительных конфликтов: та же Ягодная слобода, ТЦ «Кольцо», ул. Нагорная-Тельмана, Clover House, квартал Б, ул. Хади Такташ и территория Третьей Горы.
По мнению докладчика, на некоторых из этих зон уже можно начать реализовывать проекты, в частности в Ягодной слободе.
Заместитель председателя Татарстанского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Фарида Забирова в своем выступлении также отметила роль ликвидации ветхого жилья в проблеме. «Это этап развития нашего города, когда все деревянные объекты были записаны в ветхие, памятники — не памятники, 78 всего их осталось, кто отказался переселялся в новые районы. У нас сегодня 78 деревянных домов», — сообщила Забирова.
Кроме того, она предложила с помощью археологических методов определить «генетический код» Казани и, полагаясь на него, воссоздавать уникальную среду в определенных территориях.
«Важно выделить особые по духу места — это Старо-Татарская слобода, Закабанье, центральная часть, Кремлевская — и таким образом выделить особенность этих мест, — рассказала она. — Нам все время приписывают, что мы консерваторы, ничего не пускаем. Мы считаем, что должен центр развиваться, должны появляться новые вертикали, только они должны быть обоснованы. Нужно вычислять места, где могут появиться доминанты (мечети, церкви). Развитие должно быть. Под развитием мы понимаем переосмысление».
Отдельный дизайн-код для исторического центра
Затем слово взяла главный художник Казани Жанна Белицкая. Ее работа, рассказала она, является уже следствием того, что построили девелоперы.
«Проблема в том, что не всегда то, что построили, можно потом использовать предпринимателю. Что в мои полномочия выходит — вывески, цветовое решение существующих зданий, декоративное оформление, архитектурные формы», — начала выступление Белицкая.
Она добавила, что отсутствие единых правил оформления усложняет работу. Проблему может решить отдельный дизайн-код исторического центра, над которым уже работают в исполкоме города, отметила художник.
Как заработать на экономике наследия
Слово дали и представителям девелоперов, которые пожаловались на отсутствие прямого диалога между строительными компаниями и городскими властями. Кроме того, они выразили опасения, что разрабатываемая концепция станет еще одним запрещающим документом, а преград при строительстве в историческом центре и без того хватает.
Также на семинаре подняли вопрос дальнейшей эксплуатации зданий «с красивым фасадом».
«Инвесторы сейчас просто смотрят, какие ограничения существуют, мы перелопачиваем все, что есть в городе, все нормативы, и смотрим, что здесь можно сделать. — рассказал Дмитрий Пузырев, советник по градостроительству и архитектуре компании „Ак Барс Девелопмент“. — Основная проблема — это приспособление этих зданий».
Пузырев напомнил, что его компания сейчас занимается реставрацией здания гостиницы Дворянского собрания и проблема «насыщения жизнью» здания стоит довольно остро.
Деревянный хай-тек
Чтобы Казань не превратилась в лоскутное одеяло, должна быть создана единая концепция, комплексный подход в отношении исторических объектов, заявила заведующая кафедрой «Теория и практика архитектуры» КГАСУ Галина Айдарова.
Она посетовала, что в городе никак не развивается деревянное строительство («деревянный хайтек»), при строительстве не используются аутентичные исторические материалы, а застройка продолжается в слайдинге и железобетоне. По ее словам, такие проекты на ура проходят все комиссии, а чего-то нового все опасаются.
«Все эти уходы трамваев — это антиисторически»
В техническом задании на разработку концепции обязательно нужно учесть, кто будет обживать эту территорию. Об этом заявила доцент кафедры теории и методики географического и экологического образования КФУ Светлана Хуснутдинова.
«Второе — транспорт. Мне кажется, что с точки зрения исторического центра транспорт просто ужасен. Все эти уходы трамваев — это антиисторически», — отметила географ.
Она предложила изучить пример Баку и посмотреть, как можно совершить градостроительную ошибку в «прекрасной исторической среде».
«С людьми Баку сделал все правильно — там люди стирают белье и вешают его на веревочках в центре города, а с транспортом ужас. От морской набережной ты не перейдешь к центру города. Пешком ты еле-еле дойдешь», — посетовала Хуснутдинова.
Генплан Казани дает девелоперам карт-бланш на застройку центра
С Хуснутдиновой согласилась главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, сказавшая, что важно понимать, для кого они проектируют.
Она также выразила недовольство огромным количеством разных регламентов в центре города и отметила, что проектировщикам генплана города ставили задачу «не сковывать центр никакими правилами». Это, по словам Прокофьевой, сделано для того, чтобы центр оставался гибким и отвечал на экономические и социальные вызовы современности.
Помощник Президента Татарстана Олеся Балтусова рассказала, что концепцию будут разрабатывать в течение года. На первый этап (три месяца) мораторий на застройку наложен на объекты, которые не учтены в проекте зоны охраны Казани и кремля, остальные объекты идут на утверждение в прежнем режиме.
В целом участники встречи пришли к выводу, что действительно город нуждается в едином подходе и четким правилам игры в историческом центре Казани. Техническое задание к концепции устойчивого развития территории презентуют мэру Казани Ильсуру Метшину.
Нет комментариев-